Тема 7. Россия и мир в XXI веке.
1. Многополярный мир в начале XXI в.
Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства
В 3 тысячелетие н. э. человечество вступило под знаком глобализации.
Глобальный характер носили устремления Александра Македонского, римских императоров, Чингисхана. Истоки глобализации можно увидеть в XII—XIII вв., когда в Западной Европе стали развиваться рыночные (капиталистические) отношения и росла европейская торговля. После спада в XIV-XV вв. этот процесс продолжился в XVI-XVII вв. Развитию международной торговли способствовали успехи мореплавания и географические открытия. В XIX в. движение товаров по миру стало дополняться движением капиталов. Взаимоотношения между развитыми и отсталыми странами носили характер эксплуатации.
Процесс глобализации притормозили Первая мировая война, мировой экономический кризис и депрессия 30-х гг. XX в., Вторая мировая война. Впрочем, в годы мировых войн взаимодействие в рамках воюющих блоков приобретало более интенсивный характер.
После 1945 г. ускорению глобализации способствовал прогресс в развитии морского, железнодорожного и воздушного транспорта, а также международной телефонной связи. Барьеры для международной торговли устранялись благодаря деятельности международных организаций. Вопрос о «глобальных проблемах современности» с 70-х гг. XX в. не сходит с повестки дня.
Процесс глобализации является объективным и системным, охватывает все сферы жизни общества.
В политической сфере все больше полномочий получают ООН, ВТО, ЕС, НАТО, МВФ, Мировой банк. Реальный суверенитет национальных государств ограничивается. Велика и роль крупных транснациональных корпораций. Из-за свободного перемещения людей и капиталов за границу уменьшается власть государства по отношению к своим гражданам. Проблемы глобальной политики решаются на встречах мировых лидеров в рамках Большой восьмерки и Большой двадцатки. Многие проблемы международных отношений решаются в рамках крупных регионов, потому регионализация является составной частью глобализации.
В экономической сфере глобализация представляет собой резко возросшую интеграцию, взаимозависимость экономик различных стран. Глобализация экономики связана с формированием глобального экономического пространства, в котором отраслевая структура, обмен информацией и технологиями, география размещения производительных сил определяются с учетом мировой конъюнктуры. А экономические подъемы и спады приобретают глобальный, планетарный размах.
Современные информационные системы позволяют финансовому капиталу быстро перемещаться, а финансовым рынкам круглосуточно работать в режиме реального времени.
Глобализация в экономике весьма противоречива. Она облегчает хозяйственное взаимодействие между государствами. Создаются условия для доступа стран к передовым достижениям человечества. Обеспечивается экономия ресурсов. В то же время страны «золотого миллиарда» сохраняют свое привилегированное положение во многом за счет сырьевой периферии. Слабые страны, малый бизнес не выдерживают конкуренции. Сохраняются значительные различия в уровне жизни в разных странах и регионах. Современные экономические проблемы рассматриваются в различном формате, например в рамках Всемирного экономического форума.
В культурной сфере противоречивое влияние глобализации также очевидно. С одной стороны, в культурной глобализации велика роль Интернета, международного туризма, доступности кинофильмов, книг и других продуктов духовного творчества. Происходит определенное нивелирование деловой и потребительской культуры. С другой стороны, возникает угроза угасания национальных культур на фоне популярности международных культурных явлений, часто не самого высокого качества.
Глобализация нередко отождествляется с американизацией. Голливуд выпускает значительную часть фильмов для мирового проката. В США берут свое начало мировые корпорации: Microsoft, Intel, AMD, Coca-Cola, Procter&Gamble, Pepsi и многие другие. McDonald's из-за своей распространенности в мире стала своеобразным символом глобализации. Другие страны тоже вносят свой вклад в глобализацию. Например, один из символов глобализации — IKEA — появилась в Швеции. Популярная служба мгновенных сообщений ICQ впервые была выпущена в Израиле. Усилившееся влияние США во многих странах вызывает негативную реакцию.
