Состояние здоровья населения и проблемы здравоохранения 2 страница
3. Медицинское страхование — сущность, законодательная база, экономико-социальные аспекты
Итак, в России на рубеже 90-Х гг. в качестве реформаторской идеи возобладала идея перехода российского здравоохранения к модели медицинского страхования. Эта идея родилась не На пустом месте. Существовали объективные предпосылки для реализации подобного подхода. По мнению группы инспекторов Всемирной организации здравоохранения, эти предпосылки следующие;
• недостаточность финансирования здравоохранения (чем меньше количество
финансирующих органов, тем ниже уровень здравоохранения, т.е. все в
шей степени сокращается качество и объем медицинской помощи);
• «бесплатная» или бюджетная медицина на 60% увеличивает обращаемость :
сравнению с необходимой обращаемостью;
• параллельно с ростом числа врачей возрастает количество исследований \
стоимость медицинских услуг;
бюджетная система здравоохранения, вводя новый объект должна отказаться .
отчего-либо.
Медицинское страхование — вид социального страхования, форма социальной заШИты интересов населения в охране здоровья. (Ст. 1 Закона «О медицинском ггоаховании граждан в РФ»).
Как и любой страховой процесс, медицинское страхование имеет свою цель: гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать мероприятия по профилактике заболеваний.
Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование (ОМС) — государственное социальное страхование, обеспечивающее всем гражданам равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС. Добровольное медицинское страхование (ДМС) обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских или иных услуг сверх установленных программами ОМС.
Объектом медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении у отдельных граждан страхового случая (заболевание, травма, отравление). В качестве субъектов страхования выступают: гражданин, страхователь, страховщик, медицинская организация.
Страхователями при ОМС в Российской Федерации являются: для работающего населения — предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, лица свободных профессий; для неработающего населения органы государственной власти и местного управления.
Страхователями при ДМС выступают отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью и (или) предприятия и организации, представляющие интересы граждан.
Страховщиками выступают страховые медицинские организации — юридиче-ские лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием.
Медицинскими учреждениями в системе МС являются имеющие лицензии лечебные учреждения, различных форм собственности, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую помощь индивидуально.
Медицинское страхование может осуществляться по принципу солидарности и по накопительному принципу.
Принцип солидарности подразумевает ответственность и затраты всего общества за охрану здоровья каждого индивида. При его реализации страховые взносы аккумулируются в специальных государственных фондах. За сбор и расходование средств этих фондов несет ответственность государство, обеспечивая при этом территориальное выравнивание как возможностей использования финансовых ресурсов страхования, так и объемов, и качества оказываемой медицинской помощи. Страховые взносы в этом случае являются безвозвратными.
Накопительный принцип медицинского-страхования подразумевает ответственность каждого гражданина за количество страховых средств, накапливаемых на №о персональном счете (персонификация страхования). Данный принцип предусматривает персональный учет страховых накоплений, их наследование, оплату
страховых случаев в суммах, превышающих накопления, выплату (при отсутствии страховых случаев) страховых премий, образующихся за счет неиспользованных за определенный период времени денежных средств.
Страховой тариф взносов на ОМС устанавливается в процентах по отношению ■ к начисленной оплате труда "по всем основаниям. В Российской Федерации тариф страхового взноса составляет 3,6% фонда оплаты труда.
Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования или который заключает такой договор самостоятельно, получает страховой медицинский полис.
Основные принципы медицинского страхования таковы:
• два источника финансирования — государственный бюджет и страхов
взносы;
• сохранение порядка управления, модернизация системы управления;
• обязательный принцип страхования;
• заинтересованность населения в сохранении здоровья через личные азн
которые не должны ухудшать материального положения граждан;
• страховые организации защищают интересы застрахованных.
Основные характеристики:
• децентрализованное финансирование;
• свобода выбора населением и работодателями фондов финансирования;
• конкуренция фондоц финансирования, которые и осуществляют контроль ка
чества оказания медицинской помощи и контроль за расходованием средств;
• разделение государственного финансирования органов управления и постав-,
щи ко в медицинских услуг;
• широкие возможности лечебных учреждений для привлечения клиента!
