Простейшие непрерывные модели
Рис.2.7. Иерархия решений при выборе места размещения
Очевидно, что при выборе места размещения организации стараются быть ближе либо к потребителям, либо к заказчикам. Другой вариант – разместить предприятия в регионах, связанных с низкими производственными издержками, даже при удалении их от потребителей и заказчиков. Разумеется, в этом случае к логистике предъявляются более жесткие требования. Хотя цепь поставки становится сложнее, сама логистика должна работать более эффективно, чтобы более высокие логистические издержки не поглотили бы значительную часть экономии, полученной от дешевого производства.
Проблема здесь в том, что перемещение бизнеса на территории с низкими издержками часто приводит к более высоким суммарным затратам. Например, низкие ставки заработной платы может сопровождаться низкой производительностью: половинная заработная плата не окупит снижения производительности на три четверти. Для высокоавтоматизированных производств, где доля заработной платы в себестоимости составляют несколько процентов, не смысла удаляться от основных рынков. Быстрый рост затрат на транспортировку может сделать их более важными, чем операционные издержки (в Южной Африке варят хорошее пиво, но возить его в Европу никто не берется).
Затраты могут быть не главным фактором при выборе мест размещения. Вполне вероятно, что логистическая стратегия будет делать ставку на качество, гибкость, скорость реакции на спрос, надежность, уровень обслуживания и пр., а не на низкие затраты. Это означает, что для организации будет предпочтительнее размещать свои предприятия поблизости от рынков, имеющих надежных поставщиков, развитую инфраструктуру, высокую производительность, квалифицированную рабочую силу и гарантию качества продукции.
При выборе региона следует обращать внимание на следующие факторы:
1. Место расположения заказчика. Провайдеры услуг и промышленные продукты с высокой стоимостью доставки обычно располагаются ближе к заказчикам (парикмахерские, хлебопекарни).
2. Место расположения поставщиков и материалов. Производители стараются расположиться ближе к сырью. ТЭЦ – вблизи угольных шахт, целлюлозные заводы – у леса, производители замороженных морепродуктов – у рыбных портов.
3. Культура. Легче расширять бизнес на регион с похожим языком, культурой, законами и примерно такими же расходами. Из Бельгии легче выйти на Францию, чем на Корею.
4. Отношение органов власти. Многие органы власти предлагают разны стимулы для привлечения компаний, но практически всегда стремятся контролировать влияние иностранных бизнесс-структур на экономику собственных территорий. Обычно стараются поощрять высокотехнологичные компании, а не загрязняющие среду или ресурсопротребляющие.
5. Прямые затраты. Производители стараются расположиться в местах с низкой заработной платой, ценой материалов, накладных расходов и коммунальных услуг. При этом производительность желательна максимальная – что, естественно, требует компромисса: высокая производительность обычно требует высокие затраты.
6. Косвенные затраты. К ним относятся местные налоги, выплаты на социальное страхование, пенсионные и социальные выплаты.
7. Обменные курсы валют. Принципиально относятся к косвенным затратам, но гораздо менее прогнозируемы. Это делает бизнес за рубежом особенно рискованным.
8. Отношения общественности. В разных странах по разному относятся к общественному благосостоянию, по разному работают профсоюзы, работники различаются дисциплиной и отношением к труду.
9. Организация бизнеса. В ряде случаев организация внимательно отслеживает все новые операции из своей штаб-квартиры и предоставляет местным лицам небольшую степень автономии. Это ведет к негибкости, снижает адаптивность компаний и не позволяет получать персоналу квалификацию. Альтернатива состоит в передаче полномочий. В этом случае компания может быть международной (имея штаб-квартиру в своей стране и управляя оттуда крупными видами деятельности), мультинациональной (местные штаб-квартиры по всему миру, обеспечивающие независимость операций на территориях) или глобальной (весь мир как единый интегрированный рынок).
10. Операции. В Мак-Дональдсе по всему миру операции унифицированы. Контролировать их при таком подходе легче, о теряется выгода от использования местных приемов и знания особенностей. Другие компании стараются учесть местную среду и адаптироваться свои операции так, чтобы они были привычны для местных условий.
Подходы на основании непрерывных и реально доступных методов
Выбрав географический регион и страну, следует (последовательно соблюдая иерархический подход) провести детальный анализ территорий, городов, поселков, отдельных мест. Существует много способов принятия решений подобного рода. Единственным решением, которым НЕ следует пользоваться – личные предпочтения. Остальные способы можно свести в две большие группы:
1. Подход на основе бесконечного числа вариантов. Используются геометрические представления в предположении об отсутствии каких-либо ограничений на выбор места.
