Рабочая программа практики
по специальность 080110
«Экономика и бухгалтерский учёт»
ВИДЫ ПРАКТИКИ:
Ø Преддипломная практика
Томск – 2010 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Переход к рыночной экономике требует не только высокой теоретической подготовки специалистов, но и сочетание теории с практическими навыками, умение применять полученные знания и умения в практической деятельности.
Преддипломная практика является завершающим этапом профессиональной подготовки студентов в части Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080110 «Экономика, бухгалтерский учет и контроль». Она направлена на закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных при освоении специальных дисциплин на основе изучения деятельности конкретной организации, на приобретение практического опыта в сфере бухгалтерской деятельности.
Согласно ПРИКАЗА № 282 от 6 апреля 2010 года Министерства образования и науки РФ
нормативный срок освоения производственной практики (при очной форме получения образования составляет 4 недели или 144 часа.
Основными задачами производственной практики по специальности 080110 являются:
• развитие профессионального мышления;
• приобретение умений и навыков по составлению и обработке бухгалтерской документации по всем разделам учета;
• отработка умений работы с нормативно-инструктивной базой ведения бухгалтерского учета и обработки учетных данных на персональных компьютерах;
• проверка профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности в должности бухгалтера;
• сбор материалов для подготовки к итоговой государственной аттестации.
С момента зачисления студентов в период практики в качестве стажеров на рабочие места, на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие на предприятии, в организации. Кроме того, на студентов, зачисленных на рабочие штатные места, распространяется трудовое законодательство РФ и они подлежат государственному социальному страхованию наравне со всеми работниками.
Для организации практики, приказом директора техникума, назначается руководитель практики из числа ведущих специалистов — преподавателей техникума.
Организация и проведение практики возлагается на руководителя практики от техникума и руководителя практики от предприятия. Общее руководство осуществляет заместитель директора техникума по учебно-производственной работе.
Цель практики:
• закрепление и углубление знаний, полученных в процессе обучения в техникуме;
• приобретение умений по всем видам профессиональной деятельности;
• приобретение навыков в работе с людьми;
• подготовка будущих специалистов к самостоятельной работе в должности счетного
работника предприятия (бухгалтера, кассира, оператора);
• приобретение практического опыта работы в коллективе предприятия.
Во время практики студент обязан пройти весь цикл бухгалтерских работ и
уметь:
§ оформлять хозяйственные операции деятельности предприятия, организации за отчетный период по всем видам бухгалтерского учета;
§ открывать Журналы-ордера, Главную книгу;
§ правильно производить учет остатков имущества и источников их приобретения на первое число отчетного периода;
§ составлять годовую отчетность предприятия, организации;
§ производить расчеты, оформлять налоговые декларации по видам уплачиваемых налогов;
§ анализировать хозяйственную деятельность предприятия, организации за отчетный период;
§ решать поставленные учетно-финансовые задачи на компьютере с помощью бухгалтерских программ.
В результате прохождения практики студент должен составить отчёт согласно программе преддипломной практики.
Содержание отчета по преддипломной практике должно полностью соответствовать программе практики, быть кратким, должен отражать умение студента применять на практике полученные теоретические знания.
Все разделы отчета должны быть подкреплены необходимыми документами и логически отчет должен заканчиваться составлением бухгалтерской отчетности.
Отчет должен состоять из:
§ собранных, обработанных и оформленных первичных документов, учетных регистров, документов отчетности;
§ расчетов по последовательным операциям учетно-бухгалтерских работ;
§ налоговых деклараций по всем видам налогов;
§ выведенной на печать учетно-финансовой документации, подготовленной на компьютере.
Производственная практика состоит из двух этапов:
§ по профилю специальности;
§ преддипломной практики (стажировки).
ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ
Преддипломная практика по специальности 080110 «Экономика, бухгалтерский учет и налогообложение» проводится на завершающем этапе подготовки бухгалтера после освоения программы теоретического и практического обучения и сдачи студентами всех видов промежуточной аттестации, предусмотренных федеральным государственным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
Вводный инструктаж
Постановка целей и задач практики, организационные вопросы
Тема 1. Общая характеристика предприятия, организации
Необходимо составить характеристику предприятия, организации, опираясь на вопросы:
- отраслевая принадлежность;
- ассортимент выпускаемой продукции;
- производственная и управленческая структура;
- организация учета;
- учредительные документы.
Тема 2. Описание учетной политики, применяемой на предприятии
(в организации)
Описать учетную политику на предприятии, в организации, обращая внимание на следующие моменты:
- организация бухгалтерского учета (организационная форма построения бухгалтерии);
- выборы формы бухгалтерского учета:
- определение количества и сроков проведения инвентаризации имущества и расчетов;
- порядок начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам;
- порядок списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции;
- стоимостной предел отнесения активов к основным средствам;
- выбор варианта синтетического учета производственных запасов и готовой продукции;
- выбор способа списания и группировки затрат на производство;
- сроки погашения расходов будущих периодов;
- метод определения выручки от реализации продукции;
- создание резервов по сомнительным долгам;
- создание прочих резервов.
Тема 3. Составление бухгалтерских документов по хозяйственным операциям и расчеты за отчетный период.
Учет основных средств и нематериальных активов:
§ оформление документов по учету поступления, перемещения и выбытия основных
средств и нематериальных активов;
§ расчет амортизации основных средств и нематериальных активов;
§ расчет первоначальной стоимости и результата от выбытия основных средств и
нематериальных активов;
§ оформление журнала-ордера №13*.
Учет материалов:
- оформление первичных документов по получению материалов;
- оприходование их на склад, отпуску со склада;
- расчет фактической себестоимости их приобретения, расчет транспортно-заготовительных расходов (Т.З.Р.);
- расчет отклонений в стоимости и их списание оформление журнала-ордера №6,*№10*, ведомостей №12*, № 15*.
