Сравнительный анализ данных. Сравнение свои результаты с другими данными:
Сравнение свои результаты с другими данными:
1) сравните свой результат с максимально возможным (168);
2) сравните свои результаты с результатами других учащихся;
3) сравните свои результаты с результатами, показанными контрольной группой, состоявшей из 500 учащихся школ бизнеса;
Если общее количество набранных вами баллов составляет:
143 или выше вы находитесь в верхней четверти;
134-142 вы находитесь во второй четверти;
123-133 вы находитесь в третьей четвертки;
122 или ниже вы находитесь в нижней четверти.
Тест 2. Использование стратегий влияния
Дайте числовую оценку того, насколько часто вы используете каждую из указанных стратегий, чтобы убедить других людей следовать вашим желаниям. В шкале оценок от 1 до 5 единица соответствует «редко», 3 – «иногда», 5 – «всегда». После оценки всех вариантов вы можете подсчитать полученные вами результаты при помощи ключа.
_____ | 1. | «Если вы не согласитесь со мной, я сделаю так, что вы пожалеете об этом». |
_____ | 2. | «Если вы согласитесь со мной, вы получите награду». |
_____ | 3. | «Эти факты наглядно демонстрируют достоинства моей позиции». |
_____ | 4. | «Все другие участники группы уже согласились со мной. А каково ваше решение?» |
_____ | 5. | «Люди, которых вы цените, будут думать о вас лучше (хуже), если вы пойдете (не пойдете) на уступки». |
_____ | 6. | «Группа нуждается в вашей поддержке, так сделайте это для блага всех нас». |
_____ | 7. | «Я перестану придираться к вам, если вы согласитесь со мной». |
_____ | 8. | «Вы могли бы согласиться со мной, имея в виду мое прошлое расположение к вам». |
_____ | 9. | «Я нуждаюсь в вашем согласии; вы выручите меня?». |
_____ | 10. | «Если вы будете медлить, вы упустите эту возможность». |
_____ | 11. | «Я несколько смягчил свою исходную позицию, что дает мне основания рассчитывать и на вашу уступчивость». |
_____ | 12. | «Это решение вполне соответствует вашим прошлым решениям». |
_____ | 13. | «Ваш отказ может губительно сказаться на остальных». |
_____ | 14. | «Я хочу попросить вас о небольшом одолжении [прямо сейчас]». |
_____ | 15. | «Согласие с этим предложением, прежде всего, создаст возможности для достижения вами ваших личных целей». |
Ключ к тесту «Использование стратегий влияния»
Наказание Пункт Результат | Сотрудничество Пункт Результат | Убеждение Пункт Результат | |||
________ | ________ | ________ | |||
________ | ________ | ________ | |||
________ | ________ | ________ | |||
________ | ________ | ________ | |||
________ | ________ | ________ | |||
Всего | ________ | Всего | ________ | Всего | ________ |
Первая стратегия влияния: (первый результат) ____________ Вторая стратегия влияния: (второй результат) ____________ |
Упражнения, направленные на формирование навыков реальной власти
Восстановление влияния
Розабет Кантер (Rosabeth Kanter, 1979) считает, что многие проявления, обычно именуемые «плохим менеджментом» в организации, объясняются просто стремлением менеджеров сохранить уменьшающуюся базу своей власти. Она призывает не критиковать подобных менеджеров за некомпетентность, а поддерживать их ощущение личной власти. Если мы поможем решить их проблему сокращения базы власти, скорее всего, исчезнут и проявления неумелого управления. Подобный подход вполне согласуется с принципами, представленными в этой книге.
Задание
В этом упражнении мы предлагаем вам дать определенные советы лицам, ощущающим утрату власти. Сформируйте группы для обсуждения каждой из предложенных ситуаций для анализа возможностей расширения основы власти каждого из этих трех индивидуумов. Подготовьте отчет с вашими рекомендациями.
