Тема 10. институциональные изменения
План лекции
10.1. Понятие и классификация институциональных изменений.
10.2. Модель институциональных изменений Д.Норта.
10.3. Траектории институциональных изменений.
10.4. Механизмы институциональных изменений.
Цель лекции – раскрыть сущность и классификацию институциональных изменений, их траектории и механизмы.
Ключевые слова -изменение правил, дискретные институциональные изменения, инкрементные институциональные изменения, институциональное проектирование, траектория изменений.
1. Действуя в соответствии с известным им правилом, индивиды в одной и той же ситуации часто ведут себя по-разному. Причины этого: не все адресаты правила знают его достаточно хорошо; не все одинаково понимают значение правила; формулировка правила имеет общий характер, жестко не определяя какое поведение должно иметь место в регулируемой ситуации; индивиды могут совершать случайные ошибки; гаранты могут не заметить серьезные нарушения правил.
Таким образом, выполняемое правило всегда отличается от его идеальной модели, как зафиксированной в знаковой форме, так и содержащейся в памяти людей. Это не означает, что правила постоянно изменяются.
Изменение правил – процесс отличный от ошибок и неточностей, допускаемых индивидом при следовании этим правилам.
Изменение правила – это изменение какого-то одного или нескольких его компонентов (см. тему 4).
Отклонения в поведении индивидов, в том числе случайные, могут вызвать действительные изменения в правилах.
Отклонения от предписанного порядка действий могут приносить их субъектам неожиданные выгоды, причем большие, чем те, на которые рассчитывал индивид, принимая решение следовать правилу. Причинно-следственная связь между произошедшим отклонением в поведении и полученной выгодой может отразиться в памяти индивида и постепенно распространиться на всех. Это и будет означать, что изменилось не только поведение – изменилось и регулирующее его правило.
Изменение в правиле не произойдет, если:
- произошедшее отклонение в поведении не принесло его субъекту осознанных им выгод (или привело к чистым убыткам);
- потери от наказания превысили выгоды;
- информация об успешном отклонении не распространилась среди потенциальных адресатов нормы.
Так как любой институт представляет собой совокупность как минимум двух правил, все рассмотренные изменения в правилах поведения относятся к изменениям в институтах, то есть к институциональным изменениям.
Согласно Д. Норту, институциональные изменения делятся на:
1. дискретные – радикальные изменения в формальных правилах, происходящие обычно в результате завоеваний или революции;
2. инкрементные – предполагают, что участники обмена пересматривают свои контрактные отношения для того, чтобы получить некоторый потенциальный выигрыш от торговли.
Дискретные институциональные изменения Д.Норт сближает с изменениями в формальных правилах, относящихся к уровню институциональной среды, а инкрементные – с изменениями в институциональных соглашениях, локальных (групповых) неформальных норм и правил.
Кроме того, по признаку происхождения институциональные изменения делятся на:
- спонтанные – осуществляются, возникают и распространяются без чьего-либо предварительного замысла и плана;
- целенаправленные – возникают и распространяются в большем или меньшем соответствии с некоторым осознанно разработанным планом, обычно на уровне экономики их «автором» является государство.
- смешанные – новое правило появляется незапланированно, а его распространение осуществляется сознательно целенаправленно.
Формирование целенаправленных институциональных изменений называется институциональным проектированием.
2.Базовая модель институциональных изменений была сформулирована Д.Нортом и опубликована в 1990 г. в его работе «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики». Она предполагает следующую логику институциональных изменений:
1. изменение в уровне знаний ведет к появлению новых технологий;
2. новые технологии меняют относительные уровни цен на ресурсы;
3. новые уровни цен создают стимулы у владельцев потенциально возрастающих в стоимости ресурсов к трансформации прав собственности на них;
4. новые уровни цен ведут так же к появлению правил, позволяющих максимизировать ценность использования таких прав;
5. вместе с тем не нулевые трансакционные издержки на политическом рынке препятствуют тому, чтобы реализовались все полезные для создания стоимости потенциально возможные институциональные изменения.
3. Институциональные изменения, рассматриваемые в количественном аспекте, могут расширять сферу своего охвата.
Для одних возникающих или меняющихся институтов, например, законов о налогообложении, снижающих налоговое бремя государства, происходит практически мгновенное увеличение числа их адресатов от нуля до всей совокупности налогоплательщиков. Для других. Таких, как деловые традиции добросовестного исполнения контрактов, привлечение новых сторонников из числа бизнесменов может происходить в течение длительного времени.
Различные институциональные изменения проходят разные траектории своего развития. Для описания этих траекторий в количественном аспекте используется термин «режим функционирования института».