Антиглобалисты считают, что глобализация используется США как инструмент для ослабления или уничтожения своих геополитических противников. Известный экономист Джозеф Стиглиц доказывает, что глобализация разрушает промышленность, способствует росту безработицы, нищеты, тормозит научно-технический прогресс и усугубляет экологическую катастрофу на планете. Он критикует политику глобальных институтов: ВТО, МВФ, — которые, по его мнению, используют глобализацию и ее идеологию (свободная торговля, свободный доступ к сырьевым ресурсам, мировое патентное право, использование в качестве мировых валют «бумажных» доллара и евро, вмешательство международных институтов во внутреннюю политику и т. д.) в интересах нескольких наиболее развитых государств, в ущерб большинству стран на планете. Некоторые авторы указывают на то, что глобализация способствует падению рождаемости. Мировой кризис 2008-2010 гг., по мнению многих, показал, что глобализация способствует росту спекулятивной экономики, монополизации производства и сбыта товаров и перераспределению богатства в пользу небольшой группы людей («мирового правящего класса»).
В мировом научном сообществе есть и немало поклонников концепции глобального общества (Global society), с точки зрения которой все люди нашей планеты являются гражданами единого глобального общества, состоящего из множества локальных обществ отдельных стран мира.
Конец однополярного мира
После развала СССР и «бархатных революций» в Европе закончилось глобальное противоборство двух сверхдержав. Возник однополярный мир, где полным гегемоном стали США.
В 1991 г. США помогли изгнать Кувейту иракские войска со своей территории. В 1999 г. была проведена военная операция против Югославии. После террористической атаки на США 11 сентября 2001 г. США ввели свои войска в Афганистан. В марте 2003 г. начали войну в Ираке. Лидер Ирака Саддам Хусейн был казнен. 1 сентября 2010 г. США заявили об окончании иракской войны и постепенном выводе своих войск.
Заявление об окончании однополярного мира сделал Президент РФ Путин во время своего выступления в Мюнхене в феврале 2007 г. Он говорил о возросшей роли Китая, Индии, Европейского Союза.
Летом 2008 г. ряд государственных структур США выступили с заявлениями о том, что в борьбе с международным терроризмом, за укрепление всеобщей безопасности США готовы разделить ответственность с такими странами как Китай и Россия.
Начавшийся летом 2008 г. экономический кризис показал, что внутренняя и внешняя политика США стала одной из главных причин этого кризиса.
В настоящее время Соединенные Штаты Америки обладают крупнейшей в мире экономикой (14,2 трлн долларов валового внутреннего продукта), мощными вооруженными силами, в том числе крупнейшим военно-морским флотом, имеют постоянное место в Совете Безопасности ООН, являются государством-учредителем Североатлантического альянса. США располагают вторым по совокупной мощности ядерным потенциалом на Земле.
Повышение роли КНР в мировой экономике и политике
После 1978 г. начался значительный приток в Китай зарубежных инвестиций по многим каналам и в различных формах. В 1990-2001 гг. Китай использовал 510,8 млрд долларов зарубежного капитала, включая 378 млрд долларов прямых зарубежных инвестиций. К концу 2003 г. бизнесмены более 170 стран и районов мира вложили капиталы в Китай. Число предприятий с использованием зарубежного капитала выросло до 465 тыс. В настоящее время свыше 220 стран и районов мира поддерживают с Китаем внешнеторговые связи.
Вместе с тем Китай становится новой, крупной инвестиционной страной.
Среди его крупных торговых партнеров — Япония, США, Европейский Союз, на которые приходится 55% внешнеторгового оборота. Важны для Китая АСЕАН, Республика Корея, Австралия, Россия и Канада. В 2009 г. Китай обошел Германию по объему экспорта и стал крупнейшим мировым экспортером. Доход от экспорта составляет 80% валютных доходов государства. В экспортных отраслях занято более 30 млн человек. На внешний рынок вывозится 20% валовой продукции промышленности и сельского хозяйства. Номенклатура экспорта насчитывает более 50 тыс. наименований.
