Глава 5. рынок: его функции и структура

Понятие рынка.В современной экономической лите­ратуре встречается несколько определений рынка:

рынок — это совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег;

рынок — это обмен, организованный по законам товар­ного производства и обращения;

рынок — система отношений по поводу обмена резуль­татами производства и услугами, принимающими форму товара;

рынок — это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предло­жения;

рынок — это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Рынок как система представляет собой определенное равновесное сочетание двух начал — стихийного, конку­рентного и организующего, монопольного.

Основой стихийности рынка, конкурентного начала является участие в конкуренции множества самостоятель­ных, независимых товаропроизводителей с разными усло­виями производства, индивидуальными характеристиками товара. Они конкурируют для обеспечения собственных интересов.

Организованность, монопольное начало предполагают наличие узкой группы производителей конкретного това­ра, элементы сговора, определенное единообразие требо­ваний, стандарты качества; упорядоченные, согласован­ные, предвиденные действия.

Сочетание между конкурентным и монопольным нача­лами должно быть оптимальным. Для каждых конкретных условий таким оптимумом является максимум конкурен­ции при минимуме монополии. Отклонения от этого опти­мума чреваты для общества большими потерями.

Рыночный механизм, где происходит оптимальное со­четание конкуренции и монополизма, обеспечивает соот­ветствие структуры производства структуре общественных потребностей, стимулирует внедрение новой техники и

технологии, поощряет лучших производителей, наказыва­ет худших.

Условия возникновения рынка.Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользовать­ся продуктами любого другого конкретного вида труда.

Разделение труда возникло в глубокой древности. Ис­тория знает ряд крупных ступеней общественного разделе­ния труда. Первая из них — отделение скотоводства от земледелия; вторая — выделение ремесла как самостоя­тельной отрасли, третья —возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углубляться общественное разделение труда. Еще античные авторы подчеркивали положительное значение разделения труда для роста его производительности. Примечательны высказывания Арис­тотеля по поводу разделения и возникающего в этой связи обмена. Поистине гениальны его высказывания о справед­ливом равенстве обмена. Он видел и взаимосвязь между разделением труда, обменом и деньгами.

Основоположником научной теории разделения труда считается А.Смит. В работе "Исследование о природе и причинах богатства народов" А.Смит рассмотрел все глав­ные типы разделения труда — в пределах отдельной мануфактуры, между отраслями, между городом и дерев­ней, между промышленностью и торговлей, между умст­венным и физическим трудом, между различными регио­нами и целыми национальными хозяйствами.

Не менее важным условием возникновения рынка яв­ляется специализация. Специализация — форма общест­венного разделения труда как между различными отрасля­ми и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. В промышленности различают три основные формы специализации: предметную (например, автомо­бильные, тракторные заводы); подетальную (например, завод шарикоподшипников); технологическую — стадий­ную (например," прядильная фабрика).

Улучшение, совершенствование производственного профиля предметно-специализированных предприятий, развитие подетальной и технологической специализации ведут к расширению производственных связей — коопери­рованию. Специализация производства в ряде индустриально развитых стран в основном пошла по пути расшире­ния подетальной и технологической специализации.

Схема специализации, т.е. набор специальностей, ста­новится все более сложной, поскольку усложняется и углубляется сам процесс труда. В старину человечество владело несколькими специальностями, и прежде всего охотника и земледельца. Сегодняшние же перечни специ­альностей включают многие тысячи весьма различных профессий. Подавляющее большинство из них требуют обучения (иногда многолетнего) специальным навыкам и приемам труда. Специализация достигла ныне такой сте­пени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в по­стоянном обмене плодами специализированного труда оп­ределяет сегодня характер взаимоотношений людей в об­ществе.

Причины возникновения рынка.Важной причиной возникновения рынка является естественная ограничен­ность производственных возможностей человека. Даже самый способный человек может произвести лишь неболь­шое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производ­ственного использования в другой. В экономической тео­рии это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается по­средством обмена одного продукта на другой через рынок. Причиной формирования рынка является и экономи­ческая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Благами обмениваются полностью независимые, автоном­ные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать. Адекватным право­вым режимом состоянию экономической обособленности является режим частной собственности. Обмен продуктами человеческого труда в первую очередь предполагает нали­чие частной собственности. С развитием частной собствен­ности развивалось и рыночное хозяйство. Наиболее высо­кого уровня частная собственность и рыночные отношения достигли при капитализме. Частная собственность получила развитие и в Республике Беларусь. Ее существование и развитие закреплены в законодательных актах.

Объекты частной собственности многообразны. Они создаются и приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги.

В дальнейшем обособленность товаропроизводителей начала распространяться на коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, ак­ционерные общества, государственные и смешанные пред­приятия.

