Таким образом, Палестина не выполнила ни одно из требований, необходимых для выявления де-факто государственности.
Правовой статус Палестины
Кавита Гиридхар (перевод – Евгений Буцан)
С распада Османской империи Палестина изо всех сил пыталась получить государственность. После Первой мировой войны Палестина вместе с несколькими другими арабскими странами оказалась под британским управлением. Когда Великобритания отказывается от этого управления, каждое арабское государство, кроме Палестины, получает независимость. В 1917 Великобритания призывала, чтобы в землях Палестины была создана еврейская страна. Поскольку регион стали тревожить массовые иммиграция и насилие, Великобритания передала данный вопрос Организации Объединенных Наций. Организация Объединенных Наций (UN) издала резолюцию, в которой признавала Израиль и Палестину двумя отдельными государствами. Израиль принял это разделение и в 1948 объявил о своей независимости, был признан государством большинством других государств и международных организаций. Однако Палестина, несмотря на ряд попыток, все еще не получила статус государственности.
Эта статья определяет: имеются ли основания предполагать, что Палестина может быть признано полноценным государством (для этого ответим на три вопроса)
1) Отвечает ли Палестина тем требованиям, чтобы признать ее государственность де-факто?
2) Является ли Палестина государством де-юре?
3) Имеет ли Палестина право на самоопределение?
Образование, которое может считаться государством, должно обладать следующими признаками:
согласно Конвенции Монтевидео 1933 года:
а) постоянное население;
б) определенная территория;
в) правительство;
г) возможность вступать в отношения с другими государствами.
Эти признаки используются в качестве основания для признания государственности со стороны международного сообщества.
Палестина утверждает, что отвечает этим требованиям, а потому достигла фактической государственности. Однако, чтобы считаться государством субъект международного права должен функционировать независимо от любой другой власти.
Согласно Декларации принципов и последующих соглашений очевидно, что Палестина не
обладает полным контролем в любой из этих четырех областей. Израиль сохранил свой авторитет в целом регионе.
Казалось бы, что Палестина отвечает первому критерию - постоянное население, поскольку палестинские народы разделяют общую культуру, историю, гражданство и проживают как на
Западному берегу реки Иордан, так и в секторе Газа. Тем не менее, спорен момент: достаточно ли наличия постоянного населения или Палестина должна также осуществлять контроль над этим населением. Согласно Третьему Своду законов США о международных сношениях, население должно быть «под контролем своего собственного
Правительства». Однако остается зависимость от Израиля.
Другие признаки также полемичны. Второе требование, территориальное, возможно, является самым спорным из всех. Чтобы указать на территорию, необходимо:
во-первых, показать суверенное (независимое) право на землю и, во-вторых, территория должна быть четко определена. Палестина не имеет суверенный титул на Западном берегу или в секторе Газа. Этот район был предоставлен Израилю еще в 1917 году англичанами в Декларации Бальфура.
В Декларации Бальфура, Великобритания признала необходимость создания еврейского государства и определила для этой цели Палестинские земли. Позже Британия передает вопрос еврейского государства под руководство Лига Наций через мандат (приказ/установку).
Этот мандат установил законное право еврейского народов на земли Палестины.
Постоянная палата международного правосудия, Специальная комиссия ООН по Палестине, и
Совет Лиги продолжать поддерживать мандат на Палестину.
Лига Наций передает вопрос о Палестине ООН. В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 181, Организация Объединенных Наций призвала к отнесению
земли одновременно к двум государствам: Еврейскому и Арабскому. Резолюция 181 часто используется в качестве доказательства суверенного титула Палестины над Западным берегом и сектором Газа, хотя это остается необоснованным.
Организация Объединенных Наций пыталась создать государство, что выходит далеко за рамки полномочий, предоставленных ей Устав ООН. Как было сказано в главе IV, резолюции ООН имеют только рекомендательный характер и не являются обязательными. Кроме того, ООН отказалась от Резолюцию 181 с принятием Резолюций 2428 и 3389 Совета Безопасности.
В Палестинской национальной хартии, в статье 19 говорится, что «Раздел Палестины, который имел место в 1947 году, и создание Израиля в корне не верны».
