Внебюджетные источники финансирования. 1 страница
Существующие механизмы государственного финансирования вузов использует смешанную модель финансирования высшего профессионального образования, которая предполагает одновременное использование бюджетных и внебюджетных средств и которая справедливо рассматривается более эффективной, чем исключительно государственная, или исключительно частная
В условиях недостаточного бюджетного финансирования вопрос о разработке механизмов привлечения и использования внебюджетных средств приобретает особую злободневность, как для отдельных образовательных учреждений, так и для системы образования в целом.
Актуальность проблемы определяется не только и не столько тем, что вузы и другие учебные заведения не имеют потенциальных источников доходов, столько тем, что эффективность привлечения и использования внебюджетных средств подчас оказывается весьма низкой. Объясняется это нерешенностью многих проблем, касающихся «внебюджетной деятельности». В их числе:
· отсутствие методических рекомендаций по определению наиболее эффективных направлений «внебюджетной деятельности»; противоречивость, неоднозначность толкования регулирующих правовых актов;
· отсутствие развитой нормативной базы образовательных учреждений;
· отсутствие четких рекомендаций по ценообразованию на платные услуги, работы;
· отсутствие систематизации, обобщения опыта работы вузов по привлечению и использованию внебюджетных средств.
В результате накопленных проблем многие учебные заведения оказываются перед фактом серьезных финансовых и материальных потерь, что в свою очередь приводит к снижению деловой активности сотрудников.
Выход их создавшейся ситуации заключается в разработке методической и нормативной базы в системе образования, которая бы служила компасом для образовательных учреждений в безбрежном море правовых актов, нацеливала бы их на наиболее эффективное использование имеющегося потенциала, давала бы возможность последовательного отстаивания своих интересов. Решению этой задачи была посвящена работа группы экспертов со всей России, организованная Минобразования.
Рекомендации экспертов содержат ряд важных результатов, суть которых сводится к следующему.
1. Группой экспертов подготовлена классификация внебюджетных доходов. Цель ее создания - систематизация доходов по группам, имеющим особенности бухгалтерского и налогового учета, а также информирование вузов о возможных направлениях активности. В идеале созданная классификация должна послужить корневой системой, которая бы могла быть развита в «дерево потенциальных доходов» вуза на основе сбора и кропотливого обобщения опыта всех образовательных учреждений.
2. Ввиду чрезвычайного многообразия видов «внебюджетной деятельности» (даже по перечню подготовленному экспертами), особую значимость приобретает продвижение к решению вопроса о выборе наиболее эффективных направлений для ее развития с учетом специфики и потенциала вуза. В этом плане группой экспертов подготовлены следующие предложения: определены основные факторы, определяющие направление и эффективность «внебюджетной деятельности» вуза; предложена схема определения потенциала учебного заведения для развития того или иного вида деятельности, исходя из числовой оценки факторов и коэффициентов их влияния. Указанная схема дает возможность сделать выводы о принципиальной нерациональности или относительной предпочтительности тех или иных вариантов для вуза.
3. Экспертами перечислены основные принципы ценообразования при оказании платных услуг, выполнении работ, реализации продукции учебным заведением, а также даны примеры некоторых расчетов цен.
4. Группой даны рекомендации о порядке получения, распределения и использования внебюджетных средств с позиций бухгалтерского и налогового учета. Приведены необходимые требования к первичным финансовым документам, даны рекомендации по бухгалтерским проводкам для наиболее актуальных видов деятельности.
Согласно статье 180 Бюджетного кодекса - «Внебюджетное финансирование образовательного учреждения»:
1. Прибыль, полученная от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности образовательного учреждения, а также добровольные пожертвования и целевые взносы юридических и физических лиц, иные доходы, получение которых допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются источниками внебюджетного финансирования образовательного учреждения.
2. Внебюджетные доходы и приобретаемое за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение образовательного учреждения и учитываются отдельно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для уменьшения размера финансирования образовательного учреждения за счет средств соответствующего бюджета.