Кроме того, причина становления рынка кроется и в возможности (свободе) для каждого экономического субъ­екта обеспечивать свои интересы. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствова­ния, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

Различные страны, их национальные хозяйства к ры­ночной экономике шли разными путями. Вместе с тем существуют общие закономерности ее становления, прису­щие любой стране. К важнейшим из них относятся:

наличие независимых товаропроизводителей, свобода предпринимательской деятельности и гарантии прав собст­венности различных экономических субъектов;

свободные рыночные цены, уравновешивающие спрос и предложение;

конкуренция товаропроизводителей;

свободный перелив капиталов между отраслями и ре­гионами;

образование финансового рынка, включающего рынок кредитных ресурсов, рынок ценных бумаг и валютный рынок;

наличие рынка труда, наемной рабочей силы с развитой системой ее подготовки, переподготовки, межотраслевого и межрегионального перелива;

открытость экономики мировым интеграционным про­цессам, возможность миграции рабочей силы, товаров и капиталов.

В бывшем СССР экономика ориентировалась на обще­народную государственную собственность на средства про­изводства, централизованное ценообразование, планирование и управление общественным производством, централи­зованное распределение ресурсов и т.п. В этих условиях механизмы рынка заменялись механизмами командно-ад­министративной системы управления народным хозяйст­вом. Здесь товарно-денежные отношения выступали в уродливой форме, существовали искусственные деньги и цены.

Субъекты и объекты рынка.Субъектами рыночных отношений являются участники рыночных сделок, сделок купли-продажи. Это, во-первых, покупатели, продавцы, предприниматели или физические лица. Во-вторых, это юридические лица, к которым относятся разного рода предприятия и объединения, организации, ассоциации, кооперативы, акционерные общества, фирмы, государст­во.

Для классификации субъектов рыночных отношений используются разные подходы. С позиций, выполняемых на рынке функций субъекты рыночных отношений делятся на продавцов и покупателей, с позиций форм собственнос­ти — на субъекты, функционирующие в рамках государ­ственной собственности; на субъекты, функционирующие в рамках коллективной и групповой собственности, и на субъекты, хозяйствующие на базе индивидуальной, част­ной собственности.

В состав рынка входят и предприниматели, и работни­ки, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство.

Домашние хозяйства являются собственниками и по­ставщиками факторов производства в рыночной экономи­ке. Полученные от продажи услуг труда, капитала и т.д. деньги идут на удовлетворение личных потребностей (а не для наращивания прибыли). В рамках домашнего хозяй­ства потребляются конечные продукты сферы материаль­ного производства и сферы услуг.

Бизнес — это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Бизнес предполага­ет вложение в дело собственного или заемного капитала и является поставщиком товаров и услуг.

Правительство представлено главным образом раз­личными бюджетными организациями, которые реализуют функции государственного регулирования экономики.

Кроме того, правительство предоставляет на рынок товары и услуги предприятий, находящихся в собственности госу­дарства. Один и тот же человек может быть в составе домашнего хозяйства, бизнеса и правительственного уч­реждения. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительствен­ной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, он является членом домаш­него хозяйства.

Объекты рынка — все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи. Это материальные и нематери­альные блага и услуги, факторы производства — средства производства, рабочая сила, капиталы (фонды), техничес­кие новшества и идеи.

Функции рынка.Рынок оказывает огромное воздейст­вие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций.

Самая важная функция рынка — регулирующая. В рыночном регулировании большое значение имеет соотно­шение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена — это сигнал к расширению производства, падает — это сигнал к сокращению. В современных условиях эконо­мика управляется не только "невидимой рукой", о которой писал еще А.Смит, но и государственными рычагами. Однако регулирующая роль рынка продолжает сохранять­ся, во многом определяя сбалансированность экономики. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения он устанавливает необходимые воспроизвод­ственные пропорции в экономике.

Рынок выполняет стимулирующую функцию. Посред­ством цен он стимулирует внедрение в производство дости­жений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расши­рение ассортимента товаров и услуг.

Следующей функцией рынка является информацион­ная. Рынок представляет собой богатый источник инфор­мации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортимен­те и качестве тех товаров и услуг, которые на него постав­ляются. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющи­мися условиями рынка.

Посредническая функция рынка заключается в том, что в нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оп­тимального поставщика продукции. В то же время продав­цу предоставляется возможность выбрать наиболее подхо­дящего покупателя.

Рынок выполняет санирующую функцию. Он очищает общественное производство от экономически слабых, не­жизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, по­ощряет развитие эффективных, предприимчивых, пер­спективных фирм.

Рынок позволяет решать такие центральные проблемы экономики, как уровень жизни, структура и эффектив­ность производства.

Рынок позволяет пользоваться общечеловеческими ценностями. Сам рынок является достоянием мировой цивилизации. Свои возможности он демонстрирует в раз­витых странах, в развивающихся государствах, причем вне зависимости от национальных, идеологических и других особенностей.