(больных и потенциальных больных).
Существуют и некоторые серьезные проблемы, присущие медицинскому стрв хованию:
• недостаточное географическое и социальное равенство в получении медици>
ской помощи;
• дороговизна медицинской помощи;
• недостаточный контроль за кадрами:
• отсутствие долгосрочного планирования:
• отсутствие возможности достаточного развития общественного здравоохране
ния, профилактической медицины, санитарного просвещения;
• пренебрежительное отношение к больным группы повышенного риска и Tpe-t
бующим длительного пребывания в стационаре, к тем, кто не охвачен систе-i
мой страхования;
• высокие административные расходы на содержание персонала страховых ор-1
ганизаций.
Идея медицинского страхования возникла и преложена канцлером Германии Отто фон Шонхаузеном Бисмарком в 80-х гг. XIX в. Именно тогда была разработана всеобщая система страхования здоровья, получившая название системы Бис-1 марка. В этот же период идеи страховой медицины получили распространение в! России и использовались до 1934 г. Принципы медицинского страхования нашли)
широкое распространение в Германии, Франции, Италии, Нидерландах. Во многих странах Европы (Португалия, Испания, Бельгия и др.) принципы медицинского страхования применяются наряду с другими системами организации оказания медицинской помощи.
Попытки изменить механизмы управления в рамках прежнего правового пространства предпринимались на отраслевом уровне Министерством здравоохранения СССР.
Примером Функциональной реорган и тки и отрасли и изменения управления явилось введение всеобщей диспансеризации — полного охвата профилактическим медицинским наблюдением всего населения страны. Коренным образом изменялись принципы деятельности медицинских учреждений в сторону усиления амбулаторного сектора. По данным некоторых авторов это мероприятие нанесло ущерб здравоохранению порядка 40 млрд. руб.
Попыткой структурной реорганизации системы здравоохранения, ее финансирования и управления является внедрение нового хозяйственного механизма (принципов хозяйственного расчета). На территории трех областей Российской Федерации (Ленинградская, Кемеровская, Куйбышевская) был организован эксперимент по его внедрению1. В результате эксперимента выявлены немало положительных сторон деятельности медицинских учреждений: возможность дифференцированной оплаты труда в зависимости от трудового вклада, более высокий уровень организации лечебного учреждения в виде территориального медицинского объединения, новые возможности управления, разработка клинико-статистичес-ких групп и медико-экономических стандартов).
Отрицательными результатами эксперимента признано произошел некоторый перекос отраслевых внутриэ ко комических отношений при сохранении прежних принципов финансирования отрасли, не исчезло жесткое государственное влияние на отрасль, отсутствовали альтернативные варианты деятельности, возникли трудности управления деятельностью лечебных учреждении, связанные с отсутствием механизма правового регулирования.
Возникла необходимость набрать стратегию реорганизации отрасли и законодательно обеспечить новые экономические механизмы ее деятельности, отрегулировать механизмы управления. Начало этому процессу положено в 199i г. когда принят Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР».
К настоящему времени существует целая система законодательно-нормативных актов, регулирующих процесс медицинского страхования в России. Это: 1) Закон РФ № i499 — 1 от 28 июня 1991 г. «Омедицинском страховании граждан в Российской Федерации», (данный документ был изменен: Законом РФ №4741 — I от 2 апреля 1993 г., Указам Президента РФ № 2288 от 24 декабря 1993 г., Федеральным законом № 9-ФЗ от 1 июля 1994 г.).
1 Поляков ИВ., Пегухова В В., Андреева Е.Н. История вопроса: медицинское страхование и обоснование выбора путей развития здравоохранения в России // Медицинское страхование. — 1995. — J4»2. — е. 3-S.
- Поляков И.В., Петухова В.В., Андреева E.R История вопроса: медицинское страхование н "босиоваиис ньгбора путей развитая здравоохранения в России // Медицинское страхование. — 19У5, — №2. — C.3-S.
