Развитие инновационного подхода в формах управленческого контроля российских компаний
Чугумбаев Р.Р., к.э.н.
Кудрявцева В.А.
Сухарева В.Ю.
Аннотация
В статье раскрывается необходимость внедрения на российских предприятиях управленческих инноваций. Финансовые кризисы всегда сопровождаются и «кризисами управляемости», заключающимися в несоответствии сложившейся структуры управления масштабами и сложности хозяйственной деятельности
Ключевые слова
Управленческие инновации, управление, инновационный процесс, инновационно-технологическое развитие, контроль
Важным элементом инновационной системы России является совокупность управленческих инноваций [3], подлежащих внедрению в практику менеджмента предприятий. Понятие «управленческая инновация» определятся как разработка, создание, освоение и внедрение новых путей, способов, методов, управленческих технологий и организационных форм. Управленческие инновации на предприятиях могут быть представлены организацией новых отделов, подразделений и служб на всех уровнях предприятия, а также внедрением инновационных форм отдельных элементов системы управления бизнесом.
Стандарты современных систем менеджмента качества также направлены на постоянное совершенствование всех процессов, в т.ч. и управленческих, на разработку и внедрение инноваций [5]. Следует также отметить, что управленческие инновации необходимы не только для крупных организаций, но и для субъектов малого предпринимательства, о чем свидетельствует практика и направления исследований некоторых отечественных исследователей [1].
Реальность такова, что в большинстве случаев, проблемы, связанные с изменением системы управления, решаются в течение длительного срока, после своего возникновения и выявления. При внедрении в жизнь новых управленческих технологий, разработчики сталкиваются с сопротивлением, что естественно, но в несколько раз сильнее, чем при внедрении технологических нововведений. Т.о., для реализации таких инноваций необходимы существенные ресурсы, в т.ч. и финансовые. Возникает необходимость оценки эффективности реализации таких мер, в чем может помочь инструменты эталонного анализа [8]. Согласно данному подходу оценивается взаимосвязь реализации инновационных мероприятий и стоимости компании [8].
Подразделений, занимающихся научной разработкой управленческих инноваций, на российских предприятиях практически не существует, также как и рынка управленческих инноваций. Возможности информационного обмена в данной области для руководителей достаточно ограничены. Процесс реального распространения тех или иных управленческих инноваций, оценка их эффективности, причины отказа от них, на сегодняшний день, слабо изучены.
Ситуация затруднена также неблагоприятным климатом на многих предприятиях, недоверием друг к другу между руководителями и подчиненными, а в сложившихся условиях и глобальным кризисом. В таких условиях необходимо особое внимание уделять оценке среды функционирования и развития организации. Внедрять новые управленческие технологии необходимо, так как это часть развития, борьбы и преодоления сложных ситуаций, снижающих эффективность управления. Совершенствование системы менеджмента компании позволяет улучшать показатели ее долгосрочного развития [7]. Без принятия нововведений предприятие будет постепенно сдавать свои позиции и станет менее конкурентоспособным, и это, что особенно важно, увеличит его отставания от конкурентов-лидеров. А в условиях ориентации современных компаний на лидерство движение в сторону совершенства является особенно важной задачей [7]. Для решения данной задачи на практике, приходится прибегать к силовым методам внедрения, что резко сужает круг возможных инноваций, не создает условий для их самостоятельной генерации и осуществления.
Преодоление барьеров на пути внедрения ведут к переустройству системы управления предприятием, способствуют росту ключевых показателей бизнеса, достижению его стратегического успеха [4]. Для активизации практики внедрения управленческих инноваций следует развивать инструменты оценки эффективности инициатив, содержащих нововведения [6].
В современной России происходят кардинальные экономические реформы в условиях усугубляющегося системного кризиса. В связи с этим значительно повышаются роль и значение инновационных методов управления [2].
Подводя итог, следует сказать, что внедрение в механизм функционирования предприятий инновационных методов в области управления неизбежно, так как это важный этап развития бизнеса, и как следствие экономики в целом. В условиях мирового кризиса, руководители должны тщательно планировать свою долгосрочную стратегию, и включать в нее больше нововведений, ориентированных на совершенную систему управления предприятиями.
Список использованной литературы
1. Аллахвердиева Л.М., Султанова М.К. Управление персоналом в малом бизнесе: роль личности руководителя // Экономика и предпринимательство. 2015. № 8-1 (61-1). С. 1158-1162.
2. Литвиненко И.Л. Архитектура построения и оценка инновационного потенциала региона // Креативная экономика. 2015. Т. 9. № 7. С. 815-836.
3. Литвиненко И.Л. Инновационная система России: отечественная и зарубежная оценка // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. 2013. № 2 (14). С. 64-70.
4. Сорокина А.В. Экономический успех: стратегия и управление //Мир транспорта. 2010. Т. 8. № 2 (30). С. 76-81.
5. Сорокина А.В., Басыров М.А. Модельная самооценка премируемого качества // Мир транспорта. 2013. Т. 11. № 2 (46). С. 96-101.
6. Терешина Н.П., Сорокина А.В. Повышение эффективности управления развитием корпорации на основе формализации стратегических инициатив // Транспортное дело России. 2014. № 1. С. 78-80.
7. Чугумбаев Р.Р., Чугумбаева Н.Н. Историческая роль экономического анализа в развитии бизнеса современных компаний // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 48. С. 25-36.
8. Чугумбаев Р.Р. Эталонное управление на основе бизнес-модели совершенства // Учет.Анализ.Аудит. 2016. № 1. С. 58-64.
УДК 339.13.017