Конкурентоспособная рабочая сила, политическая и экономическая стабильность стали важными условиями для выхода Китая на лидирующие позиции в производстве товаров народного потребления.
Китай постепенно осваивается в космосе. Программа пилотируемых полетов в космос имеет целью обогнать США за счет запуска современных космических кораблей и развертывания систем орбитальной доставки. В рамках космической программы действует более ста организаций и предприятий, получающих поддержку со стороны государства.
Значительное внимание в КНР обращается на вооруженные силы. Ежегодный прирост продукции в оборонной промышленности сохраняется на уровне 15%. Четырехмиллионная китайская армия имеет на вооружении современные истребители и бронетехнику последнего поколения, военные корабли, крылатые и межконтинентальные баллистические ракеты, близкие по основным параметрам к ведущим странам мира.
В 2008 г. КНР провела всемирную Олимпиаду, одержав победы в большинстве видов спорта. Высок уровень здравоохранения, медицины, развитию которых в государстве уделяется огромное внимание.
В ближайшие годы общая протяженность железных дорог в Китае составит около 75 тыс. км, включая самую большую сеть высокоскоростных железных дорог (скорость движения свыше 250 км в час). Китай вышел на четвертое место в мире по производству легковых автомобилей. В 2004 г. ВВП США составил около 11 трлн долларов, а ВВП Китая — 6,3 трлн. Его экономика растет со скоростью до 10% в год. При сохранении или даже некотором снижении темпов прироста ВНП но этому показателю Китай к 2020 г. может догнать США, а к 2050 г. — вдвое превзойти Америку. Время покажет. Китай превратился в супердержаву, влияние которой на мировое развитие неуклонно возрастает.
«Зона евро». Расширение ЕС на Восток. Крупнейшим событием в развитии европейской интеграции и всей истории мировой экономики стало введение единой коллективной валюты в рамках ЕС — евро. С начала 1998 г. осуществлялись подготовительные мероприятия: завершалось формирование законодательной базы, осуществлялась реформа государственного управления, составлялся план реформы банков и финансового рынка. С 1 января 1999 г. евро становится полноправной валютой: вводится фиксирование обменных курсов; Европейский центральный банк проводит единую финансовую политику и политику обменных курсов относительно евро; все расчеты по межбанковским, валютным, фондовым биржевым рынкам стали осуществляться в евро. Наконец, с 1 января 2002 г. было осуществлено полное введение единой валюты: вводились евробанкноты и монеты, заменившие национальные денежные единицы; банки, государственные и частные операторы завершили реформу, включая системы взаимных расчетов с частными лицами; в расчетах начинает использоваться только евро.
Введение единой валюты в Европе расценивается как новый этап в развитии мировой валютной системы. Формируется ситуация доминирования и конкуренции сходных по своему потенциалу валют — доллара США и евро. Не исключено внесение изменений в валютное устройство многих стран.
ЕС — крупнейшее интеграционное объединение мира с населением 370 млн человек. Во внешнеэкономической сфере ЕС за годы своего существования установил дипломатические отношения и заключил соглашения со 130 государствами. ЕС поддерживает тесные связи со всеми основными международными организациями.
Между РФ и ЕС в 1994 г. было заключено Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, заменившее Соглашение о торговле и торгово-экономическом сотрудничестве между СССР и ЕС от 1989 г. В конце 1997 г. это соглашение вступило в силу. Между РФ и ЕС существует немало вопросов, которые требуют своего разрешения. Расширение ЕС происходит в основном в восточном направлении. В 2004 г. членами ЕС стали Венгрия, Кипр, Латвия, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, а в 2007 г. Болгария и Румыния. Некоторые российские политики ставят в качестве перспективной задачи вступление в Европейский Союз, но встречных распростертых объятий пока не видно.
