Понятие приватизации публичного имущества

Специфика приватизации проявляется в особенностях субъектного состава складывающихся здесь правоотношений, их объектов и содержания.

В качестве продавца (отчуждателя) приватизируемого имущества должен выступать публичный собственник. По ранее действовавшему закону продавцом приватизируемого имущества могло быть только соответствующее публично-правовое образование в лице комитета по управлению федеральным, иным государственным или муниципальным имуществом, который принимал решение о приватизации конкретного объекта, и фонда соответствующего имущества, который выступал в роли продавца в гражданско-правовой сделке по отчуждению (продаже) конкретного имущества.

В соответствии с п. 2 ст. 7 и ст. 10 Закона о приватизации в качестве продавца федерального имущества теперь будет выступать "специализированное учреждение, которому федеральным правительством предоставлены полномочия на организацию и осуществление такой продажи" и "назначенные им представители", а в качестве продавцов государственного или муниципального имущества - "юридические лица, которым в порядке, определенном органами государственной власти субъектов РФ, предоставлены полномочия на организацию и осуществление такой продажи" либо любые продавцы, "назначенные" органами местного самоуправления (ст. 11). Из этого следует, что в роли продавцов приватизируемого имущества могут выступать как органы публичной власти, так и подобранные ими юридические лица, в том числе коммерческие организации. Такое положение не соответствует существу отношений приватизации и порождает почву для новых злоупотреблений.

В роли покупателей (приобретателей) приватизируемого имущества согласно п. 1 ст. 9 Закона о приватизации могут выступать любые субъекты гражданского права, за исключением юридических лиц, в уставном капитале которых доля публичной собственности превышает 25%. Очевидно, однако, что в этой роли не могут также выступать другие публично-правовые образования, а также многие некоммерческие юридические лица. По ранее действовавшему закону круг покупателей приватизируемого имущества был более узким. В него входили лишь граждане (включая индивидуальных предпринимателей, в том числе фермеров (крестьян)); акционерные и другие хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия публично-правовых образований (а также общественных организаций и фондов) не превышала 25% (из их числа были прямо исключены производственные кооперативы); иностранные инвесторы (в число которых входят как физические, так и юридические лица, указанные в ст. 37 Закона об иностранных инвестициях).

В качестве объектов приватизации могут выступать:

1) предприятия и другие имущественные комплексы;

2) здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты;

3) земельные участки;

4) жилые помещения;

5) акции открытых акционерных обществ *(397).

Таким образом, речь идет главным образом об отчуждении находившегося в публичной собственности недвижимого имущества. Движимое имущество переходит из публичной в частную собственность в результате обычных сделок купли-продажи (например, поставки продукции государственных и муниципальных унитарных предприятий) или иных гражданско-правовых сделок по отчуждению, а не в порядке приватизации. Что касается приватизации принадлежащих публично-правовым образованиям акций, то отчуждение этих ценных бумаг свидетельствует о переходе корпоративных или обязательственных, но не вещных прав (тем более что и сами эти акции, как правило, существуют в бездокументарной форме, представляя собой объект не вещных, а обязательственных прав) и должно производиться в особом порядке, установленном для уступки удостоверенных таким способом прав. Приватизация осуществляется исключительно предусмотренными в законе способами (п. 5 ст. 29 Закона о приватизации). К их числу в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона о приватизации относятся:

при приватизации предприятий и других имущественных комплексов -

1) преобразование крупных государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества с последующей продажей их акций либо с сохранением за публичным собственником 100% их акций (т.е. создание "компаний одного лица");

2) продажа мелких имущественных комплексов или отдельных объектов недвижимости по конкурсу или на аукционе;

3) выкуп арендованного имущества;

4) внесение относящегося к публичной собственности имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ *(398);

при приватизации жилых помещений - их бесплатная передача в собственность проживающих в них граждан;

при приватизации земли - возмездная или безвозмездная передача в собственность граждан либо юридических лиц земельных участков установленного размера; при приватизации акций открытых акционерных обществ -

1) продажа на специализированных аукционах;

2) продажа этих акций или их определенной части работникам приватизируемых предприятий;

3) отчуждение владельцам особых государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения данных акций (типа именных "опционных свидетельств на покупку акций", являющихся производными ценными бумагами), в соответствии с правилами ст. 24 Закона о приватизации (последний из названных способов приватизации не был известен ранее действовавшему законодательству).

Таким образом, приватизацию можно определить как отчуждение (переход) недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности в частную собственность граждан или определенных юридических лиц в порядке, установленном специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам принадлежавших публично-правовым образованиям акций открытых акционерных обществ или удостоверенных ими прав.

Приватизацию следует отличать не только от иных (общегражданских) способов отчуждения находящегося в публичной собственности имущества, но и от более узкого понятия разгосударствления. Последнее обычно связывается с переходом имущества государственных (или муниципальных) предприятий в собственность созданных их трудовыми коллективами юридических лиц. По мнению многих экономистов и политиков, это ведет к образованию "коллективной", а не частной собственности (что является очевидным недоразумением, ибо единственным, частным собственником соответствующего имущества и в этом случае становится такое юридическое лицо, а не "трудовой коллектив" и не его отдельные члены). В таком понимании "разгосударствление" по существу является одним из вариантов приватизации.

Другой разновидностью приватизации является коммерциализация государственных и муниципальных предприятий. Под ней обычно понимается выделение из состава таких предприятий или их объединений имущества их структурных подразделений в качестве базы для образования новых юридических лиц - самостоятельных хозяйственных обществ, в том числе созданных работниками этих подразделений. Коммерциализация, т.е. создание коммерческих организаций - хозяйственных обществ на базе имущества торгов, трестов, комбинатов и иных считавшихся "государственными предприятиями" управленческих структур, наиболее широко использовалась в сфере торговли и бытового обслуживания еще до принятия специального законодательства о приватизации *(399). Она стала основной формой "малой приватизации", т.е. приватизации мелких и некоторых средних предприятий *(400).

Наши рекомендации