Бюрократические организации

Макс Вебер (1864–1920) - немецкий социолог. Его основная работа «Хозяйство и общество» (1920) [36] посвящена анализу проблемы лидерства и бюрократической структуре власти в организации. В зависимости от характера власти (харизматической, традиционной, идеальной (или бюрократической)) М. Вебер выделил три основных типа организаций. Характеристики идеальной (бюрократической) организации, предложенные М. Вебером, позволили сформулировать определенные параметры организации и определить направления формирования ее деятельности.

М. Вебер настаивал на необходимости систематического анализа организации как целого. Он считал, что основанная на рациональной власти организация отличается более высокой эффективностью и гибкостью.

«Если Ф.У. Тейлор пытался найти ответ на вопрос, как сделать так, чтобы рабочий работал как машина, то М. Вебер искал ответ на вопрос, что нужно сделать, чтобы вся организация работала как машина»[37].

В концепции организации М. Вебера личность отсутствует. Все виды деятельности определяют правила, процедуры, обязанности работника. Скорость, точность, порядок, определенность, непрерывность и предсказуемость – вот что должна обеспечить бюрократическая система организации. Вебер рассматривал бюрократию как управление по отработанным правилам и процедурам.

Бюрократия (от французского bureau — бюро, канцелярия и греческого κράτος — господство, власть) – «господство канцелярии». Сегодня этот термин чаще используется в негативном значении. Однако М. Вебер использовал это слово в его точном значении – правление государственных служащих.

На рисунке 2.1 представлена форма организации, которая гарантирует предсказуемость сотрудников.

Построение организации  
Результат
Положения законной власти  
Тезисы структуры законной власти  
Характеристика организации  
Скорость  
Точность  
Порядок  
Предсказуемость  
Непрерывность  
Определенность  

Рисунок 2.1 Концепция организации по М. Веберу

Характеристиками бюрократической организации по М. Веберу являются:

· работники наслаждаются личной свободой и выполняют только те обязанности, которые предписывает их должность;

· существует четкая служебная иерархия;

· обязанности каждого уровня четко обозначены;

· служащие назначаются на основании контракта;

· служащие выбираются исходя из профессиональной квалификации, предпочтительно подкрепленной дипломом;

· заработанная плата определяется согласно положению в иерархии;

· служащий всегда может оставить свою должность, но в определенных обстоятельствах он может быть также уволен;

· должность служащего – его единственная или основная работа;

· существуют определенные ступени карьеры, и продвижение вверх по служебной лестнице зависит либо от срока службы, либо от заслуг, но всегда по усмотрению начальства;

· служащий не может присвоить свою должность или ресурсы, которыми он распоряжается;

· служащий подчинен единой системе контроля и дисциплине.[38]

Принципы бюрократической концепции организационной структуры:

· иерархическое построение организации;

· иерархия приказа, построенная на легальной власти;

· подчинение нижестоящего работника вышестоящему и ответственность не только за свои действия, но и за действия подчиненных;

· специализация и разделение труда по функциям;

· четкая система процедур и правил, обеспечивающая единообразие выполнения производственных процессов;

· система продвижения и пребывания в должности, основанная на умениях и опыте и измеряемая стандартами;

· ориентация системы коммуникаций как в организации, так и вне ее на написанные правила.

Наши рекомендации