Кафедра административной деятельности ОВД

МВД России

Санкт-Петербургский университет

Кафедра административной деятельности ОВД

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема Совершенствование правового механизма по противодействию торговле в неустановленных местах на территории Санкт-Петербурга

Выполнил мл. л-т. Пол. Слушатель факультета подготовки сотрудников полиции для подразделений по охране общественного порядка 652 учебного взвода Пахомкин А.И.

Научный руководитель________________

ученая степень, ученое звание

____________________________________

специальное звание, должность, Ф.И.О.

Рецензент_________________________

ученая степень, ученое звание

____________________________________

специальное звание, должность, Ф.И.О.

__________________________

(решение о допуске к защите)

Начальник кафедры

___________________________

специальное звание, подпись, ФИО

Дата защиты «___»_______ 2017 г. Оценка__________________

Подписи членов ГАК:

Санкт-Петербург

ПЛАН

Глава 1. Общая характеристика отношений по противодействию торговли в неустановленных местах. 1.1 Историческое развитие отношений по противодействию торговле в неустановленных местах на территории Санкт-Петербурга
1.2 Классификация видов торговли в неустановленных местах.
Глава 2. Особенности деятельности по противодействию торговле в неустановленных местах на территории Санкт – Петербурга. 2.1. Субъекты правоотношений в сфере противодействия торговле в неустановленных местах на территории Санкт – Петербурга.
2.2. Роль и место органов внутренних дел в противодействии торговле в неустановленных местах.
2.3. Характеристика привлечения к ответственности лиц, осуществляющих торговлю в неустановленных местах.
2.4 Перспективы оптимизации правового механизма противодействия торговле в неустановленных местах на территории Санкт – Петербурга.
Заключение

Введение

Тема данной выпускной квалификационной работы имеет высокую степень актуальности. Об этом говорит в том числе и сложная экономическая ситуация, сложившаяся в последнее время в нашей стране. Все труднее становится заработать денежные средства, необходимые для комфортного проживания, особенно гражданам пенсионного возраста, которые зачастую и занимаются торговлей в неустановленных местах. Однако за данное деяние предусмотрена административная ответственность, и сокрытие подобных правонарушений со стороны правоохранительных органов недопустимо.

Правовой механизм противодействия торговли в неустановленных местах сложно назвать эффективным как в Санкт – Петербурге, так и во всей России. Ситуацию усугубляет разделение административного законодательства Российской Федерации на федеральное и региональное.

На федеральном уровне в некоторых случаях ответственность за данное деяние может быть предусмотрена статьей 14.4 кодекса об административных правонарушениях РФ (далее КоАП РФ), однако в большинстве случаев ответственность за торговлю в неустановленных местах может быть предусмотрена статьей 44 закона Санкт – Петербурга «Об административных правонарушениях», санкция за которую выше.

Разделение законодательной базы на региональную и федеральную широко встречается во многих государствах. В качестве примера можно рассмотреть Соединенные Штаты Америки, в которых даже за тяжкие уголовные деяния санкция может отличаться в зависимости от штата, в котором они были совершены. Тем не менее, в США, в отличие от РФ, полиция не является федеральным органом исполнительной власти, а следит за соблюдением законов конкретного штата, а на федеральном уровне действует только ФБР (Российским аналогом которого является Следственный комитет). Таким образом, на основании опыта иностранных государств становится понятно, что для эффективной работы регионального законодательства необходимо создать правоохранительный орган, который будет защищать интересы граждан конкретного региона в соответствии с его законодательством, и наделить его необходимыми для осуществления своих полномочий правами.

В Российской Федерации в полной мере реализована федеральная полиция, однако, несмотря на отсутствие эффективно работающих правоохранительных органов субъектов федерации, федеральная полиция не занимается рассмотрением дел об административных правонарушениях, предусмотренных административными законодательствами субъектов, в том числе и торговли в неустановленных местах. Таким образом, в правовом механизме борьбы с правонарушениями, за которые предусмотрена ответственность законами субъектов, существует значительный пробел.

Стоит отметить, что правоохранительные органы субъектов хоть и занимаются проблемами пресечения торговли в неустановленных местах, их работу сложно назвать комплексной и эффективной.

Из – за широкого распространения данного правонарушения наносится наносится серьезный вред экономике города. Точную статистику совершаемых в этой области правонарушений привести практически невозможно, в виду высокой их латентности, однако необходимо собрать и изучить полную статистическую информацию по количеству зарегистрированных правонарушений.