2. Подход на основе реально доступных вариантов. Предполагается, что есть небольшое количество реально возможных мест, и надо выбрать лучшее.
Часто эти подходы используются вместе: на основе непрерывных методов выбирается лучшая в принципе территория, а затем исследуются реально доступные на ней варианты.
Простейшие непрерывные модели
Имеется три возможных варианта выбора места расположения:
- вблизи заказчиков (высокое качество обслуживания, низкие затраты на перевозку к заказчикам, высокие затраты на перевозку от поставщиков);
- вблизи поставщиков (быстрое отправление материалов в цепь поставки, низкие затраты на выходящие транспортные потоки, высокие затраты на входящие потоки);
- промежуточный вариант (компромисс между качеством обслуживания и затратами).
Эти варианты показаны на рис.2.8. На рис.2.9. показаны затраты, связанные с перемещением от места размещения.
Рис.2.8. Альтернативы размещения
Рис.2.9. Затраты на перевозку от места размещения
Простейший способ отыскание лучшего компромиссного варианта – метод центра тяжести(center of gravity), когда предприятия представляются системой материальных точек i с координатами (Xi,Yi), вес Wiкаждой из которых определяется спросом от соответствующего i-того поставщика или поставкой от соответствующего заказчика. В этом случае координаты центра тяжести системы (X0,Y0) дают искомое расположение предприятия:
X0 = S Xi Wi/S Wi
Y0 = S yiWi/S Wi
Метод центра можно усовершенствовать, используя в качестве метрики реальные транспортные расстояния, а не геометрические. Если скорость доставки боле важна, можно заменять расстояния временами доставки из точки в точку, или использовать показатели затрат. Тонно-километры можно заменять на взвешенную скорость или иные функции стоимости. Наконец, можно использовать итеративные вычисления, позволяющие осуществлять динамичный способ лучшего места. Например, в качестве начального использовать центр тяжести системы, а затем итеративно улучшать его при помощи следующих формул:
Xn+1 = ( S Ci Xi Wi/di )/( S Ci Wi / di )
Yn+1 = ( S Ci yi Wi/ di )/ ( S Ci Wi / di )
Здесь координаты следующего итеративного положения предприятия (Xn+1,Yn+1) предприятия определяются с учетом координат поставщиков и потребителей (Xi,Yi), связанных с ними весовых функций перемещения Wi и стоимости перемещения единицы товара на единицу расстояния Сi.
Подход на основании непрерывных методов требует ограниченного объема исходных данных (места размещения, расстояния и затраты), однако и их требуется аппроксимировать, т.к. будущие заказчики часто неизвестны. Вполне вероятно так же, что вблизи вычисленного места нет подходящего варианта, или он дорог, или работы по развитию запрещены, или нет дорог, или нет персонала, или место находится в море или на вершине горы.
Чтобы обойти эти проблемы, можно воспользоваться альтернативным подходом: сначала определить доступные места, а затем среди них выбирать лучшее.
Подход на основе реально доступных вариантов
Модели калькуляции затрат
В этом случае выявляются реально доступные места, сопоставляются их характеристики и на основании этого выбирается лучшее. Один из самых очевидных вариантов – это вычисление общих затрат на ведение деятельности в каждом из мест.
На практике многие расходные статьи работы предприятия являются фиксированными, независящими от места расположения. Следовательно, можно привлекать к анализу лишь те из затрат, которые меняются от местоположения предприятия. Это прежде всего расходы на транспортировку и операционные издержки.
Общие переменные затраты = операционные издержки + затраты на входящий транспортный поток + затраты на исходящий транспортный поток
К сожалению, реальные затраты неизвестны до того, как предприятие не начнет действовать. Даже на уровне оценки трудно определить исходящий транспортный поток без знания будущих заказчиков и объема их спроса. А если имеется хороший прогноз спроса, со временем он устареет и затраты изменятся. Как следствие, все вычисления затрат полезны только для сопоставления, однако полученные результаты нельзя считать истинными затратами, которое будет нести предприятие после начала деятельности.
Считая, что данные используются лишь для сопоставления, можно максимально упростить вычисления. Операционные издержки в расположенных рядом местах можно считать фактически одинаковыми и исключить из рассмотрения. Установить точные затраты на доставку продукции заказчику трудно, и мы можем считать их пропорциональными расстоянию. На практике, конечно, они зависят не только от расстояния, но и от типа транспортного средства, частоты доставок, маршрута, способа комплектации заказов потребителей, организации работы водителей, типов заказа и пр. Тем не менее, исходя из использования данных только для сравнения, можно принимать это упрощение. Расстояние можно так же вычислять упрощенно:
Расстояние = разница координат Х + разница координат У
Весовой функцией пары точек может быть расстояние, умноженное на вес груза.