Введение евро в 16 странах ЕС стало символом высочайшего уровня экономической интеграции, экономического взаимодействия между различными странами. В результате введения в обращение единой валюты образовалась еврозона. Положительные результаты такого взаимодействия очевидны. Показательно, что одним из самых распространенных символов высокого качества жизни стало понятие «евростандарть (европейский стандарт). Неудивительно, что во многих регионах интеграционные процессы осуществляются с учетом огромного опыта, накопленного в Европе. Можно только добавить, что европейцы своим трудом, своей активной социальной позицией, своей высокой общей и политической культурой заработали, выстрадали свой «евростандарт».
Европейский Союз (Евросоюз, ЕС) представляет собой экономическое и политическое объединение 27 государств — Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония. В 2009 г. население ЕС превысило 500 млн человек, а доля в мировом внутреннем продукте достигла 28% (16,4 трлн долларов). Общий рынок гарантирует свободное движение людей, товаров, капитала и услуг. Между 22 странами — членами Шенгенского соглашения отменен паспортный контроль. В ЕС действуют общие законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел. Вырабатывается общая политика в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. ЕС в качестве субъекта международного права участвует в международных отношениях и заключении международных договоров. По всему миру действуют постоянные дипломатические миссии ЕС, представительства в ООН, ВТО, «большой восьмерке» и Группе двадцати. Делегации ЕС возглавляются послами ЕС. Осуществляется общая внешняя политика, политика в сфере безопасности и обороны.
В то же время остаются сферы деятельности, где решения принимаются или независимыми национальными институтами, или в результате переговоров между государствами-членами. Наиболее важными структурами ЕС являются Европейская комиссия, Совет Европейского Союза, Европейский совет, Суд Европейского Союза, Европейский центральный банк. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами ЕС.
2. Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе
Россия в начале XXI в.. Модернизация общественно-политических отношений
Заканчивались «лихие» 90-е гг. Заканчивался XX в. На страну надвигался новый кризис. Ельцин с трудом избежал насильственного отстранения от должности. Он долго подбирал себе преемника. В августе 1999 г. на этом месте оказался В. В. Путин. Путин на премьерском посту главное внимание уделил антитеррористической операции в Дагестане и Чечне. Захват заложников, неконтролируемая и непредсказуемая ситуация в Чечне, гибель мирных жителей в результате нападения на г. Буденновск, а также взрывы домов в Москве и других городах (погибло более 1,5 тыс. ни в чем не повинных людей) и многое другое в глазах значительной части населения оправдывало жесткую позицию нового главы правительства.
На выборах в III Государственную думу, проходивших 19 декабря 1999 г., значительного успеха добилось избирательное объединение «Единство», которое сложилось лишь в октябре 1999 г. «в поддержку Путина» (лидер — С. Г. Шойгу, министр по чрезвычайным ситуациям). В Думу также вошли КПРФ, «Яблоко», ЛДПР. Радикальные демократы смогли добиться успеха, провели в Думу членов Союза правых сил (СПС) (Б. Е. Немцов, И. М. Хакамада, С. В. Кириенко). Новым объединением центристского типа стало «Отечество — вся Россия». Его возглавили недавний премьер Е. М. Примаков, мэр Москвы Ю. М. Лужков и губернатор Санкт-Петербурга В. А. Яковлев.
В. В. Путин в первые годы своего президентства сосредоточил внимание на укреплении государства и скорректировал осуществление экономических реформ.
Летом 2000 г. началась административная реформа. Было создано 7 крупных округов: Центральный, Южный, Северо-Западный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный, включившие в свой состав сохраненные 89 регионов. Во главе каждого округа президент поставил своих полномочных представителей, среди которых первоначально преобладали генералы. На полномочных представителей легла задача координации деятельности местных органов власти с усилиями федерального правительства, контроль за бюджетным финансированием. Была проведена большая работа по приведению в соответствие местного законодательства с федеральным.
С 2002 г. изменился состав Совета Федерации. Из него были выведены губернаторы и главы администраций. Губернаторы образовали новый совещательный орган при президенте России — Государственный совет. А в Совет Федерации — верхнюю палату Федерального собрания — вошли по два представителя от 89 регионов России — от законодательного и исполнительного органа каждого из этих регионов.