Таким образом, перед данным научным исследованием ставятся следующие цели:

1) Определение исторических предпосылок торговли в неустановленных местах, истории развития нормативно - правовой базы по борьбе с ними.

2) Формирование комплексной и полной статистики, определяющей степень эффективности борьбы различных правоохранительных органов с торговлей в неустановленных местах в различное время.

3) Изучение социальных и экономических предпосылок торговли в неустановленных местах, определение ее субъектов.

4) Изучение нормативно – правовых актов в области противодействия торговле в неустановленных местах. Рассмотрение международного опыта по борьбе с этим видом правонарушений.

5) Создание и глубокое изучение классификации правонарушений, связанных с торговлей в неустановленных местах.

6) Определение и анализ существующих проблем в работе правового механизма по противодействию торговле в неустановленных местах на территории Санкт-Петербурга.

7) Изучение места и роли органов внутренних дел и других правоохранительных органов в борьбе с торговлей в неустановленных местах.

8) Формирование методов решения проблем в функционировании правового механизма по противодействию торговле в неустановленных местах на территории Санкт-Петербурга на основе собранной статистической информации о состоянии данного правонарушения в различных районах Санкт – Петербурга.

Объектом научного исследования являются общественные отношения, возникающие в результате контроля за соблюдением норм законодательства Санкт – Петербурга и федерального законодательства в сфере торговли в неустановленных местах. Предметом исследования является правовой механизм и меры по его совершенствованию в области пресечения правонарушений, связанных с торговлей в неустановленных местах.

В качестве субъектов общественных отношений, возникающих в результате борьбы с правонарушениями в области торговли в неустановленных местах, следует отдельно выделить субъекты, связанные с осуществлением торговли в неустановленных местах, и субъекты, отвечающие за ее профилактику и пресечение.

Субъектами правоотношений, возникающих в области противодействия торговле в неустановленных местах являются:

1. Лица, осуществляющих торговлю в неустановленных местах

2. Лица, организующие и контролирующие торговлю в неустановленных местах

3. Представителей администрации муниципальных образований

4. Должностных лиц исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющие контроль за соблюдением законодательства об административных правонарушениях

5. Административные комиссии города Санкт – Петербурга

Так же, отдельно стоит выделить потребителей продукции, реализуемой в неустановленных местах, права которых нарушаются посредством продажи им некачественных товаров, реализуемых в неустановленных местах.

Уличная незаконная торговля в последнее время все чаще становится темой для научных исследований, особенно широко при этом охватываются проблемы взаимоотношения субъектов торговли, основные принципы получения ими выгоды. Однако, большинство подобных научных исследований имеют своей целью изучение данного феномена скорее с экономических или социологических точек зрения, чем с позиции закона. Однако, в связи с необходимостью полного и комплексного исследования самой проблемы наличия и широкого распространения торговли в неустановленных местах, крайне необходимого для совершенствования правового механизма противодействия такой торговле, необходимо обратить внимание в том числе и на социальные и экономические предпосылки данного явления. В связи с этим, К. Поланьи подчеркивает: «Появление институтов рынка само по себе является тонким и туманным вопросом. Очень трудно проследить процесс их зарождения, и еще труднее проследить стадии развития торговли.»[1]. Данный тезис в полной мере применим и для торговли в неустановленных местах, которая хоть и не всегда выделялась из общей массы всей торговли, но само наличие субъективного стремления «предпринимателя» к ее осуществлению, даже при наличии суровых запрещающих норм закона, все равно будет иметь место, так как связано с получением повышенной прибыли о реализации своего товара, относительно граждан, реализующих свой товар в установленных местах. Этому способствует так же и отсутствие осознания своей моральной ответственности у лиц, реализующих свой товар в неустановленных местах, по отношению к лицам, реализующим его в установленных местах, заключающейся в утрате последними части потенциальной прибыли, которую они могли бы получить, если бы не незаконные действия первых. Тема данного научного исследования не является широко исследованной в научной литературе, однако не обходиться без внимания в различных научных статьях, материалах конференций и учебниках

Например, Черников В.В. отмечает, что торговля в неустановленных местах является одним из наиболее распространенных правонарушений, находящихся в ведении административных комиссий.[2]

Наши рекомендации