Наилучшее расположение отыскивается с учетом следующих соображений.
Если организация концентрирует свою деятельность в нескольких основных местах (логистические центры), то внутренний транспортный поток состоит обычно из крупных поступлений в небольшое количество адресов, что снижает соответствующие затраты. Однако при использовании небольшого числа элементов увеличивается среднее расстояние до заказчиков, и возрастают затраты на исходящий транспортный поток.
Если существует большое число элементов, расположенных на обширной территории (например, магазины розничной торговли), то входящий транспортный поток состоит из небольших поставок в большое число мест назначения, и затраты на эту составляющую высоки. Среднее расстояние до потребителей меньше, а следовательно выше качество обслуживание и ниже затраты на исходящий транспортный поток.
Операционные издержки зависят от величины предприятия: крупные предприятия обычно более эффективны и получают экономию от масштабов деятельности. С другой стороны, величина предприятия не всегда гарантирует экономию от масштабов, а затраты на управление предприятием, коммуникацию, координацию и пр. выше, как и вероятность потери эффективности.
Модели начисления баллов
Модели калькуляции затрат полезны, но обладают недостатками: это трудность получения данных о затратах (поскольку они зависят во многом от бухгалтерских приемов подсчета), изменения показателей во времени, неопределенность расположения заказчиков и объемы их спроса. Кроме того, некоторые факторы не могут быть представлены в виде показателей затрат.
Чтобы избежать этих трудностей, используют модель начисления баллов (scoring model). В первую очередь они позволяют учесть факторы, которые не могут быть представлены в числовом виде или оценены с точки зрения затрат: привлекательный стиль жизни в некотором месте дает дополнительные выгоды сотрудникам, снижает текучесть кадров, полезен при найме персонала – но не выражается в стоимостных показателях. Инфраструктура, профиль поставщиков, политические и налоговые особенности, условия ведения международного бизнеса так же относятся к этой категории.
Более полный список факторов включает:
На уровне региона и страны
- наличие работников, их квалификация и производительность;
- политика местных и национальных властей, акты, гранты, отношение;
- политическая стабильность;
- сильные стороны экономики и тенденции;
- климат и привлекательность мест;
- качество жизни: состояние здоровья, образование, общее благосостояние, культура и пр.
- расположение основных поставщиков и рынков;
- инфраструктура, особенно транспортные и коммуникационные элементы;
- культура и отношение людей.
На уровне города и территории
- численность населения и тенденции ее изменения;
- наличие доступных мест и проблемы их развития;
- число конкурентов, их мощь и место расположения;
- местные законодательные акты и ограничения на операции;
- отношение общественности;
- возможность получения услуг, в основном транспортных и коммуникационных.
На уровне конкретного места
- количество проходящего транспорта и его тип;
- легкость доступа и парковки;
- близость к общественному транспорту;
- соседствующие организации;
- общие затраты на освоение места;
- возможность расширения или изменения.
Непосредственно в числовом виде эти показатели не выразить, но перевести принятие решений в числовую форму можно за счет начисления баллов. Так, например, производится оценка характеристик отелей «по звездам».
В общем случае процедура начисления баллов состоит из пяти шагов.
Шаг 1. Решить, какие факторы имеют отношение к принятию данного решения.
Шаг 2. Присвоить каждому фактору максимальный балл, отражающий его значимость.
Шаг 3. Для каждого места расположения рассмотреть факторы и присвоить им значения от нуля до максимально возможного.
Шаг 4. Сложить баллы по каждому фактору для каждого места расположения и определить место с наивысшей суммой.
Шаг 5. Обсудить результаты и принять окончательное решение.
Очевидно, что при размещении промышленных предприятий и провайдеров услуг факторы разные. Именно поэтому в центрах городов нет фабрик, но много магазинов, а в промышленных регионах нет магазинов, но много фабрик.
Приоритетность факторов для производителей:
- наличие квалифицированного персонала;
- отношения с профсоюзами и населением;
- экология и качество жизни работников;
- близость к поставщикам;
- развитость инфраструктуры;
- политика власти в отношении конкретной отрасли.
Приоритетность факторов для сферы услуг:
- плотность населения;
- социально-экономический профиль населения;
- размещение конкурентов и оказываемые ими услуги;
- размещение других привлекательных мест (например, магазинов);
- удобство подхода и наличие общественного транспорта;
- легкость подъезда и парковки;
- открытость обзора места.