Поведение монополии в краткосрочном периоде. На рынке монополист контролирует весь объем выпуска продукции, не имеющей аналогов
На рынке монополист контролирует весь объем выпуска продукции, не имеющей аналогов. Покупатели при этом не имеют возможности выбора, они вынуждены приобретать продукцию предприятия-монополиста. Монополист, принимая решение о повышении цены на свою продукцию, не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам. Но это не означает, что он бесконечно будет повышать цену своей продукции.
В ходе принятия решения о цене предприятие-монополист учитывает рыночный спрос и свои издержки. Поскольку монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса.
Решение монополиста об объеме производства с целью получения максимальной прибыли основывается на том же принципе, что и в случае совершенной конкуренции, т.е. на равенстве предельного дохода и предельных издержек.
Поскольку монополист представляет собой всю отрасль, то, снижая цену на свою продукцию для увеличения объема продаж, он вынужден снижать цену на все единицы продукции, а не только на последующую (рис. 12.1).
Рис. 12.1. Цена и предельный доход предприятия-монополиста
Например, монополист продает по цене 1600 ден. ед. только одну единицу своей продукции. Чтобы продать две единицы, он снижает цену до 1400 ден. ед. как на первую, так и на вторую единицу товара. Чтобы продать три единицы – цена 1200 ден. ед. на каждую из них, четыре – 1000 ден. ед. и т.д. Доход предприятия-монополиста составит:
1 единица – 1600;
2 единицы – 2800 (1400 × 2);
3 единицы – 3600 (1200 × 3);
4 единицы – 4000 (1000 × 4) ден. ед.
Соответственно, предельный доход составит:
1 единица – 1600;
2 единицы – 1200 (2800 – 1600);
3 единицы – 800 (3600 – 2800);
4 единицы – 400 (4000 – 3600) ден. ед.
Кривые спроса и предельного дохода представляют собой две несовпадающие линии. Причем предельный доход во всех случаях, кроме первого, меньше цены. А поскольку монополист принимает решение об объеме производства, выравнивая предельный доход и предельные издержки, цена и количество произведенной продукции будут иными по сравнению с условиями совершенной конкуренции. Объем выпуска, при котором предельный доход равен предельным издержкам, обеспечивает предприятию-монополисту максимальную прибыль. Цена, приносящая максимум прибыли, равна высоте кривой спроса при этом уровне выпуска.
На монопольном рынке будет произведено меньше продукции по более высокой цене, чем в условиях совершенной конкуренции.
Оптимальный выпуск и максимум прибыли для монополии достигается при равенстве MR = MC (рис. 12.2).
Рис. 12.2. Оптимальный выпуск продукции предприятия-монополиста
на краткосрочном временном интервале
В том случае, когда цена превышает минимальные средние валовые издержки, то предприятие-монополист получает экономическую прибыль (рис. 12.3).
Рис. 12.3. Прибыль предприятия-монополиста
на краткосрочном временном интервале
Если же складывается ситуация, при которой монополия покрывает свои издержки, т.е. Р = minАТС, то имеет место положение безубыточности(рис. 12.4).
Рис. 12.4. Положение безубыточности предприятия-монополиста