Механизм рынка в целом освобождает экономику от дефицита товаров и услуг. И в теории, и на практике рыночная экономика преимущественно бездефицитна в пре­делах тех ресурсов (включая импорт), которыми располагает страна. Дефицит противоречит экономическим интересам участников рынка. Расхождения между появлением потреб­ности и ее удовлетворением возможны. Они обусловлены имеющимся в обществе научно-техническим потенциалом, наличием ресурсов, носят временный характер.

На рынке осуществляются реализация стоимости и доведение товаров до потребителя. Рынок служит связую­щим звеном между производством и потреблением.

Рынок влияет на все фазы воспроизводства - произ­водство, распределение, обмен и потребление. В этом смысле рынок есть саморегулирующаяся система воспро­изводства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения.

Через социальную функцию рынок дифференцирует производителей. Он предоставляет государству лучшие

возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике, что не могло быть достигнуто в условиях тотального огосударствления.

В литературе выделяют еще и такие функции рынка: активизация экономических интересов, повышение воспри­имчивости экономики к научно-техническому прогрессу, све­дение производительных сил в единую систему, стимулиро­вание эффективности экономической деятельности, зависи­мость производства от потребительского спроса, создание условий для эффективной кооперации труда.

Основными принципами функционирования рыночной экономики являются принципы:

свободы экономической, хозяйственной, предпринима­тельской деятельности личности, социальной группы;

примата потребителя: появляется особый вид ответст­венности перед потребителем, и потребитель диктует свою волю, желания, вкус производителю;

рыночного ценообразования: цена на рынке формиру­ется в результате торга продавца и покупателя, взаимодей­ствия спроса и предложения; договорных отношений; конкуренции;

государственного регулирования рынка и рыночных отношений. В качестве инструментов регулирования рынка выступают государственные программы, налогообложе­ние, финансово-кредитная и банковская система;

открытости экономики: хозяйственные организации и предприниматели обладают правом осуществлять внешне­экономические операции при соблюдении определенных условий и ограничений;

обеспечения социальной защищенности населения. Структура рынка. В него включены элементы, непо­средственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с непроизводственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру.

По объектам обмена различают: рынок товаров, рынок услуг, рынок капиталов, рынок ценных бумаг, рынок труда, валютный рынок, рынок информации и научно-тех­нических разработок.

В пространственном разрезе выделяют: местный (ло­кальный) рынок, который ограничивается одним или не­сколькими районами страны; национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию; всемир­ный, мировой рынок, охватывающий все страны мира.

По механизму функционирования различают свобод­ный (регулируется на основе свободной конкуренции не­зависимых товаропроизводителей); монополизированный (условия производства и обращения определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистичес­кая конкуренция); регулируемый (важная роль принадле­жит государству, которое использует экономические ин­струменты воздействия) рынки.

Иногда выделяют и планово-регулируемый рынок. Здесь ведущую роль в обеспечении основных пропорций производства и обращения играет план, существует цент­рализованное регулирование ценообразования, финансо­во-кредитного и денежного обращения.

В соответствии с действующим законодательством той или иной страны различают легальный, или официальный, и нелегальный, теневой, рынки.

По степени насыщенности выделяют равновесный (спрос и предложение примерно совпадают); дефицитный (спрос превышает предложение); избыточный (предложе­ние превышает спрос) рынки.

В экономике существуют не только отдельные, изолиро­ванные рынки, но и единая рыночная система, все элементы которой находятся в определенных соотношениях. Роль этих соотношений, пропорций исключительно велика. Если вла­делец товара намерен увеличить его выпуск, исходя из спроса, он может рассчитывать на те количества материалов, дополнительных работников, капиталов и иных ресурсов, которые в состоянии приобрести на соседних рынках.

Экономическая жизнь предпринимателя протекает в двух направлениях. Одно из них микроэкономическое, которое характеризует поведение производителя на от­дельно взятом рынке, другое — макроэкономическое, ко­торое характеризует его связи с теми, кто владеет ресур­сами и торгует ими на остальных рынках.

Содержание рыночной инфраструктуры.Это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятель­ности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреж­дений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функ­ционирование рынка.

Организационная база инфраструктуры рынка включа­ет снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посредни­ческие организации, коммерческие фирмы крупных про­мышленных предприятий.

Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи.

В кредитно-расчетную базу входят отдельные банков­ские и страховые системы, крупные самостоятельные бан­ковские и кредитно-сберегательные учреждения, а также различные по объему операций средние и мелкие коммер­ческие банки.

Основные элементы инфраструктуры рынка.Важ­нейшими элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы, биржи.