Учет труда и заработной платы:
- оформление первичных документов по учету труда и заработной платы;
- расчет заработной платы к выдаче (основной и дополнительной);
- расчет пособия по больничному листу;
- оформление журнала-ордера №10*, №10/1* ведомости №12*, №15.*
Учет производства и калькуляция себестоимости:
§ оформление первичных документов по учету затрат на производство;
§ расчет распределения общехозяйственных и общепроизводственных расходов;
§ расчет себестоимости единицы продукции;
§ оформление журнала-ордера №10*, ведомостей №12*, №15*.
Учет готовой продукции и ее реализации:
§ оформление первичных документов по учету выпуска готовой продукции и ее
реализации;
§ расчет НДС по реализации продукции;
§ расчет результата от реализации продукции;
§ оформление журнала-ордера по учету продукции и реализации №11* ведомостей №15* №16*.
Учет кассовых операций:
§ документальное оформление кассовых операций;
- составление отчета кассира;
- оформление журнала-ордера №1*и ведомости №1*.
Учет операций по расчетному счету:
§ оформление первичных документов по учету операций по расчетному счету;
§ обработка выписки банка с расчетного счета;
§ оформление журнала-ордера №2* и ведомости №2*.
Учет расчетов:
§ оформление первичных документов по учету расчетов с подотчетными лицами,
§ дебиторами и кредиторами, бюджетом, органами социального страхования и
обеспечения;
§ расчет подотчетных сумм, расчет налогов, отчислений в фонд социального
страхования и обеспечения;
§ оформление журналов-ордеров №3*, №7*, №8*.
Учет кредитов банков:
- расчет сумм процентов по кредитам банка, их учет;
- оформление журнала-ордера №4*.
Учет капиталов предприятия (фондов):
§ образование фондов, их использование бухгалтерские проводки по учету фондов;
§ оформление журнала-ордера №15*;
Учет финансовых результатов:
§ расчет финансовых результатов;
§ расчет распределения прибыли;
§ оформление журнала-ордера №15*- заполнение формы №2 «Отчет о прибылях и убытках»;
Бухгалтерская отчетность:
§ составление форм отчетности на основании Главной книги (формы №1*, №3*, №4*, №5*);
§ оформление расчетных документов на компьютере с помощью имеющихся
бухгалтерских программ;
§ вывести на печать все необходимые данные для годовой отчетности
предприятия, организации.
Тема 4. Налоговый учет
Используется отчетность предприятия:
§ рассчитать налоги;
§ , составить бухгалтерские проводки и заполнить налоговые декларации с учетом особенностей исчисления налогов на данном предприятии, в организации с помощью программ автоматизации учета;
§ подготовить документацию по налогообложению предприятия, организации.
Тема 5. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации
Провести аналитические действия по направлениям:
- анализ оснащенности и использования основных средств по данным бухгалтерского учета;
- анализ показателей себестоимости продукции по статьям калькуляции и элементам затрат;
- анализ финансовых результатов, прибыли и рентабельности предприятия и отдельных видов продукции;
- анализ финансового состояния предприятия с помощью системы электронных таблиц;
- подвести итоги анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации.
*) отражение на данных документах предусматривает лишь рекомендательный характер, необходимо использовать те документы, которые ведутся на предприятии (организации).
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» ФЗ-129 от 21.11 96 г.
2. Положение по ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, приказ Минфина РФ от 24.07.98 г. №34н
3. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), приказ Минфина РФ от 09.12.98 г. №60н
4. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94), приказ Минфина РФ от 20.12.94 г. №167с последующими изменениями;
5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет имущества и обязательств
организации, стоимость которого выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/95), приказ Минфина РФ от 13.06.95 г. №50н
6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств»
ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н;
7. Положение по бухгалтерскому учёту « Учёт нематериальных активов» ПБУ 14/07
От 27.12.2007 года.
8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов»
(ПБУ 5/01), утв. приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н
9. Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/98), приказ Минфина РФ от 25.11.98 г. № 57н
10. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), приказ Минфина РФ от 25.11.98 г. № 56н
11. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организаций» (ПБУ 9/99), приказ Минфина РФ от 05.06.99 г, № 32н
12. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), приказ Минфина РФ от 06.07.99 г, № 43н
13. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), приказ Минфина РФ от 06.05.99 г, № ЗЗн и т.д.
14. Бухгалтерская газета за 2009 - 2010 годы (нормативные документы, акты)
15.Финансовая газета за 2009-2010 год (нормативные документы, акты, постановления, комментарии)
16.. Журнал «Экономика и жизнь» с изменениями.
17.Журнал «Бухгалтерский учет» за 2009-2010 годы
18. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности
организации и Инструкция по его применению. Постановление МФ РФ №94н от 31.10.2000 года с изменениями;
19.. Налоговый кодекс, части 1, 2,3
20.. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. М: Инфра - М, 2006г.
21. Козлова Е.Б., Бабченко Т.Н., Галанина Е Н. Приложение к журналу «Бухгалтерский учет».
22.. В.Т. Чая, О. В. Латыпова Бухгалтерский учёт: учебное пособие /В. Т. Чая, О. В. Латыпова. – М.: КНОРУС, 2007. – 528с.
23. Л.В.Галяпина. Толковая книга по бухгалтерскому учёту. / Л.В.Галяпина. - Ростов н/ Д.: Феникс, 2009.- 348 с.
24. Региональная финансовая газеты 2009-2010 годы;
25. Журнал «Налоги и бухгалтерский учёт» 2009-2010годы.
26.. Правовые системы: Консультант Плюс, Гарант.