Административно-правовая защита участников торгового оборота
Общие положения
Становление рыночной экономики, правового государства и гражданского общества объективно требует активизации действий многих правовых институтов, среди которых особое значение приобретает правовая защита субъектов торгового оборота. На смену государственной монополии в экономике пришла свобода предпринимательства, гарантированная Конституцией РФ. Гражданский кодекс Российской Федерации закрепил свободу предпринимательства, многообразие форм собственности, их юридическое равноправие. Качественно изменилась и роль государства в регулировании экономических отношений, ограничено его вмешательство в экономическую деятельность, Одновременно перед государством встала задача защитить частного предпринимателя, усилить борьбу с недобросовестным, криминальным предпринимательством. Все это резко изменило подходы к охране формирующейся рыночной системы хозяйствования, законных интересов участников рыночных отношений. Осуществлять свою деятельность торговые предприятия и индивидуальные предприниматели не могут без взаимодействия с органами государственной власти и управления, правоохранительными и иными органами. От того, насколько будут защищены торговые предприятия и индивидуальные предприниматели и иные участники этих отношений, в конечном счете будет зависеть сохранение и приумножение капиталов в экономике и в стране в целом. В статье 34 Конституции РФ гарантируется защита предпринимательства. Государство защищает предпринимателей, создавая систему специально уполномоченных органов по обеспечению законности, правопорядка, призванных защищать законопослушных участников торгового оборота.
Административно-правовая защита участников торгового оборота
Защита прав участников торгового оборота имеет важное государственное значение. В стране насчитывается не менее 50 только федеральных контролирующих структур, действует почти 300 законов, указов и постановлений, в которых затрагиваются вопросы взаимодействия субъектов торгового оборота между собой и с различными органами управления.
Принято разделять гражданско-правовую, административно-правовую и уголовно-правовую защиту. В статье 12 ГК РФ перечислены гражданско-правовые способы защиты прав. Органы, наделенные правом административно-правовой защиты, располагают по отношению к предпринимателям в основном властными полномочиями.
Ведущая роль в системе защиты прав участников торгового оборота принадлежит прокуратуре. Прокуратура призвана содействовать обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. В указанных целях прокуратура осуществляет прокурорский надзор.
При проведении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры строят свою работу исходя из задач, сформулированных в Федеральном законе от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и УПК РСФСР.
К органам, защищающим субъектов торгового оборота, следует отнести налоговые органы. Во взаимоотношениях государства и экономически самостоятельных хозяйствующих субъектов, к которым относятся и торговые предприятия, их объединения, а также индивидуальные предприниматели, важное место принадлежит отношениям этих хозяйствующих субъектов с налоговыми органами.
Налоговым кодексом Российской Федерации для налогоплательщиков устанавливается ряд преимуществ по сравнению с действовавшими ранее нормами налогового законодательства. Нормы Кодекса позволяют защитить добросовестного налогоплательщика от произвола налоговых органов и других властных структур. Но в нем предусмотрен и более широкий круг санкций за нарушения налогового законодательства.
Налоговые органы обязаны строго соблюдать принципы налогового законодательства, установленные Конституцией РФ и предусмотренные в НК РФ. Эти принципы являются основополагающими в налоговом законодательстве, и все остальные нормы права должны им соответствовать. В случае противоречия норм налогового законодательства принципам НК РФ они применению не подлежат.
В НК РФ отражены следующие конституционные положения:
- обязанность каждого лица платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 3 НК РФ);
- недопущение установления на территории Российской Федерации налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство, и введения каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров (работ, услуг), денежных средств (п. 1 ст. 74 Конституции РФ, п. 4 ст. 3 НК РФ);
- невозможность придания законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков, обратной силы "(ст. 57 Конституции РФ, ст. 5 НК РФ);
- невозможность лишения кого-либо имущества иначе как по решению суда (п. 3 ст. 35 Конституции РФ, ст. 104 НК РФ);
- право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ, п. 1 ст. 35 НК РФ).
Неустранимые сомнения, противоречия и неясности норм законодательства о налогах и сборах в соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика налогов и сборов).
Налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность. Руководствуясь принципом презумпции невиновности налогоплательщика, нельзя считать доказанной вину налогоплательщика, если она не обоснована конкретными обстоятельствами дела, не указаны его действия или бездействие, нарушающие конкретные статьи закона.
НК РФ расширил и конкретизировал права налогоплательщиков, связав их с соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов (ст. 21, 22, 33 НК РФ).
