Ценообразование и внешние эффекты

Воздействие внешних эффектов не отражается рыночными ценами, так как представляет собой альтернативные издержки отношения субъектов. Для того, чтобы обосновать это утверждение, рассмотрим следующий пример. Предположим, что в экономике всего две фирмы и эти фирмы производят два товара: первая – товар Х, вторая – товар Y. Для производства товара X первая фирма приобретает ресурс N, для производства товара Y вторая фирма приобретает ресурс M. Обе фирмы для производства используют общий ресурс – атмосферный воздух. Однако результатом использования воздуха второй фирмой является его загрязнение Z. Это загрязнение атмосферы ухудшает качество и количество производимого первой фирмой товара X и является для нее внешним эффектом. В такой ситуации производственные функции для обоих товаров будут представлены в следующем виде:

Ценообразование и внешние эффекты - student2.ru (18.1)
Ценообразование и внешние эффекты - student2.ru (18.2)

где Z=Z(M).

Внешний эффект от загрязнения атмосферы снижает количество товара Х, тем самым снижая прибыльность его производства для первой фирмы. В то же время, для второй фирмы условия производства остаются прежними. Величины прибыли для фирм от производства товаров Х и Y зависят от объема производства товаров, цен товаров, затрат ресурсов и цен ресурсов, а также (для первой фирмы) от величины внешнего эффекта:

Ценообразование и внешние эффекты - student2.ru (18.3)
Ценообразование и внешние эффекты - student2.ru (18.4)

где РХ, РY, РМ, РN – цены соответствующих товаров и ресурсов;

ВХ, ВY – величины прибыли для фирм от производства товаров Х и Y.

Максимальная эффективность использования производственного ресурса будет достигнута в случае минимизации издержек при оптимальном сочетании и использовании производственных ресурсов. В случае отсутствия внешних эффектов для каждой фирмы условием максимизации прибыли фирм является:

Ценообразование и внешние эффекты - student2.ru (18.5)
Ценообразование и внешние эффекты - student2.ru (18.6)

где Ценообразование и внешние эффекты - student2.ru , Ценообразование и внешние эффекты - student2.ru – предельные продукты ресурсов в денежном выражении.

Но как уже отмечалось ранее, фирма, производящая внешние эффекты, переносит их на товар другой фирмы. В этом случае общая прибыль от обоих производств выражается следующим равенством:

Ценообразование и внешние эффекты - student2.ru (18.7)

Использование каждого из ресурсов для общества (для обеих фирм) в этом случае будет характеризоваться уравнениями (прирост совокупной прибыли при использовании дополнительной единицы ресурса в условиях совершенной конкуренции должен соответствовать разнице дохода от использования ресурса и ценой ресурса) :

Ценообразование и внешние эффекты - student2.ru (18.8)
Ценообразование и внешние эффекты - student2.ru (18.9)

Возникает вопрос об эффективности использования ресурсов и адекватности цены ресурсов, которая должна включать не только издержки на добычу ресурса, но и издержки, рационализирующие его переработку для производства товаров. Как видно из уравнений, цена ресурса РМ является неэффективной, а с учетом внешних эффектов, создаваемых при его использовании, эффективная цена данного ресурса должна составить должна составить:

Ценообразование и внешние эффекты - student2.ru (18.10)

Но так как на практике это не осуществляется, то можно утверждать, что внешние эффекты не отражаются в ценах товаров субъекта, который их создает.

Кроме того, если пострадавшей стороной является не единичный субъект, а их группа, из рассмотренных выше уравнений можно сделать вывод, что в случае возникновения внешних эффектов наблюдаются искажения между общественными и частными издержками производства. Используя категории предельного анализа и такие понятия, как издержки общества при производстве какого-либо товара (MSC) и издержки фирмы (MC), создающей внешние эффекты (MEC), можно составить следующие условия соотношения этих величин.

Ценообразование и внешние эффекты - student2.ru (18.11)
Ценообразование и внешние эффекты - student2.ru (18.12)

В первом случае рассматривается ситуация с отрицательными внешними эффектами, во втором – с положительными.

Наши рекомендации