Ярмарка представляет собой регулярный рынок широ­кого значения, который организуется в определенном месте. Она может быть местом периодической торговли или местом сезонной распродажи товаров одного или многих видов. Ярмарки возникли в Европе в раннем средневековье. В начале XX в. широкое развитие получили международные ярмарки, где заключаются сделки в наци­ональном и международном масштабе. Сейчас развиты отраслевые (чаще технические) ярмарки и ярмарки това­ров широкого потребления с проведением симпозиумов, конгрессов, семинаров.

Аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке недостаточно. Здесь главным ориентиром является полу­чение максимальной цены за какой-либо товар. На аукцио­не происходит публичная продажа какого-либо товара в заранее установленном месте. Продаваемые товары доста­ются покупателю, который назвал самую высокую цену. Различают аукционы принудительные, которые проводят­ся судебными органами с целью взыскания долгов с непла­тельщиков, и аукционы добровольные, которые организу­ются по инициативе владельцев продаваемых товаров. Для проведения аукционов создаются специальные фирмы, работающие на комиссионных началах. Существуют и- международные аукционы. Они пред­ставляют собой разновидность публичных открытых тор­гов, где реализуются товары определенной номенклатуры: шерсть, табак, пушнина, чай, лошади, цветы, рыба, лес, а также предметы роскоши, произведения искусства.

Биржа — место встречи покупателей и продавцов, место, где заключаются сделки. Большинство бирж явля­ются корпорациями. Членами бирж могут быть только отдельные лица, а от корпораций могут выступать лишь лица, имеющие право заключать на бирже контракты. Подавляющая часть биржевого оборота сосредоточена в ведущих торговых и финансовых центрах США, Великоб­ритании и Японии.

Различают товарные, фондовые биржи и биржи труда. Товарные биржи функционируют на рынках товаров. Здесь осуществляются сделки по продаже налич­ных товаров на основе предварительного осмотра, по об­разцам и стандартам. Распространены сделки с обязатель­ством поставки товаров в будущем. Это так называемые фьючерсные сделки. На современных товарных фьючерс­ных биржах только 1 — 2 % сделок заключаются поставкой реального товара. Продаются и покупаются не сами товары как таковые, а контракты на их поставку. В условиях постоянного колебания спроса и предложения цены на товарной бирже могут меняться в считанные минуты. Устанавливая так называемые срочные цены, товарная биржа обеспечивает производителям и потребителям ми­нимальный ценовой риск.

В бывшем СССР товарные биржи развивались в усло­виях НЭПа. Самое большое развитие они получили в 1926 г., когда их насчитывалось 114. Их членами состояли 8514 торгово-промышленных предприятий и частных лиц. В дальнейшем курс на жесткую централизацию в управле­нии привел к полной ликвидации товарных бирж. К 1930 г. они перестали существовать.

С переходом к рыночным отношениям товарные биржи стали возрождаться. В бывшем СССР они начали работу в конце 1990 г. в Москве и Ленинграде. На этих биржах заключаются сделки купли-продажи по широкому ассор­тименту сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции, автомобильной и вычислительной техники, других видов товаров. Товарные биржи получили развитие и в Беларуси. Они начали функционировать с 1 апреля 1991 г. Однако это еще не биржи в классическом понимании слова, так как ряд операций (например, фьючерсные сделки) эти биржи еще не знают.

На товарных биржах по поручению своих клиентов сделки заключают посредники-брокеры. В роли таковых могут выступать как высококвалифицированные специа­листы, так и брокерские фирмы, зарегистрированные на биржах и представляющие интересы своих клиентов. Ис­точник дохода брокера — комиссионное вознаграждение, предусмотренное в уставе соответствующей фирмы. Субъ­ектами товарной биржи являются и дилеры — участники торгов, осуществляющие биржевые сделки от своего имени и за свой счет.

На фондовой бирже обращаются главным образом два вида ценных бумаг: акции предприятий, ком­паний, фирм; облигации, выпускаемые правительством страны, органами местного самоуправления, коммуналь­ными предприятиями, а также частными компаниями. Купля-продажа ценных бумаг на фондовой бирже проис­ходит на основе их биржевого курса, который колеблется в зависимости от соотношения между спросом и предложе­нием. На фондовой бирже определяются реальные рыноч­ные цены акций и облигаций тех или иных компаний. Эти цены зависят от уровня ссудного процента и размеров дивиденда и процентов, выплачиваемых держателям акций и облигаций. Получение на фондовой бирже высокого дохода (прибыли) на основании курсовой разницы ценных бумаг в биржевой практике называется биржевыми спеку­ляциями. Рыночные цены на ценные бумаги регулярно уточняются с учетом изменения спроса и предложения, объема заказов и поступающей финансовой информации. Крупнейшими фондовыми биржами в мире являются Нью-Йоркская, Лондонская, Токийская, Франкфуртская-на-Майне, Парижская.

В странах СНГ процесс создания фондовой биржи только начался. Свое развитие он получит при дальнейшем формировании рынка ценных бумаг и приватизации госу­дарственной собственности.

