Использование закона спроса и предложения для анализа экономических процессов
Как можно применить изученную теорию спроса и предложения на практике, при исследовании конкретных рыночных ситуаций? Рассмотрим несколько примеров.
Прежде всего, интересно изучить последствия государственного регулирования цен. Правительства разных стран пытаются регулировать рынок, и одним из самых простых способов (но не самым безобидным для экономики) иногда представляется регулирование цен. Государственные чиновники, заключив, что цены на рынке какого-либо товара слишком высоки и раздражают потребителя или слишком низки и приносят убытки производителям, не могут не попытаться их подкорректировать. Способов существует несколько, например административное установление «твердой цены».
Ситуация 1. Допустим, что государственный орган, уполномоченный на соответствующие действия, решил, что более справедливой является цена Р1, и распорядился продавать товар не дороже данного уровня («потолок» цены, выше которого она подняться не может). Рассмотрим вариант для законопослушных продавцов и покупателей. Цена снизится, однако не все производители продолжат поставлять свой товар на рынок, поскольку им пришлось бы работать себе в убыток. Государство совсем не хотело снижать объем производства, и, чтобы поправить дело, оно будет вынуждено дотировать неэффективных производителей, выделяя средства из государственного бюджета.Но вот благодаря снижению цены величина спроса выросла (если, конечно, данный товар относится к разряду нормальных) и превысила величину предложения на рынке. Иными словами, появился дефицит, а следом за ним – необходимость рационироватьраспределение товара.Самым простым способом рационирования являются очереди: когда товара не хватает на всех, его получают те, кто стоит в очереди первым. Другим способом рационирования является введение нормативов потребления и продаж по правилу «одна штука товара в одни руки» или по талонам. Теперь рассмотрим вариант для не столь законопослушных граждан. Если цена снизится, то товар исчезнет из официальной продажи и будет продаваться на «черном рынке» по цене, выше назначенной государством и, возможно, большей, чем до введения регулирующих мер, чтобы компенсировать риск наказания за нарушение правил продажи. Еще одним вариантом поведения рыночных субъектов будет снижение качества товара: произведя большее количество товара менее высокого качества, а значит, более дешевого, фирмы смогут поставить на рынок больше товара.
Ситуация 2. Допустим, что уполномоченный государственный орган решил, что производители несут убытки, потому что цены на какой-либо товар слишком низки. Государство может установить минимальную цену продаж («пол» цены, ниже которого она опуститься не может), например, на уровне Р2. В результате производители значительно увеличат объем выпуска. Однако потребителям не требуется такое значительное количество товара, и возникнет излишек товара в размере. Не сумев продать весь товар, одни фирмы станут отправлять его на склады, другие – снижать цены, третьи и вовсе разорятся. Государство должно будет либо дотировать фирмы, либо выкупить излишки товара, чтобы каким-то образом избавиться от них, удалив с внутреннего рынка страны. Подобное может сложиться и в результате такой внешнеторговой политики, когда ограничивается импорт (а значит, уменьшается внутреннее предложение, растут цены) и стимулируется экспорт товара. Кроме того, государство, пытаясь стимулировать потребительский спрос, иногда тем или иным образом «заставляет» потребителей покупать товар.
Инструментарий спроса и предложения успешно используется для анализа таких мер экономической политики, как дотации и налоги. Государство может не вмешиваться в рыночное ценообразование напрямую, а делать это косвенно. Во-первых, посредством дотаций производителям с целью удешевления товара: дотации снизят издержки производства фирм, т.е. увеличат рыночное предложение, а следовательно, приведут к снижению рыночных цен и росту объема продаж. Во-вторых, снижая налоги, включаемые в издержки производства (эффект тот же). В-третьих, через дотации потребителям (бесплатные талоны на питание для бедных, жилищные субсидии и т.д.), в результате которых вырастет рыночный спрос, а значит, цены и объемы продаж. В-четвертых, снижая подоходный и иные налоги, уплачиваемые гражданами – это увеличит доходы потребителей, следовательно, поднимет спрос на нормальные товары и предметы роскоши, но одновременно снизит спрос на товары низшей категории.
Тема 6. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