Объявляя раздел не имеющим юридической силы, Палестина тем самым отвергает суверенное право на земли. Также, подписав Декларацию принципов (DOP) в 1993 году, Палестина признает, что вопрос права на земли на Западном берегу и в секторе Газа еще не решен. Декларация принципов и соглашения предоставляет Палестине определенные полномочия, но не полную власть над территорией.
Вторая часть критерия территории – это определение. Палестина не имеет достаточно определенную территорию. Земля Палестины является слишком фрагментарной в том смысле, что территории пересекаются/переплетаются с землями Израиля, которыми Палестина, безусловно, не может управлять.
Поскольку Палестина не обладает независимой территорией, Палестина не отвечает
второму требованию де-факто государственности.
В-третьих, субъект (организация) должен (должна) иметь правительство, чтобы считаться государством. Энциклопедия международного публичного право гласит, что «правительство, осуществляя свою власть, должно быть способно действовать независимо от правительств иностранных государств». Палестина не обладает такой независимостью, ибо находится под всеохватывающей властью Израиля. Декларация принципов, которая была подписана обеими сторонами, наделяет Палестинскую национальную администрацию (ПНА) ограниченными полномочиями.
Декларация принципов в ч. 1, ст. 1 гласит, что:
«Израиль будет продолжать осуществлять полномочия и
обязанности не так перевели».
Декларация принципов о временных мерах по самоуправлению. 13 сентября 1993 года. Статья V (3). Говорится о необходимости обсуждать с Израилем следующие вопросы:
«Иерусалим, беженцы, поселения, меры безопасности, сотрудничество с другими соседями,
и другие вопросы, представляющие взаимный интерес».
Все полномочия Палестины предоставляются Израилем, что явно указывает на отсутствие независимой власти Палестины в этом районе.
Декларация принципов также ясно дает понять, что есть определенные полномочия, которыми Палестина не обладает. Палестина может создать внутреннюю службу безопасности, но не армию; Израиль продолжает защищать территорию от внешнего насилия (внешних угроз). Палестина также нуждается в сотрудничестве с Израилем в области экономики. В промежуточном соглашении 1995 года Приложение VI (ст. 4 и ст. 5) определяется роль Израиля в помощи по вопросам инфраструктуры, сельского хозяйства, промышленности на территории Палестины. Палестина также не может вступать ни в какие отношения с иностранными государствами.
Кроме того, Соглашение о секторе Газа и Иерихона 1994 содержит призыв к созданию
Объединенного комитета по гражданским делам и сотрудничеству. Члены из Израиля и Палестины должны собираться один раз в месяц, чтобы обсудить гражданские вопросы, в том числе инфраструктуры, лицензирования, госпитализации, транспорта и других подобных дел. В этом соглашении Израиль также заявляет, что это он имеет власть над военными вопросами, вопросами внешней и внутренней безопасности, внутренняя безопасность, что должно осуществляться через
Военное правительство. Безусловно, это то еще раз показывает, что Израиль имеет главенствующее положение в этом регионе. Это лишь некоторые примеры тех совместных усилий, которые необходимы для эффективного функционирования Палестины. Совершенно очевидно, что палестинское правительство не является независимым от иностранного, израильского правления, следовательно, не отвечает третьему требованию государственности.
Последним компонентом де-факто государственности является способность субъекта осуществлять иностранные связи. Палестина не может принимать решения в сфере международных отношений, вступать во внешние сношения без одобрения Израиля. Здесь, опять же, Палестина находится под управлением Израиля. Способности Палестины вести международные отношения строго ограничены временным Соглашением 1995 года (статья IX, раздел 5), которое устанавливает полномочия и обязанности Палестинский совета. В этом соглашении утверждается, что:
«Совет не будет иметь полномочий и обязанностей в сфере внешних отношений, под чем подразумевается создание за рубежом посольств, консульств или иные виды иностранных миссий или разрешение их создания на Западном берегу реки Иордан или в секторе Газа, назначение или прием дипломатического консульского персонала и осуществление дипломатических отношений».
При взгляде на эту статью, можно ясно видеть, что Палестина не имеет возможности вступать в иностранные отношения. В соответствии с этой договоренностью, Палестина не в состоянии провести самостоятельно ни одной дипломатическое линии. Однако дипломатия является ключевым компонентом внешних отношений и, в целом, является ключевым компонентом государственности. Дипломатию можно рассматривать как форму, как специальную процедуру признания.