Биржа труда — организация, специализирую­щаяся на выполнении посреднических операций между предпринимателями и рабочими с целью купли-продажи рабочей силы. Она позволяет упорядочить наем предпри­ятиями рабочей силы и сократить для граждан время поиска места работы. Кроме мероприятий по трудоустрой­ству биржи труда оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости применительно к тем или иным профес­сиям и регионам. По существующим законам большинства стран все имеющиеся на предприятиях вакантные места должны регистрироваться на местных биржах. Биржи труда обеспечивают материальную поддержку работников в случае вынужденной безработицы. В бывшем СССР биржа труда существовала до 30-х гг.. и была закрыта в связи с декларацией о полной ликвидации безработицы в СССР. Она начала возобновлять свою работу в связи с переходом к рынку. В Республике Беларусь права и возможности безработного регулируются системой законо­дательных актов.

Элементом инфраструктуры рынка выступает кредитная система. Она включает банки, страховые компании, фонды профсоюзов и любых других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. В кредитную систему входят все, кто способен мобилизовать временно свободные средства, превратить их в кредиты, а потом в капиталовло­жения. Ядро кредитной системы — банковская система. Она включает в себя центральный (государственный), коммер­ческие (осуществляют прием вкладов и превращают их в кредит), ипотечные (дают деньги под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку технологических но­вовведений) и инвестиционные банки.

В рыночную инфраструктуру входят и государствен­ные финансы. Их основу составляют республиканские и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перерас­пределение доходов, финансирование производственных и социальных программ.

Важной частью инфраструктуры рынка является раз­ветвленная система законодательства, регулирующая пра­вовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и опре­деляющая правила "рыночной игры".

Сущность конкуренции и ее значение.Конкуренция (от лат. concurrere — сталкиваться) — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие усло­вия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция

4 * -Л

— состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действен­ный механизм стихийного регулирования пропорций об­щественного производства. Она порождается объективны­ми условиями: хозяйственной обособленностью каждого; производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.

Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению ка­чества продукции, усилению научно-технического прогрес­са. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает эконо­мическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства госу­дарственных структур конкуренция превращается в разру­шительную силу для экономики. Для обуздания ее и удержания на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязан­ности производителей и потребителей продукции, устанав­ливаются принципы и гарантии действий участников кон­куренции. В "Основных направлениях социально-эконо­мического развития Республики Беларусь на 1996 — 2000 гг." подчеркивается, что развитие предпринимательства, либерализация цен и внешней торговли создали определен­ные предпосылки для развития конкуренции. Однако ре­ализация этих предпосылок не всегда ведет к заметным сдвигам в формировании конкурентной среды в силу ряда противодействующих тенденций. К их числу относится стремление многих хозяйствующих субъектов, органов управления к сохранению монополизма. В связи с этим стратегическим направлением деятельности в области антимонопольной политики считается формирование пол­ноценной конкурентной среды, ориентированной, прежде всего на качественные стороны функционирования эконо­мики.

Конкуренция представляет собой соперничество субъ­ектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах. Поэтому кон­куренция существует везде, где между субъектами возни­кает соперничество по обеспечению своих интересов. Как экономический закон конкуренция выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов хозяйст­вования к соперничеству и результатами в развитии эко­номики.

Исторически конкуренция возникла в условиях просто­го товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наи­более выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталис­тическая конкуренция. В современных условиях конкурен­ция также выступает как важное средство развития произ­водства и существует в различных формах.

Классики марксизма о конкуренции.Имея в виду капиталистическую конкуренцию, Ф.Энгельс определял ее как наиболее полное выражение господствующей в современном гражданском обществе войны всех против всех. Закон капиталистической конкуренции, по Марксу, основывается на разнице между стоимостью товара и из­держками производства. Он различал две формы капита­листической конкуренции: внутри- и межотраслевую.

Внутриотраслевая конкуренция - конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Товары реализуются исходя из общественно необходимых затрат, которые образуют об­щественную стоимость. Общественную стоимость товаров, которая устанавливается в результате внутриотраслевой конкуренции на рынке, К.Маркс назвал рыночной стои­мостью. Рыночная стоимость отличается от рыночной цены. На величину последней оказывает влияние спрос и предложение товаров. Когда спрос выше предложения, рыночная цена устанавливается выше стоимости и наобо­рот. Внутриотраслевая конкуренция сводит различные ин­дивидуальные стоимости к рыночной стоимости и рыноч­ной цене, обусловливает неравенство индивидуальных норм прибыли предпринимателей различных отраслей

производства. Стимулируя технический прогресс и по­вышение производительности труда на предприятиях, она в то же время выступает как тормоз их развития, поскольку порождает коммерческую тайну, отвлекает крупные сред­ства на спекуляцию, рекламу и другие непроизводитель­ные цели.

Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных от­раслях производства, из-за выгодного приложения капи­тала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, ее вели­чина в различных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приво­дит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой. В ходе такого движения капиталов нормы прибыли разных сфер производства колеблются вокруг определенного среднего уровня. Прибыль, получаемая по средней норме на авансированный капитал, называ­ется средней прибылью. Она зависит, во-первых, от уровня средней нормы прибыли и, во-вторых, от величины авансированного капитала. Средняя прибыль оп­ределяется как произведение средней нормы прибылей на величину авансированного капитала: Р = Р>- К, где Р — средняя прибыль; Р1 — средняя норма прибыли; К — авансированный капитал.

Образование средней нормы прибыли означает пере­распределение совокупной прибыли между предпринима­телями различных отраслей по принципу: равновеликая прибыль на равновеликий авансированный капитал, вло­женный в эти отрасли.

Превращение прибыли в среднюю прибыль приводит к тому, что товары продаются не по стоимости, а по цене производства, которая состоит из издержек производства и средней прибыли на авансированный капитал.

Современные подходы к конкуренции.Современные экономисты считают конкуренцию одной из причин эффек­тивности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять технический прогресс, совершенствовать технологию производства.

В западной экономической литературе различают со­вершенную и несовершенную формы конкуренции.

Совершенная конкуренция —. это соперничество много­численных производителей, создающих примерно одина­ковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты:

наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции должен быть незначителен;

возможность свободного доступа товаропроизводите­лей к различным производственным секретам;

однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного секто­ра, состоящего из множества фирм;

хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары.

Совершенная, или свободная, конкуренция в экономи­ке развитых стран была характерна до середины XIX в. Во второй половине XIX в. и начале XX в. появляются крупные предприятия и их объединения, которые охваты­вают отраслевые рынки. Активизируется влияние государ­ства на рынок. В силу этого возникает несовершенная конкуренция. В отличие от совершенной она ограничена влиянием монополий и государства.

Существуют несколько моделей несовершенной конку­ренции.

Одна из моделей — монополия, для которой характер­ны:

единственный продавец (одна фирма или отрасль яв­ляется единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги);

отсутствие близких продуктов-заменителей (с точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив);

диктуемая цена (чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой);

вступление в отрасль конкурентов заблокировано.

Критерием оценки степени монополизации служит доля хозяйственной единицы в производстве. Так, соглас­но законодательству ФРГ доминирующее положение пред­приятия или группы предприятий на рынке возникает, если на одно предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке.

В хозяйственной практике Республики Беларусь в ка­честве занимающих доминирующее положение на рынке рекомендуется рассматривать тех участников хозяйствен­ного оборота, доля которых на нем составляет свыше 70 %. Степень монополизации для участников, доля которых составляет от 35 до 70 %, определяется дифференцирован­но, в частности выявляется их воздействие на реализацию товаров (условия, цены и т.д.) на рынке с учетом его географических границ.

Моделью несовершенной конкуренции является моно­полистическая конкуренция. Ее отличительные признаки:

существует достаточно большое число фирм, что огра­ничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимо­зависимость и фактически невозможен тайный сговор;

продукты характеризуются реальными и мнимыми раз­личиями и непохожими условиями их продажи;

экономическое соперничество влечет за собой ценовую и неценовую конкуренцию;

вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в дол­говременном периоде;

тип продукта дифференцированный;

неценовая конкуренция: значительный упор на рекла­му, торговые знаки, торговые марки и т.д.

На практике предприниматель, действующий в услови­ях монополистической конкуренции, стремится к такой особой комбинации цены, продукта и стимулирующей сбыт деятельности, которая будет максимизировать его прибыль. Монополистическая конкуренция утверждается там, где эффективными могут быть и небольшие предприятия и особенно там, где много возможностей изменения товара (его модификация, качество, внешний вид и т.д.).

Моделью несовершенной конкуренции является олиго­полия, для которой характерны:

наличие нескольких фирм;

тип продукта (стандартизированный или дифференци­рованный);

контроль над ценой;

наличие существенных препятствий при вступлении фирм в отрасль;

неценовая конкуренция, особенно при дифференциа­ции цен.

Олигополия в основном распространена в отраслях, где эффективнее крупное производство и отсутствуют широ­кие возможности дифференциации отраслевого продукта.

Методы конкурентной борьбы.В современных усло­виях используются силовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся такие экономические методы, как лише­ние конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок новых марок и видов изделий и т.д. Действуют также методы прямого насилия: поджоги, взры­вы, убийства опасных конкурентов, шпионаж, государст­венные перевороты и т.д.

Во всех странах применяются ценовые методы конку­рентной борьбы. К ним относятся применение монопольно высоких и монопольно низких цен, метод ценовой дискри­минации (разные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены).

