Показатели конкурентоспособности в зависимости от количества выполняемых видов перевозок (видов деятельности)
Показатели и коэффициенты | |||
Количество видов перевозок | 3 и более | ||
Коэффициент конкурентоспособности, К5 | 0,6 | 0,8 |
5. Обеспеченность ресурсами (производственной базой и подвижным составом).
Конкурентоспособность предпринимателя во многом зависит от состояния производственной базы и соответствия парка подвижного состава условиям перевозок. Поэтому в качестве основных факторов, определяющих конкурентоспособность по данному фактору выбраны:
- соотношение между основными производственными фондами, относящимися к их активной части (подвижной состав), и основными производственными фондами, относящимися непосредственно к производственной базе. В качестве критерия с учетом отечественного и зарубежного опыта рекомендуется величина 40 %, характеризующая оптимальную величину отношения стоимости производственной базы к стоимости основных производственных фондов; для предпринимателя, имеющего один или несколько автомобилей и не имеющего собственной производственной базы, рекомендуется рассчитать отношение затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава к стоимости подвижного состава.
Конкурентоспособность с позиции обеспеченности производственной базой рекомендуется оценивать по таблице 3.6.
Таблица 3.6
Показатели конкурентоспособности в зависимости от уровня развития производственной базы.
Показатели и коэффициенты | Конкурентоспособность | ||||
высокая | средняя | ||||
Удельный вес подвижного состава в общей стоимости основных фондов | 40 и более | 36-40 | 31-35 | 26-30 | 20-25 |
Коэффициент, К6 | 0,95 | 0,8 | 0,7 | 0,6 |
При удельном весе производственной базы к основным производственным фондам менее 20 % предприятие следует считать неконкурентоспособным по этому фактору и оценить коэффициентом К6 = 0,45.
Оценку уровня конкурентоспособности по показателю "ресурсы" следует применять, если предприниматель работает на рынке транспортных услуг более одного года. Это объясняется тем, что если предприниматель создает новое предприятие и только приобрел новые автотранспортные средства, то, естественно, в начальный период эксплуатации затраты на техническое обслуживание и ремонт могут быть относительно невелики по сравнению с затратами на приобретение подвижного состава.
Общая конкурентоспособность автотранспортного предприятия определяется как средняя величина по сумме всех коэффициентов - К1, К2, К3, К4, К5, К6:
Если в результате интегральной оценки Коб составит величину от 0,8 до 1 автотранспортного предпринимателя следует считать высоко конкурентоспособным, при Коб от 0,5 до 0,8 - средней конкурентоспособности, менее 0,5 - неконкурентоспособным.
Выводы.
1. В условиях рыночных отношений автотранспортным предпринимателям независимо от количества имеющихся в их распоряжении автотранспортных средств, занимающимся перевозками грузов и оказанием услуг грузовладельцам, необходимо уделять внимание оценке и повышению уровня своей конкурентоспособности.
2. Конкурентоспособность автотранспортного предпринимателя определяется большим количеством факторов, основными из которых являются соотношение спроса и предложения на перевозки и услуги, качество транспортного обслуживания, уровень транспортных издержек, количество выполняемых перевозок и услуг и обеспеченность ресурсами.
3. Предлагаемые методические рекомендации, не претендуя на полноту и высокую точность расчетов, тем не менее позволяют автотранспортным предпринимателям оценить уровень своей конкурентоспособности и разработать и реализовать мероприятия, способствующие ее повышению и улучшению качества транспортного обслуживания клиентуры.