Так, НК РФ содержит перечень прав налогоплательщика по отношению к налоговым органам, а именно:
- право получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующем законодательстве и данных нормативных актах о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц (подп. 1 п. 1 ст. 21; подп. 4 п. 1 ст. 32);
- право получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах (подп. 2 п. 1 ст. 21). Согласно подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны давать разъяснения о порядке исчисления, и уплаты налогов и сборов. В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных указаний и разъяснений, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. При таких обстоятельствах налоговые санкции не могут быть применены;
- право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах (подп. 3 п. 1 ст. 21);
- право получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных гл. 9 (ст. 61—68) НК РФ (подп. 4 п. 1 ст. 21);
- право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пени, штрафов. В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны возвращать или зачитывать излишне уплаченные суммы налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном гл. 12 (ст. 78—79) НК РФ;
- право представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя (гл. 4 (ст. 26—29) НК РФ);
- право представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, по актам проведенных проверок, а также получать копии актов и решений налоговых органов, официальные требования об уплате налога (гл. 10 (ст. 69-71); п. 1 ст. 32 НК РФ);
- право налогоплательщика не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам (ст. 33 НК РФ);
- право на обжалование в установленном порядке решений налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц (гл. 19 (ст. 137-139) НК РФ);
- право требовать соблюдения налоговой тайны, определение которой дано в ст. 102 НК РФ (в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну);
- право требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями их должностных лиц (п. 1 ст. 35; п. 1 ст. 37 НК РФ).
Налоговым кодексом Российской Федерации предусматривается возможность использования налогоплательщиками и иных прав, установленных в НК РФ и в других законодательных актах.
В соответствии с действующими нормами налогового законодательства торговые организации обязаны вести бухгалтерский учет и представлять налоговым органам отчетность о своей финансово-хозяйственной деятельности. В частности, они должны по требованию соответствующих налоговых служб предъявлять сведения и документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, в том числе подтверждающие право на льготы по налогообложению. Руководители торговых организаций своевременно и в полном объеме должны уплачивать причитающиеся налоги, допускать должностных лиц налоговых органов для обследования помещений, где проводится их деятельность, связанная с получением прибыли (доходов), либо с содержанием объектов налогообложения.
Согласно ст. 87 НК РФ с 1 января 1999 г. установлено, что проверкой могут быть охвачены не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавшие году проведения проверки. При этом налоговым органам запрещается проведение повторных выездных проверок по одним и тем же налогам за проверенный ранее период, кроме случаев реорганизации или ликвидации организации, а также проведения контрольной проверки вышестоящим налоговым органом. Согласно ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится не чаще одного раза в год и не может продолжаться более двух месяцев (в исключительных случаях — трех месяцев).
Налоговые органы имеют право проводить в организациях проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет и других документов, связанных с исчислением и уплатой налоговых и иных обязательных платежей государству. Налоговые органы вправе требовать объяснений, справок и сведений по вопросам, возникающим при проверках, получения копий с документов, которые необходимы для налогообложения и характеризуют деятельность проверяемых организаций. Исключением являются сведения, составляющие коммерческую тайную. В этих случаях необходимо иметь в виду, что Постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 351 установлен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну организации и индивидуального предпринимателя. Это учредительные документы и устав организации; документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью; сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности, а также иная информация, необходимая для проверки правильности начисления и уплаты налогов и других обязательных платежей.
Налоговые органы имеют право обследовать любые производственные, складские, торговые и иные помещения налогоплательщиков, используемые для извлечения доходов (прибыли) либо связанные с содержанием объектов налогообложения, независимо от места их нахождения. Документальные проверки могут проводиться налоговыми органами по мере необходимости, но не реже одного раза в два года. Обязательны проверки в случае ликвидации или банкротства предприятия. Документальные проверки проводятся по определенной программе, которая утверждается руководителем налоговой инспекции или его заместителем и предусматривает перечень вопросов, требующих особого внимания.
В отдельных случаях должностные лица налоговой службы обращаются за помощью в органы налоговой полиции или внутренних дел.
Особое место во взаимоотношениях субъектов торгового оборота и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, занимают таможенные органы. Основные задачи таможенных органов: обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности и единства таможенной территории Российской Федерации; защита экономических интересов Российской Федерации; борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства; содействие в развитии внешнеэкономических связей. Полномочия таможенных органов определены Таможенным кодексом Российской Федерации, Законом РФ "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 г. № 5003-I1 и другими законами: взимание таможенных платежей; таможенное оформление, таможенный и валютный контроль.
Основными правами для пресечения и вскрытия правонарушений в сфере потребительского рынка обладает милиция, которая действует на основании Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 "О милиции", Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"2 и ряда других нормативных актов.
