Вопрос 2. Организация и управление здравоохранением
Здоровье населения является критерием качества народонаселения. Здоровье населения и экономика тесно связаны друг с другом. Уровень экономического развития, благосостояния отражаются на состоянии здоровья населения. Здоровье населения определяет способность к воспроизводству трудового потенциала, трудовых ресурсов. Такие же факторы здоровья, как старение населения, распространение заболеваний, наступлений инвалидности, наносят ущерб производительным силам общества, сказываются на экономическом развитии страны.
Проблему развития здравоохранения можно подразделить на несколько блоков.
Первый из них определяет выбор стратегии развития здравоохранения с учетом особенностей. Оказание медико-социальных услуг требует личного контакта производителя и потребителя. В здравоохранении неоднозначно прослеживается связь между затратами труда и его количественными результатами – состоянием здоровья членов общества.
Ценообразование на услуги требует учета механизма сочетания принципов экономической эффективности и социальной справедливости. Социальная справедливость понимается как доступность медико-социальных услуг всем слоям населения. В зависимости от того, отдается ли предпочтение экономической эффективности или социальной справедливости, определяется действующая модель хозяйствования и финансирования здравоохранения.
В первой модели основным инструментом удовлетворения потребности в медицинской помощи является рынок услуг. Потребности малообеспеченных слоев общества, пенсионеров, безработных обеспечивает государство за счет развития программ здравоохранения.
Во второй модели поставщиком и покупателем медицинских услуг выступает государство, которое гарантирует удовлетворение массовых потребностей в ней. Рынку отводится незначительная роль в предоставлении лечебно-профилактической помощи под контролем государства. Основным источником финансирования здравоохранения является государственный бюджет. Третья модель финансирования здравоохранения опирается на сочетание возможностей рынка и государственного регулирования с использованием социальной защиты граждан и общественной солидарности в рамках обязательного медицинского страхования. При этом государство играет роль гаранта в удовлетворении общественно необходимых потребностей граждан в медицинской помощи вне зависимости от уровня доходов. Роль рынка проявляется в удовлетворении потребностей сверх гарантированного уровня.
Второй блок проблем отражает процессы формирования нового механизма функционирования отрасли. Развивающиеся формы собственности в здравоохранении и новые экономические отношения составляют специфический объект научных исследований.
Становление экономики здравоохранения как самостоятельного научного направления есть объективная потребность сегодняшнего дня.
Здравоохранение как объект управления представляет структуру с тремя уровнями организации медицинского обслуживания: федеральный, региональный, муниципальный.
Основными функциями государственных органов управления здравоохранением (Министерство здравоохранения РФ) являются:
1. анализ, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения;
2. формирование национальной стратегии и организация предоставления различных видов помощи населению (стационарная, амбулаторно-поликлиническая, профилактическая, оздоровительно-реабилитационная);
3. разработка и внедрение стандартов, правил, норм и нормативов;
4. государственный санитарный надзор;
5. проведение единой государственной политики в области подготовки кадров;
6. контроль соблюдения стандартов качества медицинских услуг.
Региональный уровень представлен крупными медицинскими комплексами и специализированными центрами, лечебно-профилактическими учреждениями различных организационно-правовых форм. Оценивают региональный уровень здравоохранения комплексом показателей: смертностью населения, динамикой уровня заболеваемости, числом инвалидов детства и первичным выходом на инвалидность, уровнем и тенденцией временной нетрудоспособности по отдельным отраслям.
Развитие учреждений здравоохранения на муниципальном уровне характеризуют показатели состояния материально-технической базы отрасли, уровня обеспеченности кадрами и профессионального уровня кадрового потенциала, качества оказания медицинской помощи, доступности первичной, и всех видов существующей медицинской помощи, степени отклонения фактических параметров медицинских технологий от заданных (оптимальных) значений. На муниципальном уровне могут реализовываться программы по охране здоровья населения. Посредством разгосударствления больницы, поликлиники, аптеки стали юридическими лицами, т.е. самостоятельными хозяйственными субъектами и приобрели новую организационно-правовую форму – статус муниципальных учреждений.
При разработке учредительных документов муниципальные учреждения здравоохранения в уставе предусматривают не только медицинскую, но и другие виды деятельности, не запрещенные законом.
Большая часть учреждений должна оставаться в государственной (федеральной или муниципальной) собственности. В первую очередь это касается региональной сети учреждений. Распространяется это положение на учреждения скорой помощи, крупные краевые больницы, диагностические центры. Запрещена приватизация учреждений санитарно-эпидемиологической службы, организаций и учреждений социальной защиты населения, госпиталей для инвалидов, детей и престарелых, проводящих профилактику и лечение психических, психоневрологических, инфекционных, наркологических и других заболеваний.
Эффективность управления учреждениями здравоохранения определяется с помощью факторного анализа, а также метода экспертных оценок. Для этого определяется зависимость общей заболеваемости (смертности) от объема и качества лечебно-профилактической работы.