4. Платными могут быть только те образовательные услуги, которые не предусмотрены основными для данного учреждения программами, финансируемыми из бюджета.
5. Внебюджетное финансирование образования осуществляется через счета, которые образовательные учреждения вправе открывать в банковских и иных кредитных организациях.
Органы федерального казначейства Российской Федерации не вправе контролировать расходование образовательным учреждением его внебюджетных доходов. Принципиальное значение для системы образования в целом и отдельных конкретных образовательных учреждений имеет следующий вопрос, изложенный в БК РФ, о внебюджетных средствах бюджетных учреждений и сметах по этим средствам.
Прежде всего, следует отметить, что в новой редакции БК РФ в статье 41 «Виды доходов бюджетов» к неналоговым доходам бюджетов отнесены доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (п. 3). Далее, в пункте 5 данной статьи указано, что доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящий доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета с учетом положений пункта 3 той же статьи 41.
Анализируя положения Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон № 63-ФЗ), следует обратить особое внимание на текст статьи 5, изложенной в самом конце этого Федерального закона. В части 10 статьи 5 со ссылкой на статью 41 БК РФ «Виды доходов бюджетов» указано, что пункт 5 статьи 41 в части, касающейся доходов от сдачи в аренду государственного (муниципального) имущества, переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям образования, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средств безвозмездныхпоступлений и иной приносящей доход деятельности (в редакции Закона № 63-ФЗ) применяется со дня вступления в силу федерального закона. Новым законом предполагается определить особенности использования бюджетными учреждениями внебюджетных средств.
Далее, в части 11 статьи 5 Закона № 63-ФЗ говорится о том, что в период подготовки проекта нового федерального закона и до вступления его в силу следует руководствоваться следующими нормативными положениями действующего законодательства:
· доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление федеральным бюджетным учреждениям образования, отражаются на лицевых счетах указанных учреждений, открытых в органах Федерального казначейства, и направляются на содержание и развитие их материально – технической базы сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов федерального бюджета (п. 1);
· бюджетное учреждение на основании закона (решений) о бюджете вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные им средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства от иной приносящей доход деятельности на основании документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ (муниципальные правовые акты), а также положения устава бюджетного учреждения (п. 3);
· бюджетное учреждение с учетом положений пункта 3 осуществляет операции с указанными средствами в установленном финансовым органом порядке в соответствии со сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности, подлежащей представлению в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета бюджетного учреждения (п. 4);
· заключение и оплата бюджетным учреждением договоров, подлежащих исполнению за счет средств, указанных в пункте 3, производятся в соответствии со сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности (п. 5).
Изучая изменения, вносимые в БК РФ, следует особо подчеркнуть, что сейчас в Кодексе четко сформулированы ограничения самостоятельности бюджетных учреждений (включая образовательные учреждения).
Так, в статье 161 «Особенности правового положения бюджетных учреждений» определено, что бюджетное учреждение:
· осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой (п. 1);
· не имеет права получать кредиты и займы (п. 4);
· обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств (п. 5).
Субсидии и бюджетные кредиты бюджетным учреждениям не предоставляются (п. 4).
Кроме того, в этой статье указано, что при нарушении бюджетным учреждением установленного финансовым органом порядка учета бюджетных обязательств санкционирование оплаты денежных обязательств бюджетного учреждения приостанавливается в соответствии с порядком, определенным соответствующим финансовым органом (п. 2).
К тому же нарушение бюджетным учреждением требований статьи 161 при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску соответствующего главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств (п. 2).
Вывод: Механизм нормативно-подушевого государственного финансирования предполагает покрытие затрат на подготовку кадров в образовательных учреждениях за счет бюджетных средств и финансирование
дополнительных услуг за счет внебюджетных источников. В отличие от механизма сметного финансирования, бюджетные средства предоставляются вузу единой суммой в виде блок-грантов, самостоятельно распределяются и используются вузом.