Ситуация 1: Непосредственный руководитель
Кейт Шален работает непосредственным руководителем (супервизором) в течение шести месяцев. Вначале она была очень рада этому назначению, однако вскоре почувствовала себя бессильной. Эта должность теперь казалась ей не очередной ступенью служебной лестницы, а тупиком. Менеджеры компании были не старше ее самой, обещанное же расширение компании не происходило. Она работала не в центральном звене организации и понимала, что о ее существовании высшее руководство, скорее всего, даже не догадывается. Она предполагала стать поддержкой для своих подчиненных, однако они не отвечали ей взаимностью. При этом она не могла рассчитывать и на помощь руководства. Иными словами, она оказалась, что называется, «в безвыходном положении». Ее обязанности были расписаны по пунктам и потому у нее было мало свободы выбора, что и как делать. У нее было мало возможностей и для управления оплатой или стимулированием подчиненных, поскольку соглашение ее подразделения о вознаграждении оставляло мало возможностей для гибкости. Таким образом, она было бессильна в вопросах вознаграждения или наказания подчиненных в соответствии с их реальными достижениями.
В результате, она решила, что более всего подходит ужесточение правил для подчиненных, чтобы они делали то, чего она хочет. Их успехи и достижения вызывали у нее нескрываемое раздражение, при этом она пыталась изолировать подчиненных от контактов с руководством и не давать полную информацию. Если раньше Кейт придерживалась неформальных методов работы, то теперь она погрузилась в рутину стандартных процедур. Как и следовало ожидать, ее подчиненные почувствовали себя обиженными, и эффективность их труда снизилась.
Ситуация 2: Специалист по персоналу
Шон Куин поступил в организацию год назад в качестве специалиста по персоналу. Он полагал, что ему удастся быстро привлечь к себе внимание руководства, однако в скором времени он почувствовал себя совершенно изолированным и забытым. Будучи специалистом по персоналу, он почти не завоевал авторитета эксперта при принятии решений, кроме своей непосредственной области деятельности. Все серьезные совещания проходили без его участия. Проблемы инноваций и предпринимательства находились вне его сферы. Хотя у некоторых линейных служащих возможности для профессионального развития и существовали, никто не позаботился о приобретении Шином большего опыта и развитии способностей. В нем видели только узкого специалиста. Поскольку его обязанности не требовали работы совместно с другими, у него было мало возможностей развивать отношения, которые вели бы к контактам с высшим руководством.
Более всего его задевало то обстоятельство, что руководство несколько раз приглашало для участия в проектах, относящихся к сфере его компетентности, стороннего консультантами это демонстрировало, как он считал, его не слишком большое значение для организации.
Шон стал чувствовать себя все более заброшенным. Он пытался оградить себя от посягательств на область его компетенции. Он пытался демонстрировать другим сотрудникам свою высокую профессиональную компетентность, но чем больше он старался, тем больше получал статус специалиста на обочине организации. В общем, он чувствовал, что подорвал основы своей карьеры.
Ситуация 3: Руководитель высшего звена
Мэй Фелпс занимает должность руководителя высшего звена вот уже три года. Когда Мэй заняла этот пост, она решила, что конечные цели ее карьеры достижимы. Сейчас она в этом не так уверена. Неожиданно она обнаружила, что ее свобода и инициативы имеют множество ограничений. К примеру, ее работа сопряжена с таким множеством деталей и условий, что у нее не хватает времени для долгосрочного планирования. Ей всегда кажется, что есть более серьезные ситуации, которые требуют ее внимания. К сожалению, источники большинства ограничений находятся вне сферы ее влияния (правительственные постановления, новые формы отчетности, вводимые советом директоров и акционеров, взаимоотношения с профсоюзом, принцип равенства возможностей и так далее). Мэй успела снискать репутацию успешного менеджера, обладающего предприимчивостью, креативностью и инновационностью, однако выполняемая ею текущая работа не требует владения подобными навыками. Мало того, она настолько завязла в текучке, что все больше и больше отдалялась от информационных потоков организации. Некоторые вещи остаются, конечно, непосредственно в ее ведении, но ее «секреты» не такого рода, чтобы другие были расположены в ответ на их предоставление делиться с нею своими секретами. Ее заместители, занимающиеся мониторингом общего состояния дел в организации и обеспечением ее информацией, похоже, говорят ей только то, что она хочет услышать.
До Мэй периодически долетают слухи о том, что определенные «группы интересов» хотели бы сместить ее с руководящей должности. Соответственно, она пытается как-то защитить себя, используя для этого диктаторские методы, что делает организацию более ориентированной на контроль и консервативной. Мэй чувствует, что попала в нисходящую спираль, но не может найти путь к изменению тенденции. «Я всегда считала, что фраза «Одиноко на вершине» – всего лишь метафора», – удивляется она.