Условие равновесия фирмы на конкурентном рынке в долгосрочном периоде
I. MR = MC = AC = P
Утилитаризм— направление экономической теории, сторонники которого полагают, что общественное благосостояние представляет собой сумму функций индивидуальных полезностей всех членов. Такая "арифметика счастья" опирается на предпосылку о возможности сложения индивидуальных полезноcтей. Поэтому справедливость, по мнению утилитаристов, существует там и тогда, где и когда удается максимизировать совокупную полезность всех членов общества.
Факторы производства— ресурсы (земля, труд, капитал), используемые в процессе создания товаров и услуг.
Фирма— 1) термин, используемой для обозначения любой компании; в некоторых странах обозначает товарищество; 2) синоним фирменного наименования компании, т.е. определенное имя или наименование, под которым выступает коллективный или индивидуальный предприниматель. Название Ф. состоит в идентификации коммерсанта, индивидуализации его деятельности в национальном или международном хозяйственном обороте. Ф. имеет определенные правовые принципы: истинность, исключительность, публичность, непередаваемость. Ф. может включать имена и фамилии, быть наименованием, характеризующим предмет деятельности, либо произвольным. Ф — экономический субъект, обладающий хозяйственной самостоятельностью и выполняющий три функции: он покупает ресурсы (факторы производства), использует их для производства продукта и продает продукт; под фирмой понимается коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация трансакционных издержек.
Функциональный спрос— спрос на товар, обусловленный качествами, присущими самому товару.
Функция полезности— функция, показывающая убывание полезности блага с ростом его количества:
Функция предложения— зависимость объема предложения от определяющих его факторов.
Функция спроса— зависимость величины спроса от определяющих ее факторов.
Хозрасчет— метод хозяйствования государственных предприятий, обеспечивающий самоокупаемость и рентабельность их деятельности при сочетании централизованного госуправления и относительной экономической самостоятельности.
Холдинг— компания, которая держит пакет акций других фирм, не располагая собственными производственными предприятиями.
Цена— денежное выражение (оценка) стоимости товара или услуги.
Цена предложения— минимальная цена, по которой продавец готов продать свой товар.
Цена равновесная— цена, при которой объем спроса совпадает с объемом предложения.
Цена спроса— максимальная цена, по которой покупатели готовы купить товар.
Ценные бумаги— документы, имеющие юридическую силу, составленные по установленной форме и дающие их владельцам стандартизированный набор прав по отношению к лицам, выпустившим этот документ из рук.
Ценовая война— цикл последовательных уменьшений цены соперничающими продавцами.
Ценовая дискриминация— практика назначения разных цен на один и тот же товар разным потребителям.
Ценовая эластичность спроса на ресурс— характеризует степень реакции потребителя данного ресурса к изменению его цены на один процент.
Частичное равновесие— равновесие, складывающееся на отдельном рынке.
Частная собственность— ситуация, когда всей полнотой прав в отношении объекта правополномочий обладает отдельный человек.
Частнопредпринимательская фирма —фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах; управляет ею, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам (т. е. является субъектом неограниченной ответственности).
Человеческий капитал— накопленный человеком и сформированный в результате инвестиций запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно принимаются в той или иной общественной деятельности.
Чистая дисконтированная (приведенная) ценность— разница между дисконтированной стоимостью суммы ожидаемых в будущем размеров чистого дохода и дисконтированной стоимостью инвестиций.
|
Чистая монополия— фирма, являющаяся единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей-субститутов, и огражденная от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.
Чистая производительность капитала— разница между суммой благ, произведенных с помощью капитала, и суммой благ, которой пришлось пожертвовать для создания капитала.
Чистая экономическая рента— доход, полученный с помощью какого-либо производительного фактора, для которого характерно совершенно неэластичное предложение.
Чисто общественное благо — такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Чисто общественное благо характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью и неисключаемостью в потреблении. Такими свойствами обладает, например, национальная оборона.
Чисто частное благо— такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату.
Чистые инвестиции — валовые инвестиции за вычетом средств, идущих на возмещение.
Эгалитаризм(от франц. "равенство") — направление экономической теории благосостояния, сторонники которого исходят из посылки, что все члены общества должны иметь не только равные возможности, но и более или менее равные результаты. Этим достигается единство и сплоченность нации, отвечающие идеалам коллективизма. Поэтому правительство должно стремиться, чтобы все члены общества получали равные блага, которые стали доступными благодаря успехам развития цивилизации.