С 2001 г. началось постепенное проведение военной реформы. Среди ее задач поэтапное сокращение численности Вооруженных сил России на 20%, перевод ряда воинских частей на контрактную основу. С 2004 г. начал действовать механизм оформления альтернативной службы вместо службы с оружием в руках.
В 2001 г. были утверждены гимн, герб и флаг Российской Федерации.
В отличие от Ельцина Путин стал непосредственно опираться на созданную и фактически возглавленную им пропрезидентскую партию «Единая Россия». В декабре 2003 г. «Единая Россия» получила 2/3 депутатских мандатов в Думе. Демократические партии либерального толка — СПС и «Яблоко» — потерпели поражение.
На выборах 14 марта 2004 г. Путин получил 71,31% голосов избирателей. Был в полной мере использован административный ресурс и возможности СМИ, подчиненных президентской администрации. На вооружение была взята стратегия и тактика «управляемой демократии». Особую озабоченность кремлевских политических технологов вызывала опасность «цветных» революций, подобно тем, что произошли в Украине (2004), Грузии, Киргизии.
Путин избавился от председателя правительства М. М. Касьянова, который «достался» ему еще от Ельцина. Премьеры стали «техническими», без сосбствен-ных политических амбиций (Фрадков, Зубков). Началось давление на негосударственные общественные организации. Но под огнем критики в отступлении от демократии было объявлено о финансовой поддержке значимых проектов общественных организаций. С 2005 г. стала работать Общественная палата, призванная согласовывать и защищать интересы граждан перед органами законодательной и исполнительной власти.
В декабре 2007 г. «Единая Россия» в результате выборов заняла господствующее положение в V Государственной думе. В российском парламенте остались также КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия».
2 марта 2008 г. третьим Президентом РФ стал Дмитрий Анатольевич Медведев, которого в качестве своего преемника порекомендовал россиянам В. В. Путин. Д. А. Медведев получил 70,28% голосов избирателей. Он стал самым молодым (1965 г. рождения) главой государства в российской истории начиная с 1917 г. В. В. Путин стал Председателем Правительства РФ. Возник «тандем», новая в политической истории России конфигурация. Преемственность власти сохранилась.
Социально-экономическое положение РФ в период 2001-2014 гг.
С 1999 г. начался устойчивый рост экономики. В это же время стали расти мировые цены на нефть, газ, металлы. Стоимость рубля упала, стоимость российских товаров в сравнении с зарубежными понизилась, что вызвало спрос на них и рост промышленного производства. Впервые за длительный период начался рост производства в сельском хозяйстве. Начала осуществляться пенсионная реформа, основанная на накопительном принципе. Началось действие законов о купле-продаже земли. Были приняты Таможенный и Трудовой кодексы. В экономической области началась налоговая реформа. Вместо существовавшего прогрессивного налога, достигавшего 30%, вводился единый социальный налог с физических лиц в размере 13%. Одновременно отменялись различные налоговые льготы.
В первый президентский срок Путина регулярно повышалась заработная плата работникам бюджетных организаций и предприятий, увеличился минимальный размер оплаты труда и соответственно стипендии студентов, повысился прожиточный минимум на душу населения, а также оклады военнослужащих и размеры пенсий.
В 2000-е гг. продолжался курс на разгосударствление, осуществлялись реформы в энергетике и железнодорожном транспорте, направленные на их фактическую приватизацию. В 2002 г. Россия была признана страной с рыночной экономикой, но возможности ведения предпринимательской деятельности в стране ограничивались коррупцией, плохой инфраструктурой, криминогенной обстановкой.
В экономической сфере была поставлена задача удвоения валового внутреннего продукта к 2010 г. Много говорилось о борьбе с бедностью, с коррупцией, о реформе жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), о дешевых кредитах для приобретения жилья. Разговоров оказалось больше, чем реальных результатов.