2) Постановление ВС РСФСР № 1500-1 от 28 июня 1991 г. «О порядке введения
в действие Закона РСФСР.» «О медицинском страховании граждан
РСФСР».
3) Постановление Правительства РФ № 41 от 23 января 1992 г. «О мерах по вы
полнению закона РСФСР» «О медицинском страховании граждан в РСФСР»
(данный документ изменен постановлением СМ-Правительства РФ № 1018 от
11 ноября 1993 г.).
4) Постановление ВС РФ № 2821-1от 22 мая 1992 г. «О досрочном введении в
действие Закона РСФСР и в О медицинском страховании граждан в РСФСР и.
5) Письмо Госналогслужбы РФ № ЮУ — 4 — 1039 от 10 июля 1992 г. «О дос
рочном введении в действие Закона РСФСР «О медицинском страховании
граждан в РСФСР».
б). Пачожение о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования. (Утверждено: Постановлением ВС РФ №4543-1 от 24 февраля 1993 г.).
7) Постановление СМ- Правительства РФ № 1018 от 11 октября 1993 г. «Омерса
по выполнению Закона Российской Федерации «О внесении изменений и допоч-
нений в Закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР».
8) Примерные правила добровольного медицинского страхования. (Утверждены
Распоряжением Росстрахнадзора №02-03-44 от 12 октября 1993 г.).
9). Типовые правила обязательного медицинского страхования. (Утверждены Фе-1
деральным фондом ОМС 1 декабря 1993 г.)
10) Постановление Правительства РФ № 251 от 29 марта 1994 г.. «Об утверждении правил лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование». Кроме того, законодательные регуляторы поведения участников страхового процесса заложены в Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, Основах законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан».
На повестку дня были поставлены и требовали ответа и другие, не менее важные вопросы.
1. Как «вписываются» проводимые мероприятия по реорганизации здравоохра
нения в систему рыночной экономики, создаваемой в стране?
2. Являются ли предложенные принципы медицинского страхования, внедряе
мые в России рыночными отношениями в здравоохранении?
3. Адаптирует ли медицинское страхование систему российского здравоохра
нения к условиям и создающейся инфраструктуре рыночной экономики страны?
Условия России переходного периода ставят перед здравоохранением принципиально новые проблемы, опыта решения которых не имеет ни одна страна. Эти проблемы связаны с изменением экономики и политики, условий и образа жизь страны в целом, отдельных социальных групп, семьи, личности.
Среди них выделяется проблема адаптации системы здравоохранения к новь_ условиям, приобретающая особое значение и с точки зрения выбора механизмов, I с точки зрения управления процессом адаптации.
Филиппов Ф.Р. Адаптация / Энциклопедический социологический словарь; Общ. ред Осип ваГ.В./ИС11И РАН. — Zimmcrmann BCS Stones GmbH, 1995, — с. 939. |
Под адаптацией будем понимать «приспособление самоорганизующихся сио тем к изменяющимся условиям среды»'
Мировой опыт свидетельствует, что медицинское страхование один из способов адаптации здравоохранения к рыночным отношениям в обществе (Германия, франция, Нидерланды, Португалия и др.). Практика применения медицинского страхования в других странах показывает, что принципы, на которых оно основано практически полностью совпадают с принципами, провозглашаемыми рыночной экономикой и при корректном их использовании не нарушают социальной сущности отрасли. Корректность закчючается в точном законодательном определении ичателыцика за оказание медицинской помощи.
Суть рыночных отношений в здравоохранении — в сочетании причинна обгие-лпетупности лечебно-профилактической помощи и права каждого человека на шпор комфортных условий, повышенного качества медицинских услуг, выполняемых за плату субъектами с разными формами собственности.
Принятая в России модель медицинского страхования предполагает реализацию социального назначения здравоохранения в виде обязательного медицинского страхования (как формы социального страхования).
Основополагающим принципом обязательного медицинского страхования (ОМС) ямяетея возможность оказания бесплатной и доступной для пациента медицин-скоп помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования.
