А) имение приходило в запустение;
Тема. Обломов и обломовщина. Причины обломовщины.
Образ жизни, для которого характерны лень, апатия, неспособность решать проблемы, пустая мечтательность определены в романе словом «обломовщина». Это понятие стало нарицательным.
Обломощина корнями уходит в родовое гнездо Ильи Ильича. В 9 главе 1-ой части романа вскрыты причины обломовщины («Сон Обломова»).
Причины обломовщины
1. Воспитание и образование покоя происходило в условиях мертвящего покоя:
(«Ничего не нужно: жизнь, как покойная река, текла мимо их; им оставалось только сидеть на берегу этой реки и наблюдать неизбежные явления, которые по очереди, без зову, представали пред каждого из них.
«Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их»)
А) примитивная жизнь, отсутствие каких-либо высоких жизненных целей;
«Плохо верили обломовцы и душевным тревогам. Они никогда не смущали себя никакими туманными умственными или нравственными вопросами»
«Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке».
Б) суеверные страхи и боязнь нового.
Эпизод с получением письма - боязнь нового
«В Обломовке верили всему: и оборотням и мертвецам. Расскажут ли что копна сена разгуливала по полю – поверят; пропустит ли кто-нибудь слух, что это не баран, а что-то другое, или что Марфа или Степанида – ведьма, они будут бояться и барана и Марфы… - так сильна вера в чудесное в Обломовке»
«Смерть у них приключалась от вынесенного перед тем из дома покойника головой, а не ногами из ворот; пожар — от того, что собака выла три ночи под окном…»
2. Негативный пример родителей:
а) имение приходило в запустение;
(Никто не занимается хозяйством, управляющий ворует, подгнившая галерея стоит до тех пор, пока не обваливается, мостик настилают лишь тогда, когда крестьянин падает с него в канаву Они были скупы, никогда не тратили лишней копейки даже на свечки
«- Так что ж, что [крыльцо] шаталось? - отвечал Обломов. - Да вот не развалилось же, даром что шестнадцать лет без поправки стоит...
И он обращал глаза в другую сторону, а крыльцо, говорят, шатается и до сих пор и все еще не развалилось»)
б) бездеятельность родителей;(Отец никогда себя ничем не утруждал)
«Мальчик привык видеть, как отец день-деньской только и знает, что ходит из угла в угол, заложив руки назад, нюхает табак и сморкается, а матушка переходит от кофе к чаю, от чая к обеду»
Сам Обломов — старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе.
— Эй, Игнашка? Что несешь, дурак? - спросит он идущего по двору человека.
— Несу ножи точить в людскую, — отвечает тот, не взглянув на барина.
— Ну неси, неси; да хорошенько, смотри, наточи! Потом остановит бабу:
— Эй, баба! Баба! Куда ходила?
— В погреб, батюшка, - говорила она, останавливаясь, и, прикрыв глаза рукой, глядела на окно, — молока к столу достать.
— Ну иди, иди! - отвечал барин. - Да смотри, не пролей молоко-то.
— А ты, Захарка, постреленок, куда опять бежишь? — кричал потом. — Вот я тебе дам бегать! Уж я вижу, что ты это в третий раз бежишь. Пошел назад, в прихожую!
И Захарка шел опять дремать в прихожую. Придут ли коровы с поля, старик первый позаботится, чтоб их напоили; завидит ли из окна, что дворняжка преследует курицу, тотчас примет строгие меры против беспорядков.
в) Несерьёзное отношение к образованию родителей, а следовательно и самого Ильи.Родители оберегали Илюшу от чрезмерных занятий науками.
(«Все в доме были проникнуты убеждением, что ученье и родительская суббота никак не должны совпадать вместе, или что праздник в четверг - неодолимая преграда к ученью на всю неделю.- Долго ли до греха? - говорили отец и мать. - Ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь...»
«Сегодня не поедешь; в четверг большой праздник: стоит ли ездить взад и вперед на три дня?», «…сегодня родительская неделя, - не до ученья: блины будем печь», «Что-то у тебя глаза несвежи сегодня. Здоров ли ты?...Посиди-ка ты эту недельку дома, а там – что Бог даст»
Старики понимали выгоду просвещения, но только внешнюю выгоду. «Они мечтали о шитом мундире для него, воображали его советником в палате, а мать даже губернатором; но всего этого хотелось бы им достигнуть как-нибудь подешевле, с разными хитростями …. не трудом»
3. Неприспособленность к труду«Всё делалось за него Захаром и еще тремя стами захарами»…. («Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть - уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание...».
«Захар, как, бывало, нянька, натягивает ему чулки, надевает башмак, а Илюша, уже четырнадцатилетний мальчик, только и знает, что подставляет ему лёжа то ту, то другую ногу...»)