Критики Путина обращали внимание на то, что рост доходов населения отставал от темпов роста инфляции и платы за коммунальные услуги. От снижения налоговых ставок, по мнению аналитиков, выиграли только богатые. Путину постоянно вспоминали его «кагэбэшное» прошлое и обвиняли в стремлении установить жесткий контроль над средствами массовой информации, региональными органами власти через полномочных представителей. В обществе считали, что огромные нефтегазовые доходы и золотовалютные резервы, оказавшиеся в руках государства, могли бы направляться на крупные промышленные и социальные проекты.
И голос населения был услышан. В 2005 г. началась реализация четырех приоритетных национальных проектов — «Здоровье», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие аграрно-промышленного комплекса». В 2007-2010 гг. на эти проекты были выделены значительные средства. С 2007 г. стала реализовываться программа «Родовые сертификаты», возобновилась диспансеризация населения (профилактические медицинские обследования). Значительные средства стали выделяться на строительство и переоборудование медицинских центров. В 2008 г. руководство страны заявило о том, что рождаемость стала превышать смертность. В 2000-2008 гг. произошло оздоровление социально-экономического положения в стране.
Мировой финансовый и экономический кризис и Россия
В 2008 г. начался мировой финансово-экономический кризис. Он проявился в форме сильного ухудшения основных экономических показателей в большинстве развитых стран. Предшественником мирового кризиса стал ипотечный кризис в США, где в 2006 г. началось снижение числа продаж домов. Из ипотечного кризис трансформировался в финансовый, так как компании потеряли возможность получать капиталы при размещении ценных бумаг, прежде всего в банках. С начала 2008 г. началось снижение объемов производства, спроса на сырье, выросла безработица.
Причинами кризиса посчитали общую цикличность экономического развития, перегрев кредитного и фондового рынков, высокие цены на сырьевые товары (в том числе на нефть). В США, европейских и других странах стали закрываться заводы, банки, газеты и т. д.
Осенью 2008 г. российское руководство заявило о том, что Россию кризис тоже затронул. Началось сокращение промышленного производства. Стала быстро расти безработица. Президент РФ Д. А. Медведев и Председатель Правительства В. В. Путин контролировали социально-экономическую ситуацию.
США, европейские и другие страны приняли комплекс мер для преодоления кризиса в национальных границах. На международных встречах «восьмерки» и «двадцатки» лидеров ведущих стран были приняты меры для стабилизации системы международных экономических отношений, выделены средства для помощи наиболее пострадавшим регионам и странам.
В России государственная поддержка была предоставлена крупным финансово-промышленным группам. Их сохранение «на плаву» российское руководство признало первостепенной задачей для недопущения дальнейшего ухудшения
ситуации в стране. Были использованы золотовалютные резервы, накопленные в предыдущие «тучные» годы, когда были большие нефтегазовые доходы. В государственном бюджете появился дефицит. В условиях кризиса численность безработных в России достигала 7 млн человек. Зарплаты работников государственных учреждений, а также стипендии студентов были заморожены. Было проведено несколько повышений размеров пенсий. Но свой бег ускорила инфляция. Тяжелым ударом по сельскому хозяйству по экономике страны в целом стало экстремально жаркое лето 2010 г.
Во второй половине 2010 г. руководители страны стали говорить о постепенном выходе из кризиса, о росте промышленного производства, доходов от продажи газа, нефти и другого сырья.
В ноябре 2009 г., несмотря на кризис, президент страны Д. А. Медведев в качестве стратегической задачи для страны провозгласил проведение модернизации в самом широком смысле этого слова.
Внешняя политика РФ
Внешняя политика России приобрела более динамичный характер после того, как на смену больному и малодееспособному Ельцину пришел энергичный Путин. Он расширил круг посещаемых государств. После террористической атаки на США в сентябре 2001 г. и захвата чеченскими боевиками большой группы заложников в центре Москвы в октябре 2002 г. на международной арене стали лучше понимать действия российского руководства в Чечне, ставшей одним из очагов международного терроризма. Как признание международного авторитета России можно расценить решения Международного олимпийского комитета и ФИФА о проведении в нашей стране Зимней олимпиды в Сочи в 2014 г. и Чемпионата мира по футболу в 2018 г.
