Перечни сведений, составляющих государственную тайну
Перечень сведений, составляющих государственную тайну – это совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.
Перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в ст.5 Закона РФ «О государственной тайне». К ним относятся:
1. Сведения в военной области:
- о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развёртыванию Вооружённых сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;
- о планах строительства Вооружённых сил РФ, других войск РФ, о направлениях развития вооружения военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, и т.д.;
- о разработке, технологии, производстве, об объёмах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов;
- о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники;
- о дислокации, назначении, степени готовности, защищённости режимных и особо важных объектов;
- о дислокации, действительных наименованиях, о вооружении, численности войск.
2. Сведения в области экономики, науки и техники:
- о содержании планов подготовки РФ и её отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения к военной технике, об объёмах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;
- об использовании инфраструктуры РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;
- о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищённости объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в целях обеспечения безопасности государства;
- об объёмах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;
- о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное и экономическое значение, влияющих на безопасность государства;
- об объёмах запасов, добычи, передачи и потребления платины, металлов платиновой группы, природных алмазов, а также об объёмах других стратегических видов полезных ископаемых РФ.
3. Сведения в области внешней политики и экономики:
- о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести урон безопасности государства;
- о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщённых Указателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства.
4. Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:
- о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;
- об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны;
- о системе президентской, правительственной, в том числе кодированной и засекреченной связи;
- о методах и средствах защиты секретной информации.
Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:
- о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
- о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
- о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
- о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
- о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
- о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;
- о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».
Наличие у должностных лиц и граждан допуска к более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.
Закон определяет и особые случаи допуска к государственной тайне. Например, особый порядок допуска к государственной тайне установлен для парламентариев федерального уровня (членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы), судей на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокатов, участвующих в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну. Эти лица допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных Законом РФ «О государственной тайне». Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае её разглашения, о чём у них отбирается соответствующая расписка. Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путём установления ответственности указанных лиц федеральным законом.
Основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне:
1) признание его судом недееспособным или рецидивистом;
2) нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления;
3) наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
4) наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну (согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социально развития);
5) постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников ха границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
6) выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ;
7) уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.
Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращён по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:
- расторжения с ним трудового договора в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
- однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;
- возникновения обстоятельств, являющихся согласно Закона РФ «О государственной тайне» основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.
Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора, если такие условия предусмотрены в трудовом договоре. Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.