Механизм контрактного государственного финансирования вузов предполагает заключение вузами долгосрочных контрактов (на срок 3-4 года) с уполномоченным органом государственной власти на подготовку кадров с высшим образованием. В рамках данной модели применяется механизм бюджетного финансирования, ориентированный на результативные показатели деятельности вузов и предполагающий использование нормативов подушевого бюджетного финансирования при определении объема ассигнований из бюджета.
Тема 11. Трудовые отношения в системе образования
Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений регулируется статьями 92 и 333 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ), пунктом 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями), постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений».
Особенности режима рабочего времени педагогических работников регулируются Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской от 27 марта 2006 № 69, зарегистрированного в Минюсте 26 июля 2006 г. регистрационный № 8110 (далее - Положение об особенностях режима рабочего времени).
Федеральным законодательством для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Слова «продолжительность рабочего времени не более 36 часов» - это не общеустановленная и обязательная для всех педагогических работников продолжительность рабочего времени, а всего лишь ее предельная норма, которая Правительством РФ может быть установлена педагогическому работнику, занимающему одну должность или получающему одну ставку заработной платы в зависимости от того, какую он занимает должность и каковы особенности труда по этой должности. Продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов педагогической работы в неделю, установлена педагогическим работникам, предусмотренным в пункте 1 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений».
Норма же часов за одну ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю, либо 720 часов в год – педагогическим работникам, предусмотренным пунктами 2 и 3 приложения к этому постановлению.
Так, 30-часовая продолжительность рабочего времени в неделю установлена:
· старшим воспитателям всех образовательных учреждений кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей, а 36-часовая - старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей;
· педагогам-психологам;
· методистам (старшим методистам) образовательных учреждений;
· социальным педагогам;
· педагогам-организаторам;
· мастерам производственного обучения;
· старшим вожатым;
· инструкторам по труду образовательных учреждений;
· преподавателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
· руководителям физического воспитания образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
· работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;
· инструкторам-методистам (старшим инструкторам-методистам) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля.
Следует также отметить, что оплата труда педагогических работников, для которых установлена продолжительность рабочего времени, осуществляется на основе должностных окладов, а педагогических работников, для которых установлены нормы часов за ставку – на основе ставок заработной платы.
Отличие в оплате труда на основе ставок заработной платы от оплаты в размере должностного оклада состоит в том, что в первом случае педагогическим работникам, осуществляющим, с их согласия, постоянно педагогическую работу сверх установленной нормы или меньше установленной нормы, оплата производится пропорционально установленному количеству часов учебной нагрузки (педагогической работы) в одинарном размере из расчета установленной ему ставки заработной платы, за исключением случаев, когда выполнение работы сверх установленной нормы осуществляется по инициативе работодателя и рассматривается как сверхурочная работа.
Например, в случае привлечения работодателем воспитателей дошкольных учреждений при неявке сменяющего работника или родителей к работе сверх установленного объема педагогической работы, то такая работа считается сверхурочной и компенсируется в порядке, предусмотренном статьей 152 Трудового кодекса РФ.
Если же работнику выплачивается должностной оклад за установленную продолжительность рабочего времени, то он пропорционально не изменяется, если работник иногда привлекается к работе сверх установленной продолжительности рабочего времени. Такая работа компенсируется либо как за сверхурочную работу, либо предоставлением дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день, продолжительность которого составляет не менее трех календарных дней.
Норма часов педагогической работы, установленная за одну ставку заработной платы для педагогических работников, предусмотренных в пункте 3 приложения к постановлению № 191, фактически соответствует норме их рабочего времени, в пределах которой ими выполняются свои должностные обязанности.
Например, воспитатели, норма часов за одну ставку заработной платы которых составляет 25, 30 или 36 ч в неделю в зависимости от особенностей труда в различных типах и видах образовательных учреждений, выполняют свои должностные обязанности в пределах этого количества времени.
Режим рабочего времени учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере в случаях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой.