Существующие федеральная и разработанные на ее основе территориальные профаммы ОМС определяют перечень заболеваний и болезненных состояний, диагностика и лечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования. Этот перечень включает в себя большинство из существующих острых и хронических заболеваний и состояний. Кроме того, законодательно предусмотрены сферы медицины (психиатрия, оказание противотуберкулезной, скорой медицинской помощи, санитарно-противоэпидемическая деятельность, работа станций переливания крови и другие), которые финансируются за счет средств бюджетов различного уровня.
Система добровольного медицинского страхования реализует коммерческие принципы оказания медицинской помощи, используя принцип накопительного страхования медицинская помощь застрахованному может быть оказана на сумму, превышающую внесенный страховой взнос.
В процессе перехода к рыночным отношениям в здравоохранении, возникает несколько групп проблем, сопровождающих этот процесс' Ведущими в этом ряду являются проблемы, связанные с основными экономическими особенностями ус-;|уг здравоохранения.
Первая особенность обусловлена спецификой проявления результата профессиональной деятельности лиц, занятых в здравоохранении. Лечебный эффект любого медицинского воздействия, как правило, проявляется не сразу, а при хронических болезнях и вовсе трудно определяем с общепринятых позиций трактования "редоставленной услуги. Кроме того, услуга носит как социальный, так и индивидуальный характер и не может быть не только массовой, но и серийной.
1"алкин ЕЕ. Здравоохранение и социальное воспроизводство. // Социологические исследова-, 1995. |
Результат, несмотря на свою индивидуальность, может быть разного объема ■— от услуги одного врача только одному больному (специально прикрепленный к
одному больному врач), до услуги одного врача группам больных (различных щ численности, специфике заболевания и т.д.). Примером здесь может служить дея. тельность участкового терапевта, семейного врача, врач а-инфекциониста, врача-фтизиатра. Результат труда будет в этом случае распространяться на всю группу.
Вторая особенность связана с выражением количественных характеристик стоимости услуг. Величина стоимости услуги может иметь несколько вариантов, при выборе которых врач неизбежно сталкивается с необходимостью решения комплексной клинико-экономической задачи (выбор между дешевизной и дороговизной услуги в сочетании со степенью ее эффективности).
Третья особенность взаимосвязана с процессом оказания (производства) услуг и определения доли участия в нем специалистов различного профиля и квалификации. Процесс оказания услуги может быть разным по длите лености. В целом медицинская услуга охватывает всю жизнь человека, и в ее оказании потенциально могут участвовать многие врачи.
Наиболее актуальной задачей для российского здравоохранения является адаптация понятия «рыночные отношения» к деятельности медицинских учреждений.
Многочисленные исследования организаторов здравоохранения И экономистов в последние годы касаются различных отдельных аспектов данной проблемы'. Вот перечень некоторых из них:
• отношения собственности в здравоохранении:
• методология исследования стоимости и цены медицинских услуг;
• сущность рыночной конкуренции в медицине;
• разработка вариантов подхода к оценке стоимости медицинской помощи в
стационарах с учетом квалификации персонала и тяжести состояния больных;
• определение, с позиций актуальности, значимости конкуренции и прибыльно
сти в функционировании здравоохранения в условиях рынка
Для российского общества эти аспекты приобрели особую социальную значимость из-за сложившегося в последние десятилетия ложного представления о здравоохранении как о бесплатной сфере услуг.
В процессе ада'птации здравоохранения к рыночным условиям, независимо от внедряемой системы здравоохранения, следует признать существование рынка медицинских услуг.
Целесообразно классифицировать рынок медицинских услуг. Приведем классификацию Н.Г. Малаховой, отвечающей всем необходимым требованиям". Рынок медицинских услуг классифицируется:
• по экономическому назначению объектов рыночных отношений: - рынок медицинских услуг;
См.: Закирова С.А. Отношения соосгаенвости в здравоохранении II Здравоохранение Российской Федерации, № 3, 1994. Она же К методологии исследования стоимости и иены медицинских услуг// 3;фаво(Мраненис Российской Федерации, № 3, 1995, Она же К сущности рыночной конкуренции к медицине // Здравоохранение Российской Федерации, № 2, 1996. Мартьянов И.11 Здравоохранение r условиях рыночных отношений // Здравоохранение Российской Федерации-№ 6, 1993. Григорьев ф.Г. Актуальные вопросы функционировании здравоохранения в условия* рынка //Здравоохранение Российской Федерации, № 6, 1993.