Появляются и методы неценовой конкурентной борь­бы. Эти методы в основном подразделяются на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж.

Конкуренция по продукту — стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска про­дукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены. Например, в США прода­ется одновременно 10 тыс. сортов муки, более 4 тыс. видов консервированной кукурузы, 50 сортов горчицы.

Конкуренция по условиям продаж — использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы при покупке для посто­янных покупателей.

Особыми методами неценовой конкуренции являются продажа товаров в рассрочку и лизинг. Последний означа­ет пользование средствами производства вместо приобре­тения их в собственность, т.е. долгосрочная аренда машин и оборудования, транспортных средств, сооружений про­изводственного назначения. В отличие от классической аренды взаимоотношения сторон при лизинге строятся на условиях договора купли-продажи.

Развитие конкурентных отношений в некоторых стра­нах СНГ в настоящее время ограничивается преобладанием государственной собственности и высокой степенью моно­полизации экономики. Будущее конкурентных отношений связано с процессами разгосударствления, принятием

антимонопольных законов и другими мерами государст­венной поддержки конкуренции и государственной защиты национальной конкурентоспособности.

Роль рынка в экономике.Рынку принадлежит важная позитивная роль в структуре экономики. Конкурентная рыночная система способствует развитию научно-техничес­кого прогресса, побуждает применять новейшие технологии, рационально использовать ресурсы. Кроме того, она обеспе­чивает своим субъектам реальную экономическую свободу, свободу выбора форм и способов хозяйствования, гаранти­руемую досконально разработанным законодательством.

Достоинством рынка является и то, что он формирует и воспитывает "экономического человека", для которого характерны расчетливость и предприимчивость, готов­ность идти на риск, ощущение личной ответственности за свои действия. Командная же система формирует "челове­ка административного", больше склонного к выполнению чужих распоряжений, а потому и малоинициативного.

Рынок с высокой степенью эффективности решает про­блему производства необходимых потребителям товаров и услуг. Рыночная экономика в принципе не знает таких традиционных для командно-административной системы явлений, как дефицит, очереди и т.д. Рыночный механизм сам создает постоянно действующие стимулы для повыше­ния эффективности производства.

Рыночный, механизм устанавливает четкую зависи­мость между реальным вкладом в создание необходимого потребителю товара и размером получаемого дохода.

Важным преимуществом рыночной экономики являет­ся то, что это саморегулирующаяся система. Она способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства.

Современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена к использованию достижений научно-тех­нического прогресса, интенсификации производства и, в конечном счете, полному удовлетворению потребностей об­щества. Лежащий в ее основе рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности. Рынок имеет и негативные стороны. Он не в состоянии обеспечить эффективное решение ряда стратегических задач развития экономики, социальных проблем. Рынку, предо­ставленному самому себе, присущи анархичность и стихий­ность, приводящие к экономическим потерям и снижению эффективности хозяйствования. Рынок обостряет проблему социального неравенства, порождает значительную диффе­ренциацию доходов, имущественное расслоение населения.

Рыночная конкуренция приводит к экономической дифференциации производителей, высвобождению работ­ников и безработице, обострению социального положения малообеспеченных слоев населения. Рынок благоприятст­вует экономически сильным группам потребителей, в то время как экономически слабые группы (пенсионеры, ин­валиды, молодежь и др.) остаются порой обделенными.

Рынок не восприимчив к долгосрочным общегосудар­ственным программам, связанным с ликвидацией социаль­ного неравенства, экологией, обустройством территорий. Он не в состоянии самостоятельно реализовать стратеги­ческие идеи в области науки и техники, осуществить в масштабе всей национальной экономики крупные струк­турные сдвиги, ориентированные на перспективу.

Роль государства в рыночной экономике.Рынок предполагает использование механизма государственного регулирования для решения различных проблем.

Государство обеспечивает защиту прав производителей и потребителей; принимает законы, обеспечивающие право собственности; оказывает противодействие неограничен­ной власти монополий, разрабатывает антимонопольное законодательство; принимает санкции против продажи не­качественных товаров, ложной информации о деятельнос­ти фирм; улучшает функционирование рынка путем созда­ния стабильной обстановки в стране. Государство берет на себя расходы на оборону, содержание правоохранитель­ных органов, дороги, дорожную разметку и знаки и т.д. Оно производит затраты на некоторые виды страхования, связанные с производственной деятельностью: страхова­ние на случай безработицы, по старости.

Государство тратит средства, осуществляя контроль за состоянием окружающей среды и утилизацией отходов про­изводства. Такие затраты особенно необходимы в Беларуси, где 27 % территории заражено радиоактивными элементами. Для того чтобы Беларусь могла стать чистой страной, на ближайшие десятилетия надо порядка 100 млрд. дол.

