Использование экономических инструментов

В мировой практике используются несколько групп налогов, корректирующих внешние эффекты: платежи за использование ресурса; «стимулирующие» платежи (средства, поступающие от платежей, не возвращаются фирме); распределяемые платежи (средства, поступающие от платежей, возвращаются в форме субсидий); потребительские платежи (взимаются с целью компенсации затрат на государственный контроль); товарные платежи или дифференцированные налоги (взимаются в форме надбавки к цене); административные платежи (разрешительные платежи).

Несмотря на множество разновидностей корректирующих налогов, главной проблемой при их использовании является точное определение их размера. Ошибка может привести к отклонению от оптимальной величины издержек производства. Поэтому определение ставки налога требует выполнения следующих условий:

ставка налога для всех фирм в отрасли, создающих внешние эффекты, должна быть одинаковой, так как убыток на единицу внешних эффектов одинаков;

величина экономически эффективной ставки налога будет равна величине предельного экстернального убытка фирмы при общественно-оптимальной величине внешнего эффекта;

налог должен предусматривать возможность использования альтернативных технологий производства.

Наибольшую сложность для государства представляет определение разницы между частными и общественными издержками. Основными проблемами в этом случае становятся недостоверность или нехватка информации. Многие фирмы, исходя из соблюдения коммерческой тайны, не желают предоставлять необходимую информацию, либо намеренно ее искажают в свою пользу. Экономические последствия, выражающиеся в издержках общества, также являются величиной трудноизмеримой. Поэтому зачастую государственное регулирование осуществляется методом проб и ошибок.

Среди достоинств корректирующих налогов можно отметить следующие: налоги позволяют фирмам самим выбирать технологии использования ресурсов (в результате фирмы выбирают более дешевые (малоотходные) способы производства); поступления от корректирующих налогов могут повысить эффективность экономики путем замещения традиционных налогов.

К недостаткам налогов можно отнести следующие: существует риск, что издержки на повышение эффективности использования ресурсов могут превысить оптимальные; эффект налогов ослабляется инфляцией; не всегда средства от налогов возвращаются в отрасль с целью рационализации используемых ресурсов; в ситуациях неопределенности метод проб и ошибок может привести к необратимым изменениям производственных ресурсов (особенно природных ресурсов); велика вероятность того, что затраты на контроль могут превысить выгоды от введения налога.

Введение налогов не всегда позволяет использовать весь потенциал от экономического регулирования. В ряде случаев весьма эффективным является воздействие на товаропроизводителей с помощью субсидий.

Субсидии, как правило, осуществляются в следующих формах: дотации, или безвозмездные ссуды; льготные займы (займы на приобретение новых технологий, выдаваемые под пониженный процент); налоговые льготы (ускоренная амортизация, освобождение от налогов или налоговые скидки, допускаемые в случае принятия мер по сокращению внешних эффектов). Необходимо отметить, что использование субсидий должно предполагать их высокую экономическую эффективность. В обратном случае такая мера приводит к увеличению уровня инфляции.

Величина субсидий устанавливается равной разнице между общественными и частными выгодами от мер по улучшению производственных технологий. В случае с отрицательными внешними эффектами субсидии выступают как мера, стимулирующая фирмы устанавливать новое малоотходное оборудование или совершенствовать старое. В этом случае происходит сокращение общественных издержек производства до величины частных (с MSC до MSCS на рис 18.4). Однако, несмотря на преимущества такого (желательного для фирм) инструмента, механизм субсидирования несет в себе ряд недостатков. Проблемой является то обстоятельство, что фирма одновременно с получением субсидии получает возможность скомпенсировать часть издержек производства (с MPC до MPCS). При этом вновь возникает разрыв между общественными и частными издержками и эффект от введения субсидирования будет меньше, чем ожидалось (MSCS>MPCS). Поэтому действие субсидий необходимо корректировать с помощью других инструментов регулирования.

 
  Использование экономических инструментов - student2.ru

Рис. 18.4. Последствия введения субсидий.

 
  Использование экономических инструментов - student2.ru

Рис. 18.5. Решение проблемы положительных внешних эффектов

с помощью субсидирования.

В случае с положительными внешними эффектами недостаток, который снижает эффективность субсидирования при отрицательных внешних эффектах, является достоинством. Фирме выдаются субсидии, равные по величине разнице между общественными и частными выгодами от создания товаров и услуг (в размере, равном заштрихованной площади на рис. 18.5), что позволяет производить большее их количество (Q2 вместо Q1).

Директивное регулирование

Директивное регулирование требует точного определения оптимальной величины внешних эффектов при использовании ресурсов. В этом случае государство действует в двух направлениях – либо устанавливает максимальный уровень их использования (Q0 на рис. 18.2), либо ограничивает технологии и параметры оборудования.

В большинстве стран такое регулирование уровня использования ресурсов является преобладающим. В то же время применение данного инструмента несет в себе большое количество недостатков. Во-первых, для контроля за соблюдением квот требуется развитая система мониторинга, в свою очередь, влекущая за собой высокие издержки. Во-вторых, для гибкого регулирования применительно к каждой фирме необходимо знать функцию ее затрат на сокращение внешних эффектов (для создания равных экономических условий для каждой фирмы), однако возникающие при этом искажения информации (из-за конфиденциальности ее характера или из-за преднамеренной ложной информации, выдаваемой самими фирмами) не позволяют достичь поставленной цели.

В случае выбора второго направления регулирования каждой фирме выдвигаются требования установить определенное оборудование, которое характеризуется определенным уровнем создания внешних эффектов, не превышающей оптимальный. Такой контроль требует гораздо меньших затрат и характеризуется самым коротким сроком достижения необходимого эффекта регулирования. Основным недостатком данной меры является ее негибкость в отношении инициативы самих фирм. В долговременном периоде это приводит к развитию только отдельных направлений технологий.

Отдельные разновидности директивных методов могут комбинироваться и оказывать комплексное воздействие на товаропроизводителей. Однако в целом командно-административному регулированию присущи такие недостатки, как искажение информационных сигналов для собственников ресурсов, ведущие к их еще более нерациональному использованию и резкое увеличение бюрократического аппарата, который стремится еще более расширять сферу действия этого инструмента, замещая им экономическое регулирование.

Наши рекомендации