Тема: 8-9. Поведение фирм в условиях различных типов конкуренции

Четыре модели рынка.Изучение предпринимательского сектора позволяет видеть огромное количество вариантов производ­ства товаров: от единственного производителя, господствующего на рынке, до тысяч фирм, каждая из которых поставляет незначительную часть рыночной продукции. По степени монополизма существует четыре несхожие модели рынка:

– совершенная конкуренция (ск);

– чистая монополия (чм);

– монополистическая конкуренция (мк);

– олигополия (ол).

Характерные черты этих моделей представлены в таблице 1.

В условиях совершенной конкуренции существует большое число фирм, производящих стандартизованный товар (например, пшеницу, кукурузу). Новые фирмы могут легко войти в отрасль или покинуть ее. Рынок высокоорганизован (рынок с/х товаров, фондовые биржи, рынок иностранных валют). Конкурирующие фирмы производят стандартную продукцию и покупателю безразлично у кого покупать товар. Так как продукция стандартна, отсутствуютпричины неценовой конкуренции (на базе различий в качестве,

Таблица 1.

Характерная   Модели рынка  
черта СК МК ОЛ ЧМ
Число фирм Очень большое Много Несколько Одна
Тип товара Стандартизованный Дифференцированный Стандартизованный или дифференци-рованный Уникальный, без близких заменителей
Контроль над ценой Отсутствует Некоторый, но в узких рамках Ограниченный вза-имной зависимостью, значительный при тайном сговоре Значительный
Условия вступления в отрасль Очень легкие, препятствий нет Сравнительно легкие Наличие существенных препятствий Вступление блокировано
Неценовая конкуренция Отсутствует Упор на рекламу, торговые знаки, марки Очень типична, особенно при дифференциации товара Реклама, связи фирмы с общественны-ми организациями
Примеры Сельское хозяйство Розничная торго-вля, производство одежды, обуви Производство стали, автомобилей, с/х инвентаря, бытовых электро приборов Местные предприятия общественного пользования (эл. сеть, мосгаз)

благодаря рекламе, стимулированию сбыта). Из-за небольшой доли в рынке, отдельный производитель

не может повлиять на рыночную цену. Он вынужден соглашаться с ценой, диктуемой рынком, и приспосабливаться к ней. Чистая конкуренция на практике редка. Ее модель служит для оценки реальных рынков.

На другом полюсе по отношению к совершенной конкуренции находится чистая монополия. ЧМ – это модель рынка, где работает одна фирма, являющаяся единственным продавцом товара (например, местная электрическая компания). Вхождение других фирм в отрасль – заблокировано. Поскольку товар один, то нет дифференциации продукции.

Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов. Они производят дифференцированные товары (одежда, мебель, книги). Дифференциация является непременным, благоприятным условием для продажи и обновления продукции. Вхождение в отрасль довольно простое. Есть некоторое влияние на цены (например, через торговые марки).

Олигополия отличается небольшим числом продавцов. Решения об установлениицен и объемов производства являются взаимозависимыми. Каждая фирма зависит от конкурентов. Продукция может быть стандартизована (сталь, алюминий) или дифференцирована (автомобили, телевизоры, персональные компьютеры). Вступление в отрасль сложное дело. На рисунке 1 приведена зависимость типа модели рынка от числа производителей и потребителей.

Тема: 8-9. Поведение фирм в условиях различных типов конкуренции - student2.ru ЧМ ОЛ МК СК число фирм-производителей

Монопсония Олигопсония число потребителей

Рис.1.

Совершенная конкуренция

Кривая спроса отдельной конкурентной фирмы – горизонтальна, то есть совершенно эластична. Кривая спроса всей отрасли (рыночного спроса) – типичная нисходящая кривая, изображенная на рисунке 2.

Тема: 8-9. Поведение фирм в условиях различных типов конкуренции - student2.ru

Это обусловлено тем, что фирма совершенный конкурент не в состоянии влиять на рыночную цену, а так как доля самой фирмы мала, она может продавать по этой цене любое количество продукции. Цена единицы товара для покупателя является предельным и средним доходом для продавца. Кривая предельного дохода и спроса отдельной фирмы – совершенного конкурента совпадают.

Наши рекомендации