Измерение, основанное на превышении цены над предельными затратами
Измерение рыночной власти путем сопоставления цены с предельными затратами базируется на теоретическом положении о том, что фирма, максимизирующая прибыль при экзогенно заданной цене своего продукта P, выбирает такой объем выпуска, при котором выполняется равенство MC(q) = P. Такая ситуация имеет место в условиях совершенной конкуренции.
Индекс Лернера
На сопоставлении цены с предельными затратами основано измерение рыночной власти с помощью индекса Лернера, представляющего собой отношение
где L - индекс Лернера, изменяется от нуля до единицы; Pm - цена неконкурентного рынка; Pc - цена конкурентного рынка.
Поскольку в долгосрочном периоде конкурентная цена равна предельным или, приблизительно, средним переменным издержкам, индекс Лернера определяется как разница между ценой данного рынка (данной фирмы) и ее предельными (средними переменными) издержками по отношению к цене:
где Р - цена данной фирмы; AVC - средние издержки фирмы
Непосредственное практическое определение индекса Лернера для фирмы с помощью равенства первого вызывает трудности, связанные с необходимостью измерения предельных экономических затрат. Определение экономических затрат требует оценки неявных затрат, не отражаемых в бухгалтерской отчетности. Об этих трудностях и способах их преодоления речь шла выше в связи с определением индекса Бэйна. Однако возникают еще и сложности, связанные с измерением именно предельных затрат, то есть прироста затрат на единицу прироста выпуска в гипотетической ситуации, когда фирма изменила бы свой выпуск при неизменных ценах ресурсов и технологии. Поэтому на практике чаще всего при расчете индекса Лернера заменяют в формуле (5) предельные затраты средними переменными затратами: считая переменные затраты приблизительно пропорциональными объему выпуска.
Индекс Лернера никак не оценивает прибыльность фирмы. Это связано, прежде всего, с тем, что, будучи ориентирован лишь на предельные затраты, он никак не учитывает величинупостоянных затрат. Предельные затраты могут быть и выше, и ниже средних, так что превышение цены над предельными затратами само по себе не несет информации не только о величине прибыли, но даже о ее знаке.
Теоретическое значение индекса Лернера состоит в том, что он как измеритель рыночной власти соединяет такие ее факторы, как концентрация продавцов и эластичность спроса. Рассмотрим вначале монополию, характеризующуюся абсолютной концентрацией.
Условие равновесия монополии:
MC = P (1 - 1/h),
h - абсолютная величина эластичности спроса. Сравнивая это равенство с выражением для индекса Лернера L = (1 – MC) /P, получаем:
L = 1/ h.
Таким образом, показатель рыночной власти монополии есть величина, обратная эластичности спроса.
Обратимся теперь к олигополии. Для отдельной (i-й) фирмы олигополии Курно, находящейся в состоянии равновесия, справедливо соотношение:
MC = P (1 - si/h),
По аналогии с монополией, отсюда можно получить выражение для индекса Лернера, характеризующего рыночную власть отдельной фирмы:
L = si/h.
Полученное выражение имеет простую и ясную интерпретацию: в условиях олигополии Курно мера рыночной власти фирмы прямо пропорциональна ее доле рынка и обратнопропорциональна эластичности спроса.
Для описания рыночной власти, проявляющейся на рынке в целом, индексы Лернера для отдельных фирм арифметически усредняют с весами, равными их рыночным долям:
L =S si Li= S si2 /h
i i
или, с учетом определения индекса Херфиндаля–Хиршмана ,
L = HHI/h .
Средневзвешенный индекс Лернера для отрасли выражается
где yi — рыночная доля i-й фирмы, i = 1, …, N; — коэффициент согласованности ценообразования отрасли, ; — эластичность рыночного спроса по цене; HHI — индекс Херфиндаля-Хиршмана.
Отсюда видно, что монопольная власть увеличивается при наличии согласованности ценообразования (сговора), повышении уровня концентрации рынка, снижении эластичности спроса.
Список рекомендуемой литературы:
1. Нуреев Р.М. «Курс микроэкономики», учеб., М., 2003г
2. Гальперин В.Н. и др. «Микроэкономика», СПб, 1999г