- См.: Малахова Н.Г. Рынок услуг здравоохранения // Социологические исследования, № 12. 1995.
J20
- рынок лекарственных препаратов;
- рынок медицинского оборудования и техники;
- рынок научно-медицинских разработок;
- рынок труда медицинского персонала;
- рынок ценных бумаг, используемых здравоохранением;
• по степени ограничения конкуренции:
- монополистический;
- свободный.
• по отношению к закону:
- легальный;
- нелегальный.
• по территориальному признаку:
- местный;
- региональный;
- общенациональный;
- международный.
• по характеру оказываемых услуг (отраслевой):
- стоматологический;
- хирургический и т.д.
Функционирование рынка медицинских услуг (как и любого другого рынка) предполагает наличие производителя услуги и ее потребителя.
В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация, когда учреждения здравоохранения (производители медицинских услуг) совсем недавно приобрели статус самостоятельного юридического лица и вышли из разряда подзаконных организационно-правовых форм хозяйствования в виде «учреждения». Существующее правовое пространство, регулирующее отношения субъектов рынка, в принципе ограничивают подобную форму хозяйствования. Именно поэтому «медицинское учреждение должно стремиться приобрести черты предприятия, что делает его положение в рыночных структурах юридически более определенным» .
Юридическая определенность в условиях рыночной экономики тесно связана с формой собственности, определяющей организационно-правовую форму предприятия. Действующая законодательная база закладывают правовую основу демонополизации государственной системы здравоохранения и предопределяет возможность формирования и функционирования, наряду с государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. Но окончательная реализация предоставленных возможностей далека от завершения.
Для лечебных учреждений любой формы собственности остаются актуальными следующие проблемы:
• получение лицензии на медицинскую деятельность и отдельные ее виды;
• выбор организационно-правовой формы хозяйствования;
• возможность образования юридического лица;
См.: Кучеренко В.З., Корюкин В.Г., Морозов В.П. Организационно-правовые формы экономической деятельности учреждений здравоохранения. — Спб.: СП «Дельфа Р. А., 1994.
• необходимое для деятельности финансовое обеспечение из строго определен
ных источников {могут применяться различные, предусмотренные законе
механизмы);
• участие в регулировании цен на медицинские услуги;
' • возможность оспаривать в суде установленные без его участия цены на оказь ваемые данным лечебным учреждением услуги;
• принятие решений по структурной реорганизации внутри учреждения, напра
ленной на эффективное оказание медицинской помощи и повышающее
конкурентоспособность. ,
Еще более далек от совершенства механизм реализации прав потребителей м<| дицинских услуг. Действующее законодательство хотя и предусматривает защи пациентов медицинскими страховыми компаниями, но не в качестве полнопра ных потребителей, а Закон «О защите прав потребителей в РФ» регулирует инь аспекты.
Для пациента, обратившегося за медицинской помощью, не важны ни форл« собственности лечебного учреждения, в которое он обратился, ни организационно правовые основы его деятельности, ни схемы финансирования. Для него важга насколько качественная и доступная медицинская помощь ему будет оказана, должен ли он за это платить из собственного кармана. При этом пациент долже иметь:
• право получить или отказаться от медицинской помощи;
• иметь информацию о состоянии своего здоровья;
• право и возможность выбора где, в каком объеме, в какое время (удобное .
него) получить медицинскую помощь;
• право и возможность выбора дополнительных (сервисных) услуг;
• гарантии (строго определенные) по реализации своих прав;
• должен быть защищен (юридически, экономически, морально) от деятель)-
сти отдельных врачей, лечебного учреждения в целом, страховых медищ
с кнх орган иззци и.
4. Некоторые итоги реализации принципов медицинского страхования и дальнейшее развитие реформ
Проблемы становления российского федерализма, проявившиеся в конце XX в., не могли не сказаться на реформах здравоохранения. При отсутствии четко выработанной единой модели организации медицинского страхования, органы власти субъектов Федерации стали реализовывать те организационно-финансовые модели ОМС, которые не противоречили бы региональным условиям.
