И основные ошибки при его разработке
1. Требования к качеству бизнес-плана
2. Типичные ошибки
3. Особо опасная ошибка
Требования к качеству бизнес-плана
Способность бизнес-плана привлечь к себе внимание кредитора и вызвать у него деловой интерес зависит прежде всего от качества документа, которое определяется формальным соблюдением некоторых требований как к форме документа, так и к его содержанию и методике подачи материала.
Рассмотрим суть этих требований:
1. Четкая структуризация документа.
Здесь следует учитывать, что в международной практике приняты определенные требования, которым должен отвечать данный документ, и, в частности, есть ряд обязательных разделов, посвященных изложению конкретных аспектов рассматриваемого дела. Например, как правило, есть раздел «Конкуренция», в котором описываются фирмы-конкуренты и их продукция. Каждому рассматриваемому в бизнес-плане важному аспекту должен посвящаться специальный раздел или подраздел.
2. Достоверность приводимой информации и обоснованность экономических показателей.
Все показатели, как количественные, так и качественные, содержащиеся в бизнес-плане, должны быть тщательно выверены по документам, из которых они получены. Для всех приводимых экономических показателей необходимы документальные подтверждения, расчеты, обоснования.
3. Наглядность подаваемого материала. облегчает восприятие трудных мест документа.
4. Качество оформления.
Оно должно быть безукоризненным в отношении ошибок и опечаток. Что касается оформления, то здесь вопрос надо решать в зависимости от складывающейся ситуации.
5. Объем бизнес-плана.
Зарубежные консультанты рекомендуют делать его коротким, около 30-40 страниц, но ясно изложенным. В деловой практике можно увидеть легко читаемый документ на 50-60 страниц. Нет смысла срезать «лишние» страницы, чтобы уложиться в норматив - 40страниц, если при этом ухудшается качество документа. В то же время если удается хорошо подать материал на 30 страницах, то натягивать его дополнениями до 40 тоже не следует, в реальной практике встречаются бизнес-планы, состоящие из 30-50 страниц основного текста, к которому даются приложения в объеме, значительно превосходящем основной текст.
Но все-таки, какое главное требование к бизнес-плану или что позволяет судить о качестве данного документа? Конечно же, это результат. Качество бизнес-плана определяется реакцией на него профессионального инвестора или кредитора. Качество любого бизнес-плана, не вызвавшего к себе интерес кредитора, является неудовлетворительным, каким бы формальным критериям он ни соответствовал. Это значит, что решающим моментом при разработке бизнес-плана становится учет интересов и психология профессионального инвестора и кредитора (о чем ранее уже упоминалось).
Типичные ошибки
Первой и самой распространенной ошибкой российских разработчиков бизнес-планов является попытка применить западную методологию их разработки без адаптации к российской деловой среде. Сегодня очень часто в продаже можно встретить немало книг и пособий, посвященных разработке бизнес-планов. Есть переводные зарубежные методики и работы российских авторов. Как правило, в зарубежных пособиях авторы или переводчики предлагают российским читателем брать за основу данное пособие. Необходимо лишь подставить в формы и таблицы вместо приведенных свои данные - все будет в порядке, получится хороший бизнес-план. Следовательно, возникают вопросы, а надо ли такие методики адаптировать? Неужели бизнес-план, например, модернизации предприятия на Западе принципиально отличается от аналогичного нашего бизнес-плана? Да, и причем очень. Деловая среда бизнеса - это примерно то же, что среда обитания для животных. Среда у нас более тяжелая для нормальной цивилизованной жизни.
Что включает в себя деловая среда? Можно назвать следующие ее важнейшие компоненты:
- законодательная база;
- системы подзаконных нормативных актов и стандартизации;
- нормативно методическое обеспечение внутренней деятельности предприятий;
- обычаи делового оборота, то есть те сложившиеся и широко применяемые в предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы они в каком-либо документе, и не противоречащие обязательным для участников соответствующих отношений положениями законодательства или договору.
Но это не говорит о том, что западные методики разработки бизнес-планов плохие, часто они бывают очень хорошие, только россиянам, без определенной доработки никак не подходят.
Другой часто встречающейся ошибкой российских бизнес-планов является неправильное понимание авторами тех аспектов, отраженных в бизнес-плане, которые являются определяющими.Обычно много труда тратится на разработку разделов «Финансовый план», «Анализ эффективности конкурентоспособности». Но если при анализе потребности в будущей продукции сделано ее завышение, то цена финансового плана и анализа эффективности становится равной нулю.
Ещё одной серьезной распространенной ошибкой является низкое качество проведенных маркетинговых исследований.
Особо опасная ошибка
Особенно опасной ошибкой разработчиков является их непонимание интересов кредитора и его психологии.
Чего хотят добиться с помощью бизнес-плана его разработчики? Конечно же, чтобы кредитор дал денег для реализации проекта и на приемлемых условиях. Но для этого надо четко знать его интересы и учесть их в своем бизнес-плане. Следовательно, надо хорошо знать, как кредитор просматривает документ, на что обращает внимание, о чем при этом думает, то есть необходимо знать его психологию.
Без знания интересов кредитора и без их отражения в бизнес-плане, а также без знания того, как они рассматривают данный документ, шансы получить средства на реализацию инвестиционного проекта крайне невелики. Поэтому к решению задачи здесь надо подходить грамотно. Кредиторы - это специализированные организации, в которых с бизнес-планом будут работать руководители, специалисты подразделений, так что учет интересов и психологии тех, кто будет анализировать бизнес-план, дело непростое, но вполне выполнимое, которому можно и нужно научиться.