Статья IX Раздел 5 (б) излагает несколько обстоятельств, в которых Палестина может подписать соглашений с другими государствами или организациями, однако это не будет отражать способность Палестины самостоятельно вступать в международные сношения. Прежде всего, раздел 5 (с) указывает, что «соглашения, упомянутые в подпункте 5 (б) выше, не должны рассматриваться в качестве международных отношений».
Эти исключения вновь показывают, что Палестина имеет ограниченные внешние отношения и не является независимыми от Израиля.
Кроме того, Декларация принципов (статья XI) создает Израильско-палестинский комитет по экономическому сотрудничеству, содействующий развитию экономики на Западном берегу и в секторе Газа. Вследствие этого Палестина не имеет возможности заключать экономические соглашения с другими государствами без утверждения Израиля.
Кроме того, как уже упоминалось ранее, Палестина не имеет полномочия создания армии. Однако полноценное государство должно иметь право создавать армию, если оно того пожелает, для того, чтобы защитить себя в случае возникновения угрозы извне. Палестина не имеет такой возможности (не обладает таким правом) – это прописано в одном из военных законов.
Подписывая эти соглашения,
Палестина признала и приняла свою неспособность вести международные отношения.
Мы видим, что отсутствует и четвертый компонент.
Таким образом, Палестина не выполнила ни одно из требований, необходимых для выявления де-факто государственности.
· Палестина не имеет постоянного подконтрольного населения.
· Палестина не имеет суверенитета на определенной территории.
· Палестинское правительство является промежуточным и ограниченным в своих действиях.
· И, наконец, Палестина не имеет возможности самостоятельно вступать в международные отношения.
Палестина обладает ограниченным кругом полномочий над территориями Западного берега и сектора Газа, в то время как Израиль по-прежнему сохраняет над этой зоной всеобъемлющую власть. Пока Палестина не может действовать независимо от Израиля, она не может рассматриваться как де-факто государство.
Ряд государств признали Палестину в качестве государства, однако юридически она до сих пор не таковым не считается. Индивидуальное признание не создает государственности. Почему?
· Во-первых, преждевременное признание государства является нарушением международного права. Государственность можно признать только в случае, если субъект отвечает четырем требованиям де-факто государственности по Конвенции Монтевидео. Как было доказано ранее, Палестина не имеет де-факто государственности, следовательно, признание любым государством палестинской государственности должно считаться недействительным в соответствии с международным правом.
· Во-вторых, государственность Палестины отрицают международные организации. Например, Всемирная организация здравоохранения, Европейский союз и Организация Объединенных Наций не признают Палестину как государство. В ООН Палестина получила статус наблюдателя, но не статус члена. Таков же статус Палестины в Красном кресте. Такое состояние показывает, что ООН считает Палестину скорее международной организацией, нежели государством. Некоторые государства могут по отдельности признавать Палестину, но международное сообщество в целом не признает её как государство. Поэтому Палестина также не является государством и де-юре.
Наконец Палестина заявляет, что она имеет право на самоопределение и, следовательно, имеет право идентифицировать себя как государство. Организация Объединенных Наций признает право на самоопределение в статье I (2). Статья 3 проекта Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов указывает, что народы понимают самоопределение как право субъекта «свободно определять свой политический статус и свободно осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие». Палестина получила большую степень самоопределения. В соответствии со статьей VI (2) Декларации принципов Палестина всевластна в вопросах «образования и культуры, здравоохранения, социального обеспечения, прямого налогообложения и туризма». Палестина имеет право свободно управлять социальной, культурной, и в определенной степени-экономическими делами. Кроме того, нигде не указано, что право на самоопределение равно праву на государственность. Израиль предоставил Палестине многочисленные полномочия, в которых она получил большую степень самоопределения.
Вывод. Палестина является автономным образованием, но не государством, поскольку Палестина не отвечает требованиям де-факто государственности. Преждевременные признания только дестабилизируют положение в этом регионе. Декларация принципов, Временное соглашение и последующие соглашения принимаются обеими сторонами и предусматривают присутствие и контроль Израиля в этой области. В то время как Израиль имеет всеобъемлющую власть в регионе, Палестине предоставляется значительная степень самоопределения, где самоопределение не равно праву на государственность. Таким образом, в данный момент времени Палестина не может считаться государством в соответствии с международным правом ни де-факто, ни де-юре.