Формой догрузки может являться педагогическая работа без дополнительной оплаты в группе продленного дня, кружковая работа, работа по замене отсутствующих учителей, проведение индивидуальных занятий на дому с обучающимися, организуемых в соответствии с медицинским заключением, выполнение частично или в полном объеме работы по классному руководству, проверке письменных работ, внеклассной работы по физическому воспитанию и другой педагогической работы, объем работы, которой регулируется образовательным учреждением.
Оплата труда педагогических работников.
С 1 января 2005 года единого порядка, размеров и условий оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы не установлено, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ, регулирование вопросов оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов РФ, муниципальных учреждений – органов местного самоуправления. На федеральном уровне предусмотрено регулирование вопросов оплаты труда только для работников федеральных государственных учреждений. В то же время в соответствии со статьей 153 Федерального закона № 122 ФЗ органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при установлении размеров и условий оплаты труда не вправе допускать снижение размеров и условий оплаты их труда, которые были предусмотрены по состоянию на 31 декабря 2004 года. В целях сохранения отраслевых особенностей, связанных с условиями оплаты труда работников и недопущения снижения размеров и условий оплаты труда, предусмотренных по состоянию на 31 декабря 2004 года, Минобрнауки России разработало модельную методику формирования системы оплаты труда и стимулирования работников образовательных учреждений.
Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК), системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, направленная в субъекты Российской Федерации письмом Минобрнауки России от 13 сентября 2006 г. N АФ-213/03 (далее - модельная методика), не относится к перечисленным документам и представляет собой не систему оплаты труда, а рекомендации по ее формированию, в том числе - по расчету и установлению размеров окладов работников.
Согласно статьям 57, 143, 144 ТК тарифная система выступает одной из возможных систем оплаты труда, и допустимо применение иной, нетарифной системы, не содержащей тарифных ставок, при условии соблюдения гарантий по оплате труда работников, в том числе в виде установления Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников.
Модельная методика исходит из того, что формирование фонда оплаты труда образовательного учреждения осуществляется на основе нормативного финансирования в соответствии с установленным субъектом Российской Федерации подушевым нормативом и количеством обучающихся, как это предписывает Закон Российской Федерации «Об образовании».
Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, устанавливающие системы оплаты труда, могут не содержать конкретные значения объемов выплат, а включать размеры ставок (окладов) на уровне установления механизмов их расчета.
Статья 333 ТК уполномочивает Правительство Российской Федерации регламентировать продолжительность рабочего времени, а не зарплаты. Отсутствие в модельной методике фиксированных размеров заработной платы не влечет за собой возможность превышения установленной продолжительности рабочего времени у педагогического работника и тем самым не противоречит статье 333 ТК.
Так как, согласно статье 135 ТК, заработная плата работнику устанавливается не органами власти, а трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, снижать органы власти ее не могут. Это потребовало бы заключения нового трудового договора между образовательным учреждением и работником с предоставлением последнему всех гарантий по оплате труда при изменении условий трудового договора в силу изменений условий труда.
Законодательно предусмотрены гарантии, обеспечивающие при введении новой системы оплаты труда не ухудшение положения работников по сравнению с предшествующей системой оплаты труда, действие которых не может быть отменено модельной методикой:
· Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
· в соответствии с ТК размеры тарифных ставок, базовых окладов, базовых ставок по профессиональным квалификационным группам не могут быть ниже минимального размера оплаты труда;
· согласно п. 2 статьи 153 федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда, предоставлявшихся по состоянию на 31 декабря 2004 г.;
· размеры и условия оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы, установленные законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, не могут быть снижены или ухудшены по сравнению с ТК, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статьям 129, 132 ТК размер заработной платы при любой системе оплаты труда меняется в зависимости от изменения квалификации работника, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Следовательно, любая система оплаты труда, устанавливаемая работодателем, должна гарантировать учет при определении размеров оплаты труда перечисленных показателей. При этом сложность труда может выражаться в различных категориях, в том числе учитывать количество учеников в классе. Модельная методика не препятствует возможности гарантировать учет этих показателей при определении размеров оплаты труда.
