Сочетание инфляции спроса и предложения образует инфляционную спираль
Показатели инфляции:
1. По темпам (уровню) – это выраженный в процентах прирост совокупного уровня цен за определенный период времени
индекс цен данного года – индекс цен прошлого года
И =------------------------------------------------------------------------ * 100%
индекс цен прошлого года
2.Индекс цен - соотношение номинальной цены определенного набора товаров и услуг в данный период времени к цене того же набора базисного года.
III. По темпам роста цен выделяются следующие виды И.
1. Нормальная И – темпы растут медленно, примерно 3-5% в год, масштаб инфляции поддается контролю.
2. Ползучая (умеренная) И– темпы достигают 10% в год, такая И признается в целом соответствующей нормальному экономическому развитию, т.е.е безвредной. Масштабы ее, однако, приводят к непредвиденным нарушениям в распределении национального дохода.
3. Галопирующая И – характеризуется ростом цен от 20 до 200% в год, в этих условиях невозможно контролировать не только рост цен, но и экономическое развитие в целом.
4. Гиперинфляция– ситуация в экономике, когда рост общего уровня цен в стране в течение месяца превышают 50% или когда цены за год повышаются на 100%. Деньги вытесняются из оборота и уступают место бартеру; расходование зарплаты и рост цен принимают катастрофический характер, что сказывается на благосостоянии всех слоев населения, даже обеспеченных.
IV. По степени ожидаемости И:
1. Ожидаемая И – та, которая прогнозируется на какой-либо период времени, она предсказуема с достаточной степенью точности. Фактор ожидаемости позволяет адаптироваться к нему.
2. Неожиданная И. – характеризуется внезапным скачком цен, что отрицательно сказывается на снижение денежного обращения. Возможный вариант развития такой инфляции основывается на инфляционных ожиданиях населения, при этом вызывает резкое увеличение спроса, что деформирует экономику, искажает картину совокупного спроса.
V. С начала 70-х годов ХХ века появился особый вид – стагфляция, которая означает одновременное повышение уровня цен и безработицы, что не характерно для выше перечисленных видов инфляции ( для них либо повышение цен, либо рост безработицы). Стагфляция – это сочетание инфляции и стагнации (застой в производстве).
Негативные последствия И:
- снижение реальных доходов населения;
- обесценение их сбережений;
- перераспределение доходов и богатства;
- скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги;
- потери от хранения денег дома;
- снижение стимулов к производственной деятельности и рост спекуляции;
- ухудшение жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами.
Для того, чтобы экономика не переживала инфляционных кризисов:
- должно быть постоянное равновесие госбюджета;
- Центральный банк должен вести идеальную политику;
- государство должно вмешиваться в распределение доходов;
- страну должны населять граждане со здоровой рыночной психологией, люди, лишенные инфляционных ожиданий.
Управление И – представляет важнейшую проблему и предполагает использование комплексных мер, помогающих в определенной мере сочетать незначительный рост цен со стабилизацией доходов.
Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:
1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита - ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии.
2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума и согласуемая с динамикой индекса цен.
Определяющим фактором управления инфляцией является антиинфляционная политика государства, основной задачей которого являются:
1. Изменение режима экономической политики, которую можно разделить на две части: на стратегию и тактику. Стратегия предусматривает соединение целей и методов борьбы с И на длительную перспективу. Тактика – в краткосрочном периоде.
Стратегические методы борьбы с И включают:
1. Погашение инфляционных ожиданий.
2. Денежная политика.
3. Сокращение бюджетного дефицита.
4. Свести к минимуму внешние инфляционные факторы, особенно с перемещением через границу спекулятивных краткосрочных капиталов.
Дефляция – повышение ценности и покупательной силы денег.