Экономика бюрократии— согласно теории общественного выбора это система организаций, удовлетворяющая как минимум двум критериям: во-первых, она не производит экономические блага, имеющие ценностную оценку, и, во-вторых, извлекает часть своих доходов из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности.
Экономикс, экономика— наука об использовании людьми редких или ограниченных производственных ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация), при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей общества.
Экономическая модель— формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.
Экономическая (чистая) прибыль— разница между доходом и альтернативными издержками фирмы, включая нормальную прибыль, т. е. разница между совокупной выручкой от продаж и всеми издержками, как внешними, так и внутренними.
Экономическая рента — плата за ресурс, предложение которого строго ограничено. Экономическая рента также определяется как разница между минимальной (резервированной) ценой труда и рыночной ценой
Экономическая свобода— возможность индивида реализовать свои интересы и способности путем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ
Экономическая система общества— определенным образом упорядоченная система всех элементов экономических отношений общества, субъектов хозяйствования и видов деятельности.
Экономическая эффективность производства —результативность использования ресурсов и определяется отношением полезного результата (продукта, дохода, прибыли) к ресурсам (труда, капитала, земли);
Экономическая эффективность) — в рыночной экономике — целесообразность использования средств для достижения поставленных целей. Основным критерием оценки того или иного действия, как эффективного или неэффективного, является критерий Калдора—Хикса. Критерий Кал-дора—Хикса утверждает, что экономическое действие является эффективным, если положительные результаты от него в виде потребительского излишка и прибыли производителей превышают его возможные отрицательные результаты.
Экономические агенты— субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.
Экономические ресурсы— см. ресурсы экономические.
Экономические потребности—недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом.
Экономические системы— это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.
Экономические цели— цели, которые преследуют в своей деятельности индивиды (домохозяйства), фирмы, общество в целом.
Экономический выбор —выбор наилучшего среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимизация полезности в результате использования ограниченных ресурсов. Рациональность экономического выбора предполагает анализ выгод и издержек
Экономический кругооборот— круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов. |
Экономические цели общества— основные ориентиры развития, определяемые типом экономической системы общества.
Экономическое благо— вещь или услуга, способная удовлетворять какую-либо человеческую потребность и являющаяся результатом производства; средство удовлетворения потребностей, имеющееся в ограниченном количестве. Экономические блага делятся на продукты и услуги.
Экономия— наука о ведении домашнего хозяйства как элемент воспитания достойных граждан, в отличие от хрематистики — искусства делать деньги (в сфере оптовой торговли и ростовщичества).
Эластичность— важнейшая характеристика спроса, показывающая зависимость относительного изменения величины спроса (или предложения) в зависимости от изменения различных факторов (цены, дохода и др.).
Эластичность предложения— степень изменения величины предложения под воздействием изменения цены.
Эластичность предложения по цене— показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент.
Эластичность спроса— степень изменения величины спроса под воздействием изменения цены или других факторов, его вызвавших.
Эластичность спроса по цене— показывает относительное .изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент
|
|
Эластичности спроса по доходу —
Эффект дохода— изменение объема спроса, вызванное исключительно изменением реального дохода при прежних относительных ценах.
Эффект замещения— изменение объема спроса, вызванное исключительно изменением относительной цены товара при неизменном реальном доходе.
Эффект обратной связи— эффект, отражающий изменения частичного равновесия на данном рынке в результате изменений, возникающих на сопряженных рынках под влиянием первоначальных изменений на данном рынке.
Эффект Веблена— эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену.
Эффект масштаба — соотношение изменения объема производства (результата производства) и изменения масштаба производства (используемых ресурсов).
Эффект присоединения к большинству— эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие.
Эффект сноба— эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар.
Эффективное размещение ресурсов— сочетание факторов производства во времени и пространстве, позволяющее максимизировать полезность.
Эффективность— понятие, характеризующее соотношение объема произведенных экономических благ (результатов) и количества ресурсов (затрат): производство данного объема благ с минимальными издержками; производство максимального объема благ при данных ресурсах.
Эффективность производства— достигается тогда, когда уже невозможно перераспределять наличные ресурсы, чтобы увеличивать выпуск одного экономического блага без уменьшения выпуска другого (Парето-оптимальное распределение ресурсов).
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