Особенности взаимодействие спроса и предложения на рынке с наличием монополии
Монополист обладает определенной властью над рынком, так как он один определяет предложение товара.
Монополист обладает властью над ценой товара.
Власть над ценой не является абсолютной, т.к. цена зависит и от спроса, а предложение зависит от цены.
Определение того, насколько высокой может быть цена монополиста связано со спросом и его эластичностью.
Правило монополистического ценообразования:
1) Объем производства и соответствующего предложения товара должен быть таким, при котором MC=MR
2) Монополист рассматривает MC и MR как базу для установления цены – она не должна быть ниже их
3) На монополистическом предприятии MR<P=AR
Т.к. монополия стремится к установлению уровня цен, выше издержек, в том числе предельных.
Т.о предельный доход монополии (MR) уменьшается в большей степени, чем средний (AR).
Это значит, что каждая последующая единица товара дает все меньшую выручку.
Поэтому монополисты стремятся увеличивать доходы за счет повышения цен, а не за счет увеличения объема производства.
20.03.12 Ценовая дискриминация второй степени –
Продажа отдельных партий товара по различным ценам.
На практике ценовая дискриминация второй степени часто принимает форму различных скидок ( ценового дисконтирования):
1) Скидки на объем поставки
2) Кумулятивные скидки (накопительные)
3) Ценовая дискриминация по времени.
Правило проведения ценовой дискриминации второй степени вывел Г. Штакельберг: «предельная выручка от продажи любо, кроме последней, партии должна равняться цене следующей партии, а предельная выручка от продажи последней партии – предельными затратами», т.е. MR1=P2, MR2 = P3, MRn=MC.
Ценовая дискриминация третий степени –
Ситуация, при которой рыночный спрос разбит на 2 группы покупателей с различными функциями спроса.
Для каждой группы покупателей монополист устанавливает цены, таким образом, чтобы общая прибыль достигла максимума.
Общая прибыль от продажи продукции на n сегментах рынка по разным ценам: p1q1 + p2q2 +…+pnqn – TC(Q)
Где Pi,qi – соответственно цена и объем продажи на i-м сегменте рынка.
Q=∑qi
Условия максимизации прибыли: Mr1= mr2 = ….mrn=mc.
Т.е. на каждом из сегментов рынка нужно установить такую цену, чтобы предельная выручка на всех сегментах была одинаковой и равнялась предельным затратам общего выпуска.
Ценовая дискриминация первой и второй степени увеличивает общественное благосостояние, так как она сопровождается увеличением выпуска продукции и более полным удовлетворением рыночного спроса.
Воздействие ценовой дискриминации третьей степени на общественное благосостояние неоднозначное.
Особенности взаимодействия спроса и предложения на рынке с наличием монополистической конкуренции.
Монополистическая конкуренция - тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка.
Краткосрочный период:
В условиях монополистической конкуренции фирма, максимизирующая прибыл, будет стремиться осуществлять производство при такой комбинации цены (Р) и объема выпуска (Q) при которой достигается равенство: MC=MR.
Долгосрочный период:
В долгосрочном периоде сверхприбыли стимулируют новые фирмы ко вход на рынок, что вызывает понижение кривой спроса для закрепившихся фирм, т.е. сдвигает кривую спроса влево. Это означает уменьшение объема продаж при каждом уровне цен. Вход новых фирм будет продолжаться до тех пор, пока дополнительные прибыли не исчезнут.
Т.о. при монополистической конкуренции:
в длительном периоде проявляется тенденция к получению фирмами нулевой экономической прибыли.
Точка долгосрочного равновесия, находясь на кривой LAC, не совпадает с точкой минимума средних затрат, в результате чего:
Равновесная цена при монополистической конкуренции в длительном периоде превышает равновесную цену, которая установилась бы при совершенной конкуренции;
Объем производства устанавливается несколько меньший, чем наиболее эффективный;
Поскольку кривая спроса имеет отрицательный наклон, то она касается долгосрочной кривой средних издержек слева от точки мин
Теорема об избыточной мощности при монополистической конкуренции:
Чем выше степень дифференциации продукта, тем более несовершенной является конкуренция на рынке и тем значительнее отклонение используемых мощностей, объемов производства и цен от наиболее эффективных.
Особенности взаимодействия спроса и предложения на рынке с наличием монопсонии.
1) Единственный покупатель обладает определенной властью над рынком, так как он один определяет спрос на товар
2) Монопсонист обладает властью над ценой товара.
3) Власть над ценой не является абсолютной, т.к. покупатель не может установить настолько низкую цену, что она не будет покрывать издержки продавцов-производителей.
Таким образом, при незначительном объеме закупок товара предельные затраты покупателя оказываются ниже средних издержек продавцов.
При большом объеме закупок кривая предельных затрат оказывается выше кривой средних издержек.
Правило определения наиболее выгодного объема и цен на рынке с наличием монопсонии:
1) Цена на закупаемую партию товара не может быть ниже средних издержек продавцов.
2) Предельные затраты должны быть равны предельной выгоде, определяемой полезностью последней единицей приобретаемого товара.
Возможны 2 ситуации:
· Цена и средние издержки продавцов больше предельной выгоды и предельных затрат монопсониста: p=atc>mb=ms
· Цена и средние издержки продавцов меньше предельной выгоды и предельных затрат монопсониста: p=atc<mb=ms
10.04.12