Государство субсидирует здравоохранение, образова­ние, различные благотворительные программы.

Сам рыночный механизм порождает ряд проблем, тре­бующих вмешательства государства. К ним относится про­блема справедливого распределения доходов. Для рынка наиболее характерным является распределение, соответст­вующее вложениям в факторы производства. За пределами такого распределения остаются инвалиды, больные, дру­гие нетрудоспособные граждане. Государство должно обес­печить право на труд тех, кто может и хочет работать. Рыночная экономика неизбежно связана с безработицей.

Функции государства.В литературе выделяют сле­дующие экономические функции государства:

создание, сохранение и совершенствование системы социально-экономических отношений;

составление прогнозов развития социально-экономи­ческой системы на перспективу;

регулирование процессов использования производи­тельных сил природы и охрана окружающей человека среды;

управление демографическими процессами, обеспечи­вающими рациональное, научно обоснованное воспроиз­водство производительной силы человека;

ориентация производства на конечные результаты, учет интересов и мотивов трудовой деятельности;

разработка целевых комплексных программ экономи­ческого развития;

повышение роли трудовых коллективов, каждого ра­ботника в управлении экономическими и социальными процессами;

согласование экономических интересов субъектов про­изводственно-экономических отношений, преодоление между ними противоречий;

формирование и регулирование системы стимулирова­ния производственно-экономической деятельности;

регулирование и экономическое обеспечение интеллек­туального развития, защиты жизни, прав и свобод граж­дан;

регулирование процессов по включению страны в меж­дународную экономическую интеграцию.

Направления и методы государственного вмешатель­ства в экономику.Известны следующие направления го­сударственного вмешательства в экономику: микро-, макро- и интеррегулирование. Основными инструментами микрорегулирования вы­ступают налогообложение, ускоренная амортизация, воз­действие на цены, антимонопольное регулирование. На­пример, в соответствии с антимонопольной политикой определяются монополии, регулируются процессы образо­вания монополистических объединений, уголовно-право­вые санкции против виновных лиц. В практике государств с развитой рыночной экономикой антимонопольное регу­лирование реализуется следующим образом. Чтобы огра­ничить рост масштабов производства и продаж, фирмы законодательно лимитируют размеры выпуска продукции, ее квоты. В странах Европейского союза, чтобы уменьшить число слияний и поглощений одной фирмы другой, прак­тикуется обязательная регистрация всех соглашений об объединении фирм. Что же касается налогов, то они тоже используются для стимулирования или сдерживания раз­вития предприятий. Льготное налогообложение дает воз­можность возмещать издержки при низких рыночных ценах. Наиболее распространены следующие виды налого­вых льгот: необлагаемый минимум дохода, налоговые скидки, полное освобождение от уплаты некоторых нало­гов, снижение налоговых ставок.

Макрорегулирующими инструментами являются фи­нансовое и налоговое регулирование уровня производства, безработицы и инфляции; создание правовой основы для принятия экономических решений, стабилизация экономи­ки; программирование и прогнозирование экономики, фис­кальная и денежная политика; политика регулирования доходов; социальная политика, государственное предпри­нимательство.

Интеррегулирование включает в себя торговую поли­тику государства, управление обменным курсом, систему внешнеторговых тарифов и льгот, лицензирование внеш­ней торговли и т.д.

Государственное регулирование может быть прямым, т.е. осуществляемым посредством законодательных актов и основанных на них действий исполнительной власти, и косвенным, т.е. опирающимся на использование различ­ных финансовых (бюджетно-налоговых и кредитно-денеж­ных) рычагов, с помощью которых правительство имеет возможность с определенной степенью эффективности воз­действовать на поведение частных фирм, предприятий.

Прямое вмешательство выражается в том, что государ­ство, обладая капиталами, в самых разнообразных формах

предоставляет кредиты, принимает долевое участие, явля­ется собственником предприятий. Прямое вмешательство государства - это и принятие законодательных актов, призванных упорядочивать и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы.

Косвенное вмешательство государства осуществляется по следующим направлениям:

стимулирование капиталовложений;

обеспечение полной занятости;

стимулирование экспорта и импорта товаров, капита­лов и рабочей силы;

воздействие на общий уровень цен в целях его стаби­лизации и цены некоторых специфических товаров;

поддержка устойчивого экономического роста;

перераспределение доходов.

Для проведения косвенного вмешательства государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-де­нежной политике.

В Республике Беларусь, где происходит формирование рыночных отношений, к перечисленным направлениям государственного регулирования экономики добавляются новые, связанные с образованием многосекторной эконо­мики, включающие проведение приватизации, демонопо­лизации, демонтаж устаревших звеньев прежнего хозяйст­венного механизма, включение экономических регулято­ров вместо административных и многое другое.

Глава 6. ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА: СУЩНОСТЬ,

Наши рекомендации