Разница между тарифной ставкой и окладом определена в статье 129 ТК и состоит в том, что тарифная ставка выплачивается за выполнение нормы труда за единицу времени, а оклад - за выполнение трудовых обязанностей за календарный месяц. В заключении ЦК Профсоюза работников народного образования отмечается, что оклад устанавливается в соответствии со штатным расписанием, однако определение оклада, содержащееся в статье 129 ТК, не содержит ссылки на штатное расписание. Установленная по тарификации зарплата учителя подпадает под понятие оклада, а не ставки. На практике эти понятия используются как синонимы.
ЦК Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации рассматривает в качестве одного из предметов регулирования Типового положения об общеобразовательном учреждении трудовые отношения работников и образовательных учреждений, однако предметом его регулирования являются статус, цели, задачи, виды общеобразовательных учреждений, особенности образовательного процесса, статус имущества, но не трудовые отношения.
В нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права, отсутствует понятие «ставка педагогической работы», употребляемое в заключении ЦК Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации.
Понятие «образовательная услуга», употребляемое в модельной методике, используется в Законе Российской Федерации «Об образовании» и иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Понятие «педагогическая услуга», употребляемое в заключении ЦК Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, в модельной методике не применяется.
Пункт 3.3 модельной методики отражает рекомендуемый принцип разделения заработной платы на условно постоянную (базовую, гарантированную) и условно переменную (стимулирующую) части. Базовая часть является гарантированной конкретному работнику в том смысле, что она фиксируется в трудовом договоре и выплачивается независимо от достигнутых результатов, являясь гарантированным минимумом заработной платы. При достижении высоких результатов заработная плата может быть увеличена за счет стимулирующих выплат.
Пункт 4.6 модельной методики не определяет иной порядок нормирования рабочего времени, чем порядок, установленный статьей 333 ТК и постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191.
Статьей 333 ТК Правительство Российской Федерации уполномочено определить норму часов педагогической работы за ставку заработной платы. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 оговаривает, что продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.
В статье 333 ТК для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. При этом речь идет об определении нормы часов педагогической, а не преподавательской работы. Разделение педагогической работы на аудиторную и неаудиторную нагрузку не противоречит этому пределу, нормам постановлений Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 и от 27 марта 2006 г. N 69 (об особенностях режима рабочего времени).
Согласно главе 22 ТК нормирование труда включает не только нормирование времени, но и нормы выработки, нормы численности и другие виды норм, которые устанавливаются работодателем или коллективным договором в соответствии с достигнутыми технологиями и применяемой организацией труда. Согласно определениям, закрепленным в статье 129 ТК, ставка и оклад устанавливаются за норму труда, а не за норму рабочего времени.
Обязанности работника регламентируются не установленной нормой рабочего времени, а рамками должностной инструкции и трудового договора. Режим дополнительной работы с соответствующей оплатой применяется тогда, когда выполняется работа, не предусмотренная трудовым договором.
В связи с тем, что постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 способствует начислению оклада по принципу «урочной сдельщины» без учета всех выполняемых учителем обязанностей и не способствует установлению зависимости заработной платы учителя от результативности и качества труда, межведомственной рабочей группой по приоритетному национальному проекту «Образование» при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (далее - МРГ) принято решение о необходимости совершенствования данного постановления Правительства Российской Федерации (протокол МРГ от 28 мая 2007 г. N 3). Кроме того, в ходе взаимодействия Минобрнауки России и Минздравсоцразвития России достигнуты договоренности по ключевым направлениям совершенствования системы оплаты труда в образовательных учреждениях, что зафиксировано в протоколе МРГ от 26 июня 2007 г. N 4.
Модельная методика не содержит рекомендаций о разделении предметов по уровню сложности. Предложение об учете уровня приоритетности предметов, содержащееся в модельной методике, соответствует:
· типологии образовательных учреждений (включающей гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов), установленной соответствующими типовыми положениями;