За время существования человечества произошло более 14,5 тыс. больших и малых войн. Среднегодовое число погибших в войнах составило: в XVII в. — 33 тыс., в XVIII — 53 тыс., в XIX — 116 тыс., в первой половине XX в. — 1,2 млн. Больших человеческих жертв требовало решение различных международных вопросов на протяжении всей истории России. С вступлением в XXI в. Россия и россияне как никогда нуждаются в стабильности международной обстановки, без чего крайне затруднительным представляется упорядочить жизнь в стране, осуществлять дальнейшие необходимые преобразования.
Региональные и глобальные интересы России
После распада СССР и Варшавского договора в мире сложилась новая геополитическая ситуация. Новая постсоветская Россия оказалась в достаточно сложном геополитическом положении.
Геополитика представляет собой политологическую концепцию, согласно которой политика государств, в основном внешняя, предопределяется географическими факторами (положение страны, природные ресурсы, климат и др.).
Термин «геополитика» ввел шведский географ Р. Челлен в начале XX в., но основоположником геополитики считается немецкий ученый X. Маккиндер (1861-1941), объяснявший природу мирового господства владением «сердцем Земли» — Хартлендом (охватывающим степные районы России, Западного Китая, Монголии, Афганистана, Ирана и Белуджистана).
Геополитика видела в территории уникальный и наиболее значимый ресурс политической власти, позволяющий государствам реализовывать программу своего жизнеобеспечения, взаимодействовать с торговыми и финансовыми центрами, развивать глобальные и локальные связи с другими центрами.
Геополитическое положение России большинством специалистов признается более уязвимым, чем у СССР. Общая протяженность российских границ составляет более 58 тыс. км. С Норвегией — 219,1 км, Финляндией — 1325,8 км, Польшей — 209,3, Монголией — 3485, Китаем — 4280,4, Кореей — 39,4. На морях: Тихоокеанского бассейна — 16 997,9 км, Северного Ледовитого океана — 19 724,4, на Балтийском море (Калининградская и Ленинградская области) — 458,5, на Черном море — 433,9 км. Протяженность границ с бывшими советскими республиками составляет: с Эстонией — 437,5 км, Латвией — 250, Литвой — 251, Беларусью — 990, Украиной — 1270,2, Грузией — 950,4, Азербайджаном — 367,2, Казахстаном — 7200 км.
У России остался лишь один фактор, заставляющий с ней считаться, — обладание ядерным оружием. В руководстве США немало сторонников развертывания национальной противоракетной обороны. Реализация этих планов способна коренным образом подорвать систему международной безопасности, которая с начала 70-х гг. XX в. базировалась на системе договоров США и СССР по вопросам ограничения стратегических вооружений. В обычных вооружениях Россия в четыре раза слабее НАТО. Военный бюджет стран НАТО превышает расходы России на оборону многократно, например в 1995 г. военный бюджет США составлял 260 млрд долларов, а России — 6,5 млрд долларов. Меньше, чем в США, в 40 раз.
Статус России в мировом сообществе, ее место в системе международных отношений в настоящем и в ближайшем будущем является предметом споров теоретиков и практиков, многих российских граждан.
Некоторые считают, что Россия, являясь официальной преемницей СССР, сохранив за собой место постоянного члена Совета Безопасности ООН и обладая мощным ядерным потенциалом, осталась мировой державой, с которой должны считаться ведущие западные страны. Российских президентов (Ельцина, Путина) западные лидеры приглашают на ежегодные встречи «большой семерки», проявляют уважение в двусторонних встречах. Но в обсуждении действительно важных проблем международной политики слово российских лидеров является совещательным, но не решающим. Западные лидеры руководствуются лишь собственными национальными интересами.