На начало 1997 г. выделены следующие организационно-финансовые модели обязательного медицинского страхования : • страховая модель ОМС;
' Лебедев Л.А. Маркепшговые основы управления, организации н финансирования национальной системы охраны здоровья. Автореферат дне... л-ра медицинских наукУОГМА. Оренбург. 19%.
ф смешанная модель ОМС;
• «фондовая модель» ОМС;
ф «условная» wiu «нулевая»модель ОМС.
Страховая модель наиболее соответствует Закону «О медицинском страховании...», имеет схему, при которой на страховом пространстве работают страховые медицинские организации.
Они получают финансовые средства от территориальных фондов ОМС на основе договорных отношений и непосредственно организуют свою работу с застрахованным населением, контролируя объем и качество оказываемой медицинской помощи it медицинскими учреждениями, входящими в ОМС, производя расчеты с ними.
Этой модели отдавали предпочтение 18 территориям, охватывая более 30% населения страны.
По смешанной модели ОМС работали 36 территорий России с численностью населения 66,9 млн. чел., что составляет 44,8%. Отличительная черта этой модели — в качестве страховщиков выступают как страховые медицинские организации, гак и филиалы территориальных фондов ОМС.
Приверженцами «фондовой» модели являлись 16 субъектов Федерации с числом жителей 22,4 млн. чел. или 14% населения страны. При данной модели ОМС на страховом поле отсутствуют страховые медицинские организации, а их функции выполняют территориальные фонды ОМС и их филиалы.
Оставшиеся 18 субъектов Федерации применяют так называемую «условную» или «нулевую» модель организации ОМС. Эта модель охватывала 11% населения. Условность страхования при этой модели определяется тем, что выполняется только функция сбора страховых взносов, которые передаются в органы управления здравоохранением.
Такая ситуация не столь важна для лечебных учреждений и жителей, не выезжающих за пределы своего региона. Но как только человек попадает на территорию, где реализуется иная модель ОМС, он начинает испытывать непреодолимые трудности при возникающей потребности в медицинской помощи. Между большинством субъектов Российской Федерации не существует совместимости механизмов оплаты медицинской помощи застрахованному, что влечет за собой бездействие страхового полиса и невозможность получить медицинскую помощь в полном объеме.
Поэтому и возникает проблема обеспечения государственных гарантий — возможность получения каждым жителем страны необходимой ему медицинской помощи вне зависимости от места проживания или временного пребывания. Государственное регулирование заключается в том, что государство должно не только определить гарантированный объем медицинской помощи, но и добиться его реализации для каждого, нуждающегося пациента, вне зависимости от места его нахождения в момент, когда возникает необходимость в медицинской помощи.
Медицинское страхование предусматривает схему оказания медицинской помощи не по территориальному принципу распределения пациентов, а по принципу «семейного врача)'. Только данная концепция организации оказания медицинской помощи позволяет реализовать право выбора пациентом врача и страховой медицинской организации.
Необходима подготовка специалистов семейной медицины, время для организации взаимодействия между семейным врачом и существующими лечебными уч-
реждениями. Основой такого взаимодействия могли бы стать договоры между хозяйствующими субъектами здравоохранения.
Договорные начала должны использоваться и при решении вопросов финансирования: любой медицинский хозяйствующий субъект должен заключать договоры о финансовом взаимодействии и с органами власти (бюджетное финансирование) и со страховыми медицинскими организациями (финансирование по программам ОМС и ДМС). Это позволит:
• обеспечить право выбора пациентом врача, тем самым создавать условия кон
куренции среди лечебных учреждений всех форм собственности;
• обеспечить право выбора пациентом и лечебным учреждением страховой ме
дицинской организации, создавая конкуренцию среди страховых медицинских
организаций;
• обеспечить государственное регулирование процесса реализации прав не толь
ко всех субъектов медицинского страхования, но и объектов и субъектов здра
воохранения.