Работники милиции при наличии данных о нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую, торговую, посредническую и другие виды коммерческой деятельности, которое может повлечь административную или уголовную ответственность, имеют право:
- беспрепятственно входить в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями независимо от подчиненности и формы собственности (кроме иностранных дипломатических представительств), в производственные помещения, используемые гражданами для индивидуальной и иной трудовой деятельности и других видов предпринимательства:
- проводить с участием собственника имущества либо его представителей или уполномоченных им лиц осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, транспортных средств, других мест хранения и использования имущества;
- изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые документы, а также образцы сырья и продукции;
- опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей;
- проводить контрольные закупки;
- требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций;
- получать от должностных и материально ответственных лиц сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства;
- приостанавливать до устранения допущенных нарушений законодательства деятельность предприятий торговли, а равно граждан, занятых предпринимательской деятельностью в сфере торговли, в случаях неисполнения ими законного требования работника милиции о прекращении правонарушения;
- выявлять и пресекать нарушения правил торговли, мелкие хищения и другие правонарушения в сфере экономики;
- оказывать содействие сотрудникам криминальной милиции в выявлении лиц, занимающихся взяточничеством, незаконной торговлей; противоправным изготовлением, приобретением, хранением и сбытом наркотических веществ; совершивших другие преступления;
- изымать из продажи товар, торговля которым запрещена.
Однако если в действиях субъектов торгового оборота имеются признаки состава преступления, то эти субъекты вступают во взаимоотношения со следственным комитетом МВД России или ФСБ России. Согласно законодательству в процессе расследования дела должностные лица органов дознания или следствия имеют право в коммерческой организации открывать шкафы, проверять имущество, обыскивать торговые и подсобные помещения, проводить обыск и выемку документов.
По общему правилу обыск проводится с санкции прокурора. В случаях, не терпящих отлагательства, это следственное действие реализуется без согласия прокурора, но с обязательным последующим его уведомлением.
Таким образом, оперативные работники, прибывшие в организацию для выемки документов или обыска, должны предъявить соответствующее постановление, а также удостоверения личности.
Закон требует обязательного присутствия при таких действиях не менее двух понятых. Руководители организации вправе предложить в качестве понятых своих сотрудников, чтобы исключить, огласку факта обыска или выемки документов.
Перед началом следственного действия представитель правоохранительного органа оглашает содержание постановления, о чем руководителю коммерческой организации, предпринимателю предлагается сделать письменную отметку. В процессе обыска или выемки документов оформляется протокол, где отмечаются: время и место его составления; круг участников и их должности; перечень изымаемых документов; данные о применении технических средств (фото- или видеосъемка). Протокол подписывают сотрудники правоохранительного органа, понятые и представитель коммерческой организации. Как понятым, так и работникам данной организации должно быть предоставлено право делать заявление о ходе и результатах следственного действия, подлежащее занесению в протокол.
Как правило, указанные действия производят в тех случаях, когда сотрудники милиции при первоначальной проверке выявляют признаки преступления. Для этого собранные материалы проверки они направляют в органы предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Органы предварительного расследования — это, как правило, соответствующие подразделения милиции, приняв решение о возбуждении уголовного дела и руководствуясь УПК РСФСР, начинают проводить допросы, обыски, выемки, налагают арест на имущество, назначают экспертизы. При необходимости в особых случаях подразделение предварительного милицейского или прокурорского следствия при наличии санкции прокурора может вынести постановление о наложении ареста на счета торговой организации в учреждении банка. Постановление следователя в этом случае вручается руководителю и главному бухгалтеру соответствующего банка, а также руководителю организации, на банковском счете которой имеются арестованные денежные средства.
Обжаловать указанные действия правоохранительных органов, проводимые в отношении коммерческой организации или предпринимателя-гражданина, можно в вышестоящие правоохранительные органы, вплоть до Министерства внутренних дел Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации. В определенных случаях, например при вынесении постановления о заключении под стражу, заинтересованная сторона вправе обратиться в суд.
В предпринимательской, коммерческой деятельности, охватывающей движение товара от изготовителя, импортера, через различные оптовые и сбытовые организации, посредников до розничной торговли, когда реализуются отечественные и импортные товары, в которой участвуют сотни тысяч организаций различных видов собственности и организационно-правовых форм, коммерсанты нередко сталкиваются с ситуациями, требующими специальных юридических знаний. Даже ознакомление участников торговой и коммерческой деятельности и сферы услуг с рядом положений современного уголовного законодательства не помогает им правильно ориентироваться в определенных обстоятельствах. Нередко работники организаций торговли и услуг или граждане-предприниматели становятся объектами неправомерных действий, оскорблений и угроз со стороны чиновников или конкурентов, которые под различными предлогами препятствуют их предпринимательской деятельности. Но и сами работники организаций торговли и услуг допускают такие правонарушения, которые в ряде случаев преследуются и наказываются не только административным, но и по уголовным законам. Обеспечить надежную защиту прав и интересов, работников торговых предприятий может специалист. Такую защиту в состоянии наиболее результативно выполнять юридическая служба торговой фирмы или привлекаемые адвокаты.