Определение в договоре условий о количестве и ассортименте товаров.
Условие о количестве товаров входит составной частью в определение предмета реализационных договоров и признается в качестве существенного.
По общему правилу количество подлежащих передаче товаров определяется по соглашению сторон. Исключение составляют случаи, когда ГК РФ или иными законами устанавливается обязанность продавца передать товар, количество которого соответствует заказу покупателя. Например, такое правило установлено в отношении поставки товаров для государственных нужд и некоторых других.
В силу ст. 465 ГК РФ, если договор не позволяет определить количество подлежащего передаче товара, договор считается незаключенным. Поэтому необходимо обратить внимание на способы определения количества в договоре. Количество может быть определено: а) в натуральном выражении (метрах, штуках, тоннах и иных единицах); б) в денежном выражении (например, продажа товаров на сумму 5 тысяч рублей); и, наконец, в) допускается возможность установления в договоре не собственно количества, а порядка его определения сторонами (например, продавец обязуется передать картофель в количестве, соответствующем полученным от покупателя деньгам по цене закупки на данный момент). Косвенное согласование количества может производиться путем указания в договоре максимальных и минимальных пределов (передача стройматериалов на сумму не менее 2 тысяч рублей).
При определении количества в стоимостном выражении изменение обусловленной договором цены на товар в процессе исполнения договора не влияет на условие договора о количестве, если иное не установлено соглашением сторон.
При продаже товаров нескольких наименований в договоре определяется количество по каждому наименованию.
В годовых или иных долгосрочных договорах поставки при длящихся отношениях количество проданного товара, как общий предмет поставки, может дробиться на отдельные партии с отгрузкой в частные сроки. Согласно ст. 508 ГК РФ отгрузка в этом случае производится равными партиями (размер отдельной партии определяется путем деления всего количества, подлежащих поставке товаров, на число частных сроков), если иное не предусмотрено соглашением сторон. При включении данного условия в договор необходимо учитывать такие факторы, как колебание спроса на те или иные товары, в особенности сезонные, либо возможное изменение уровня производства.
Ассортимент относится к важнейшим показателям, характеризующим предмет договора. Под ассортиментом (номенклатурой) понимается соотношение определенных разновидностей товаров в пределах группы товаров: по родам, видам, артикулам, фасонам, моделям, ростам, размерам, цветам и др.
Необходимо различать групповой и развернутый ассортимент. Под первым понимается перечень разнообразных групп однородных товаров (например, ткани шерстяные, ситцевые, штапельные и т.д.). Развернутый ассортимент в отличие от группового детализирует каждый вид товара по определенным показателям (расцветка, размер, сорт и др.).
В договоре может быть непосредственно установлен ассортимент товаров, подлежащих передаче. При большом числе ассортиментных позиций они указываются в специальном документе — спецификации, которая является неотъемлемой частью договора. В договоре также может предусматриваться порядок его определения или согласования. В последнем случае важное значение имеет включение в договор условия о том, кто (покупатель или продавец) и в какие сроки должен направить проект спецификации на очередной период. Целесообразно также предусмотреть, в какие сроки и в каком порядке будут заявляться и урегулироваться разногласия по ассортиментным позициям.
Если ассортимент согласован на длительный срок, в договоре может быть предусмотрен порядок его изменения или уточнения.
Необходимо обратить внимание на различный порядок изменения ассортимента в поставочных отношениях и в договоре купли-продажи. В силу ст. 512 ГК РФ для договоров поставки допускается возможность замены изделий одного ассортимента на другой лишь с предварительного согласия покупателя. Такое согласие должно быть выражено в письменной форме и сообщено до передачи товаров. Данное правило применяется независимо от того, по чьей инициативе (поставщика или покупателя) производится замена, поскольку налицо изменение первоначального условия договора об ассортименте.
Несколько иначе решается вопрос об изменении ассортимента по договору купли-продажи. Согласно п. 4 ст. 468 ГК РФ товары, не соответствующие условию договора об ассортименте, считаются принятыми, если покупатель в разумный срок после их получения не сообщит продавцу о своем отказе от товаров. Следовательно, в этом случае обязательства продавца считаются выполненными, если покупатель своевременно не направит продавцу извещение о нарушении условий договора.
При нарушении продавцом (поставщиком) условия договора об ассортименте покупателем могут быть предъявлены требования, предусмотренные п. 2 ст. 468 ГК РФ. В частности, покупатель вправе отказаться от товаров, не соответствующих условию об ассортименте. Такой отказ не считается отказом от исполнения обязательства и не влечет расторжения договора. Если покупатель не отказался от товаров, не соответствующих условию об ассортименте, и поставка товаров данного наименования согласно договору должна осуществляться в следующие периоды поставки, то указанные товары должны засчитываться в счет объемов этих периодов (п.12 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 г. № 18).
Условие об ассортименте затрагивает важные интересы потребителей. Нужно учитывать, что именно договор является важнейшим правовым средством воздействия покупателя на формирование производственной программы изготовителя в целях удовлетворения ассортиментного спроса потребителей. Поэтому в договорах необходимо предусматривать условия о последовательном расширении и обновлении ассортимента, освоении выпуска новых видов изделий.