При резко сократившихся ресурсах Россия может играть лишь роль регионального лидера, и российскому руководству приходится считаться со значительно возросшим влиянием западных стран в Прибалтике, Молдавии, Грузии, азиатских государствах.
Западные границы России в связи с расширением НАТО на восток путем включения в состав НАТО бывших стран «социалистического лагеря» (Польша, Чехия, Венгрия) и бывших республик СССР (Латвия, Литва, Эстония) представляются весьма уязвимыми. В 1990 г. в НАТО входили 16 стран, в 2008 г. — 26 государств.
Южные границы с Казахстаном, Азербайджаном, Грузией и Украиной обустраиваются крайне медленно из-за нехватки средств. Морское и воздушное пространство защищается с помощью военно-технических средств, которые создавались десятилетия назад и требуют обновления. На юге сохраняется угроза исламского экстремизма. Малонаселенные Восточная Сибирь и Дальний Восток находятся в зоне мощного экономического влияния со стороны таких мировых гигантов, как Япония и Китай.
Современные проблемы человечества и роль России в их решении
Понятие «глобальные проблемы» появилось в международном лексиконе в последней трети XX в. Войны, природные и техногенные катастрофы, новые болезни показали, что жизнь на Земле весьма уязвима. Благодаря обмену информацией, общению на международных конференциях и в международных организациях постепенно пришло понимание того, что многие проблемы являются действительно глобальными. Они могут быть решены совместными усилиями всего человечества, если оно не хочет исчезнуть с поверхности земного шара.
Наша страна тоже столкнулась с этими проблемами. Мощное индустриальное развитие и интенсификация сельского хозяйства породили множество экологических болевых точек. В апреле 1986 г. произошла авария на Чернобыльской АЭС. В годы перестройки по стране прокатилась волна межэтнических конфликтов. В постсоветский период обозначилась проблема демографической деградации, депопуляции.
Современная Россия является крупнейшей ядерной державой с огромным промышленным, научно-техническим, интеллектуальным и культурным потенциалом.
От позиции руководства России во многом зависит гарантированное предотвращение возможной ядерной войны и полное прекращение гонки вооружений. В этой области еще в 60-70-е гг. XX в. были подписаны серьезные соглашения, которые стабилизировали и сделали предсказуемыми международные отношения. После распада СССР Россия выступила гарантом соблюдения подписанных в свое время соглашений. На территорию России были перемещены запасы ракетно-ядерного оружия из ряда бывших республик СССР. После продолжительных переговоров в 2010 г. был подписан договор ОСВ-3, который стал очередным шагом по сокращению опасности ядерной войны.
Российское руководство выдвинуло немало инициатив, направленных на разрешение существующих глобальных проблем. На собственной территории россияне вплотную столкнулись с проблемой международного терроризма. Опыт показывает, что успехи в деле решения глобальных проблем современности зависят от позиции ведущих стран мира, особенно США. Так, после террористической атаки на США в сентябре 2001 г. правительство этой страны предприняло серьезные меры против международного терроризма, действуя в кооперации с другими странами.
Крупный вклад наша страна вносит в решение энергетической проблемы, которая остро стоит в странах, не обладающих собственными запасами газа, нефти, угля, гидроресурсами. Значительная часть потребностей европейских и азиатских стран удовлетворяется за счет экспорта энергоносителей из нашей страны. Россия является одной из ведущих стран в области атомной энергетики.
Россия остается одним из лидеров в освоении космического пространства.
Не стоит недооценивать роль транспортных путей, которые пересекают территорию современной России.
Сохраняет свои международные позиции, свое всемирное значение российская культура.
Решение глобальных проблем современности само по себе представляет глобальную проблему, так как требует согласования самых разнообразных интересов, выделения огромных финансовых средств, четкой координации действий всех заинтересованных сторон и последовательной политики на протяжении длительного времени.
Изучение дисциплины «История» является одним из элементов понимания простого тезиса — Земля у нас одна, Россия у нас одна. Нам по силам это сберечь.