Преимущества и недостатки малого бизнеса

МК-2

Содержание и признаки предпринимательства

предпринимательство — это:

· процесс создания нового, обладающего ценностью;

· процесс принятия на себя финансовой, моральной и соци-аль-ной ответственноети;

· процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым.

Педприниматель должен решить четыре главных вопроса:

· поиск новой идеи и ее оценка;

· составление бизнес-плана;

· поиск необходимых ресурсов;

· управление созданным предприятием.

Одна из самых сложных задач предпринимателя — поиск новых идей и их реализация.

Осознав это развернутое определение, легко заметить, что предпринимательство имеет две стороны — приятную и неприятную.

Приятная сторона — возможность получить прибыль, иметь экономическую выгоду и личное удовлетворение достигнутым.

Неприятная сторона в том, что весь груз забот, усилий, ответственности, риска за исход затеянного дела ложится на плечи предпринимателя. Есть угроза не только ничего не приобрести и выгоду не получить, но даже потерять то, что имеешь.

Главная цель предпринимательства — получение экономической выгоды

По своей экономической природе предпринимательство неразрывно связано с рыночным хозяйством и является его продуктом. Экономическая природа предпринимательства характеризуется такими функциональными признаками, как: инициатива, коммерческийриск, ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство и др.

Предпринимательская инициатива. Предпринимательство постоянно стремится к производству новых товаров (услуг), поиску новых возможностей извлечения и реализации экономической выгоды. Инициатива требует известной хозяйственной свободы.

Экономическая свобода — определенный признак предпринимательской среды. Для предпринимателя наличие экономической свободы — это возможность заниматься тем или иным видом деятельности, иметь равный доступ к ресурсам рынка, реализовать себя как личность, как специалист, удовлетворять морально-этическую потребность.

Личная заинтересованность — движущий мотив предпринимательства. Поэтому обеспечение условий для присвоения полученных результатов, извлечения и накопления дохода — определяющее условие предпринимательской среды.

Комбинирование факторов производства. Предприниматель всегда стремится к повышению доходности от используемых факторов производства, следовательно,к более рациональному их применению. Суть комбинирования состоит в поиске наиболее рационального (оптимального) варианта сочетания факторов путем замещения одного из них другим.

Новаторство — это практическое применение принципиально новых товаров, технологий, новых форм организации производства и сбыта.

10. Малое предпринимательство и инструменты его гос регулирования

Особенное значение малого бизнеса в переходный к рыночным отношениям период проявляется в структурной перестройке экономики, ускорении научно-технического процесса, формировании нового социального слоя.

Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. И если крупный бизнес – это скелет, ось современной экономики, то все многообразие мелкого и среднего предпринимательства – мышцы, живая ткань хозяйственного организма.

Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях выхода из экономического кризиса нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса.

Появление большого числа фирм приведет к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно.

Но чтобы избежать как можно больше ошибок, которые неизбежны при образовании нового течения в экономике Украины, сначала следует поучиться на взлетах и падениях других стран в этой области и понять, какие же условия необходимы для развития мелкого предпринимательства в нашей стране.

Удел украинского малого бизнеса — торговля и сектор услуг. Небольшой производитель после вступления в ВТО может исчезнуть как класс.

Малый и средний бизнес в Украине трудно назвать драйвером экономики. К малому и среднему бизнесу можно причислить более 90% предприятий/компаний, зарегистрированных в Украине, но реальный вклад этих предприятий в ВВП — около 11% (данные прошлогоднего исследования УкрСиббанка).

В 2005 году прибыли малых предприятий составили лишь 5,5% всех доходов отечественной экономики, подсчитал Госкомстат. В Европе этот показатель выше в несколько раз: в Дании, например, субъекты малого бизнеса ежегодно создают 80% национального продукта, в Италии — 60%, а средний вклад таких предприятий в ВНП по всей Западной Европе — 63-67%. Несмотря на рост доходов украинского малого бизнеса, начиная с 2000 года его доля в ВВП неуклонно снижается.

Обобщая опыт регулирования государством малого бизнеса можно сказать следующее. В большинстве стран применяется следующее сочетание мер:

- льготное налогообложение и кредитование

- формирование благоприятной правовой среды

- финансовое и материальное обеспечение программ поддержки МП.

Формирование благоприятной правовой среды включает в себя следующие меры:

- упрощение процедуры регистрации МП

- проведение различных курсов обучения, бизнес школ, бизнес семинаров

- оказание представительских и юридических услуг

- консультирование и информационная поддержка малого бизнеса

- техническая помощь и предоставление помещения

- улучшение доступа МП к государственным поставкам и контрактам.

Поддержка малого бизнеса со стороны государства преследует следующие цели:

1. Борьбу с монополизмом и формирование рациональной отраслевой структуры, ограничение монопольных тенденций в экономике для повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке путем ориентации экономики на ресурсосбережение.

2. Решение социальных проблем силами самого населения.

3. Обеспечение структурной перестройки экономики на основе ускорения НТП.

преимущества и недостатки малого бизнеса

Анализируя зарубежный и местный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества:

- более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;

- большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;

- гибкость и оперативность в принятии решений;

- относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;

- большая возможность индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;

- более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изме-нения на продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков;

- относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

В то же время субъектам малого предпринимательства присущи и определенные недостатки, среди которых можно выделить самые существенные:

- более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;

- зависимость от крупных компаний;

- недостатки в управлении собственным делом;

- слабая компетентность руководителей;

- повыенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

- трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

- неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Наши рекомендации