II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Индивидуальное задание

Индивидуальное задание

(Учитель раздает ученикам карточки с заданием.)

— Нарисуй при помощи условных знаков правила поведения в природе.

Фронтальный опрос

— Какую роль играют растения в жизни людей? (Растения выделяют кислород, которым дышат живые существа. Толь­ко растения образуют на свету сахар, крахмал и другие ве­щества, которыми питаются люди и животные.)

— Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?

— Назовите растения, занесенные в Красную книгу.

— О каком растении, занесенном в Красную книгу России, вы подготовили сообщение?

(Проверка задания № 7 из рабочей тетради (с. 39). Учащиеся рассказывают о растениях.)

— Что делают люди для охраны растений ? (Их охраняют в за­поведниках, ботанических садах.)

— Какие правила поведения в природе вы выполняете?

III. Самоопределение к деятельности Игра «Узнай по описанию»

1. Эти животные любят вываляться в жидкой болотной грязи. Грязь высыхает и покрывает кожу твердой, но хрупкой коркой. Затем зверь начинает тереться боком о деревья. Корка грязи от­летает, а вместе с ней и различные насекомые и жучки, которые мешают животному...

Он очень быстро бегает и легко переплывает реки. Зверь осто­рожен. Хорошо слышит и различает запахи. По ночам ищет корм, а днем лежит в укромных местах на подстилке из веток, листьев и сухой травы... Кожа толстая и покрыта бурой щетиной.

— Кто это? (Кабан.)

2. Это хитрые птицы. Самец, пролетая над гнездами, распу­гивает мелких птичек. Они думают, что это ястреб, и на время улетают. Самка только этого и ждет. Если птицы узнают ее, то уж и достается самцу от них! Собираются они в стайки и гонят его как можно дальше. Самка же тем временем спокойно подкладывает яйцо. При этом она часто выбрасывает одно из яиц хозяев, чтобы те не заметили подмены.

— Кто это? (Кукушка.)

3. Кто-то темный с гудением пронесся в воздухе и закружился вокруг деревьев. Полетав, он уселся на ветку. Весь коричневый, будто шоколадный. Такой важный! Это враг нашего леса. Только листья на березах, дубах, ивах и других деревьях да кустарниках распустятся, он тут как тут, начинает их грызть. Его личинки живут в земле и питаются корнями деревьев. От этого деревья болеют.

— Кто это? (Майский жук.)

— Как в двух словах можно назвать эту группу живых существ? ____(Царство животных.)

— Назовите представителей этого царства. Сегодня на уроке будем говорить о животных.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа Классификация животных

— Животные... Кого вы представляете себе, когда слышите это слово? (Ответы учеников.)

Все это представители замечательного царства животных. Наука о животных называется зоологией.Это еще один раздел биологии.

— Прочитайте названия животных. (Слова записаны на доске.) Волк, уж, глухарь, лось, белка, лягушка, налим.

— Как можно назвать животных этой группы? (Дикие животные.)

— Прочитайте названия животных. (Слова записаны на доске.) Корова, петух, свинья, кот.

— Как можно назвать животных этой группы? (Домашние жи­вотные.)

Это классификация животных по месту обитания.

— Что значит «классифицировать животных»? (Разделить на группы по определенным признакам.)

— Прочитайте внимательно еще раз названия животных. Можно ли среди них выделить группы с похожими1 при­знаками? (Да. Звери, птицы, рыбы.)

— Чем похожи звери? (Тело покрыто шерстью, детенышей кор­мят молоком.)

— Чем похожи птицы? (Тело покрыто перьями, птенцы рожда­ются из яиц.)

— А к какой группе можно отнести дождевого червя, морскую звезду? (Ответы учеников.)

Ученые-зоологи делят царство животных на большее число групп.

Практическая работа

— Прочитайте в учебнике текст на с. 88—90. Заполним таблицу. (Учитель раздает детям распечатки, по ходу чтения текста уча­щиеся заполняют таблицу.)

Группа животных Признаки
Беспозвоночные
Черви: дождевой червь, пиявки  
Моллюски: улитки, слизни, ось­миноги, кальмары, каракатицы Мягкое тело обычно защищено раковиной
Иглокожие: морские звезды, мор­ские ежи, морские лилии, мор­ские огурцы Имеются иглы
Ракообразные: раки, крабы, кре­ветки, мокрицы  
Паукообразные: скорпионы, пау­ки, клещи, сенокосцы Имеют 8 ног
Насекомые: жуки, бабочки, стре­козы, пчелы, мухи Имеют 6 ног
Позвоночные
Рыбы Живут в воде, тело покрыто чешу­ей, передвигаются при помощи плавников, дышат жабрами
Земноводные: лягушки, жабы, тритоны Кожа голая, нежная. Часть жизни живут на суше, часть — в воде
Пресмыкающиеся (рептилии): ящерицы, змеи, черепахи, кроко­дилы Тело покрыто сухими чешуйками или панцирем
Птицы Тело покрыто перьями
Звери, или млекопитающие Тело покрыто шерстью. Детены­шей кормят молоком

— Расскажите о разнообразии животных.

3. Работа по учебнику Виды животных

— Прочитайте в учебнике текст на с. 91.

— Посчитайте, сколько на рисунке птиц каждого вида.

V. Физкультминутка

Еж спешил к себе домой,

Нес запасы он с собой.

Через кочки еж скакал,

Быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился —

В шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил

И к детишкам поспешил.

Е. Гайтерова

Наши рекомендации