Тема 2. Потребности и ресурсы производства
Экономическая теория частьI
Микроэкономика
Методические указания к семинарским занятиям
для студентов, обучающихся по направлению
080300 62 – Коммерция
Томск 2011
Методические указания к семинарским занятиям по экономической теории(частьI Микроэкономика)составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом по направлению 0803000 «Коммерция» № 231 гум./бак., утвержденного 27.03.2000г.
Рассмотрены и одобрены на заседании обеспечивающей кафедры экономики
«____»___________200_ протокол №
Разработчик
Ст. преподаватель кафедры экономики_______________ Н.В. Потехина
Зав.обеспечивающей кафедрой
Д.э.н., профессор кафедры экономики_______________Т.Л. Ищук
Одобрено методической комиссией ТЭЮИ
«_____»___________201__г.
Председатель метод.комиссии
_________________________/______________________
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель изучения дисциплины - формирование теоретических знаний о явлениях и процессах экономической жизни общества на микроэкономическом уровне, о методах и инструментах изучения этих явлений, о способах и средствах решения экономических проблем.
По окончании изучения курса студенты должны знать:
- предмет, задачи, методы, функции экономической теории;
- объективные условия и противоречия экономического развития;
- сущность, функции рынка;
- рыночный спрос и рыночное предложение, факторы на них влияющие;
- основы теории потребительского поведения;
- содержание всех видов издержек,
- закон убывающей отдачи и отдачу от масштаба производства;
- поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде;
-различные рыночные структуры;
- общую характеристику и особенности рынков ресурсов;
- провалы рынка и роль государства в рыночной экономике;
Изучение микроэкономики способствует более эффективному усвоению дисциплин «Макроэкономика», «Организация и экономика предприятия», «Организация предпринимательства», «Теория коммерции» и др.
Тема 1. Предмет и метод экономической теории
План занятия
1.Развитие представлений о предмете экономической теории:
а) экономика и хрематистика;
б) классическая политическая экономия;
в) неоклассическая школа;
в) кейнсианство;
г) монетаризм;
д) институционализм.
2. Позитивная и нормативная экономическая теория
3. Метод экономической теории:
а) формальная логика;
б) диалектика;
в) экономические модели и методы.
Тема доклада
1. Модель «экономического человека»
Термины и понятия
Экономика. Хрематистика. Классическая политическая экономия. Марксистская политическая экономия. Неоклассическая школа. Кейнсианство. Монетаризм. Институционализм. Теория общественного выбора. Позитивная и нормативная экономическая теория. Микроэкономика и макроэкономика. Метод. Анализ. Синтез. Дедукция. Индукция. Гипотеза. Понятие. Суждение. Умозаключение. Модель. Экономический эксперимент. «Экономический человек». Институт.
Дополнительные вопросы и задания:
1. Расположите в правильной последовательности их возникновения следующие экономические школы:
Кейнсианство, физиократы, классическая школа, неоклассическое направление, меркантилизм, неоинституционализм.
2. Каковы цели микроэкономического анализа и может ли он рассматриваться в качестве универсального средства экономической жизни?
3. Является ли рациональным поведение:
а) призера олимпиады по шахматам, отдавшего на благотворительные цели половину полученного им приза в 50 тыс.долл.
б) человека, предпочитающего занятию спортом выкуривание по пачке сигарет ежедневно;
в) талантливой актрисы, в расцвете славы бросившей сцену и ушедшей в монастырь.
4.Термин «экономикс» получил всеобщее признание после того как был употреблен в заглавии труда:
а) Ж.Сэя
б) Дж. Ст. Милля
в) А. Маршалла
г) Дж.М. Кейнса
5. Макроэкономика – область экономической теории, изучающая:
а) роль государства в экономике
б) глобальные тенденции экономического развития человечества
в) процессы, происходящие в национальной экономике, взятой в целом
г) те же проблемы, что и политическая экономия в первоначальном понимании этого термина.
6. Что из приведенного списка не является моделью:
а) торговля на Нью-Йоркской фоновой бирже
б) иерархия потребностей
в) концепция экономического человека
г) валовый внутренний продукт
7. Термин «политическая экономия» появился в :
а) 1615 г.
б) 1776 г.
в) 1867 г.
г) 1890 г.
8. Перед вами стихотворение Э.Асадова:
У соседа – борца, чемпиона мира,
Была восьмикомнатная квартира,
Будь у меня такая квартира,
Я бы тоже стал чемпионом мира!
Какой прием научного исследования здесь нарушен?
9. Верно ли утверждение:
1) Экономист Д.Рикардо был одним из богатейших людей своего времени. Экономист Дж. Кейнс еще в молодые год составил капитал, играя на бирже, и в зрелые годы продолжал успешно заниматься бизнесом. Следовательно, все великие экономисты могут рассчитывать на успех в бизнесе.
2) Основоположником классической политической экономии в Англии был Адам Смит.
3) Статистика – единственный источник фактов для экономистов.
4) Если одно событие предшествует другому, это означает, что первое является причиной второго.
5.) Дж. Кейнс был выдающимся представителем неоклассического направления в экономической теории.
Литература
1. Аникин А.В. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. - М.: Наука.,1985.
2. Баумоль У. Чего не знал Альфред Маршалл: вклад ХХ столетия в экономическую теорию//Вопросы экономики.-2001.-№2.
3. Курс экономической теории/под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.Н.Киров: «АСА»,2010.-Гл.1.-С.15-25, Гл.2.-С.26-49.
4. Макконнел К., Брю С.Экономикс.-М.:ИНФА-М,2007.-С.5-71.
5. Нуреев Р.М.Курс микроэкономики.М.:Норма-М,2000.-Гл.1.
6. Тарануха .Микроэкономика.-2009.-Гл.1.-С.7-19.
7. Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.-СПб.: «Питер», 2009.-Гл.1.-С.16-26,Гл.2.-С.27-41.
Тема 2. Потребности и ресурсы производства
План занятия
1.Человеческие потребности и экономические блага.
2. Ресурсы и их виды.
3. Проблема выбора. Граница производственных возможностей.
4. Альтернативные издержки. Закон возрастающих вмененных издержек.
5.Типы экономических систем.