Туризм как социально-экономическая система
Туризм можно определить как большую открытую социально-экономическую систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих под влиянием внешних и внутренних факторов элементов, таких как: туристы, инфраструктура туризма, региональная среда, туристские организации и иные структурные образования и элементы, деятельность которых направлена на предоставление услуг туристам в соответствии с их потребностями и возможностями на основе действующих норм и правил.
Совокупность предприятий материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристских услуг, освоение и эксплуатацию туристских ресурсов, а также создание материально-технической базы туризма, получила название туристская индустрия.
В процесс предоставления туристских услуг вовлечены также государственные и общественные организационно-правовые структуры, регулирующие и координирующие развитие туризма в регионе, обеспечивающие условия (инфраструктуру, информацию, безопасность, свободу перемещения, доступность и сохранение туристских объектов, формирование туристского имиджа региона и т. д.) эффективного функционирования системы туризма. Указанные организации формируют туристскую политику и осуществляют на национальном, региональном и местном уровнях свою деятельность, направленную на удовлетворение разнообразных потребностей людей в различных видах отдыха и путешествий при рациональном использовании имеющихся туристских ресурсов и обеспечении высокого качества обслуживания туристов.
Таким образом, туризм является открытой системой, взаимодействующей и функционирующей в определенной среде, которая складывается под воздействием политических, экономических, социальных, технологических и природных (экологических) факторов.
Сферу туризма в целом можно рассматривать в двух аспектах:
· в узком смысле – это индустрия, непосредственно обслуживающая туристов;
· в широком смысле – как совокупность отраслей обслуживания и материального производства, ориентированных на рынок туризма.
В основе системы туризма лежат две субсистемы:
· субъект туризма, т. е. турист – потребитель туристских услуг со всем многообразием его потребностей и мотивов поведения;
· объект туризма, состоящий из трех элементов: туристского региона, туристских предприятий и туристских организаций.
Под субъектом туризма понимается турист, который ищет возможности удовлетворения своих потребностей путем получения специфических туристских услуг.
Туристский регион характеризуется как географическая территория, имеющая определенные границы и обладающая определенной привлекательностью для туристов. Т.е. туристский регион должен:
· иметь объекты туристского интереса (уникальные природные объекты (каньоны, скалы, водопады), национальные парки, моря, общенациональные и религиозные праздники, крупные зрелищные и спортивные мероприятия, музеи, ярмарки, казино, красивые города и т. д. Такие объекты привлекательности называют аттракторами.);
· предоставлять необходимые для удовлетворения потребностей туристов услуги (причем обязательно такого качества, которое клиент ожидает).
Туристские аттракторы как комплекс объектов, расположенных на определенной территории, обладающих различными свойствами, которые представляют интерес для туристов, формируют цели посещения объектов привлекательности.
Чем больше разнообразных аттракторов находится в туристской дестинации, тем больше туристов она притягивает к себе и тем интенсивнее развивается инфраструктура туризма в этом регионе. Поэтому перед органами, занимающимися планированием и управлением туризмом стоит первоочередная задача – находить и развивать аттракторы как ядро системы, обеспечивая устойчивость развития туризма в регионе.
Для туристов интерес представляет не сам объект – аттрактор, например, Средиземное море, а его определенные свойства, обладающие характеристиками, которые мы называем характеристиками туристских аттракторов.
Для того чтобы аттракторы сохраняли свою привлекательность, необходимо:
1. Поддерживать на надлежащем уровне их эксплуатационные характеристики.
2. Разрабатывать и внедрять новые методы демонстрации достопримечательностей.
3. Осуществлять поиск новых свойств используемых объектов.
4. Развивать аттракторы.
5. Улучшать доступность к объектам.
6. Разрабатывать программы по созданию новых центров туризма.
Туризм функционирует и развивается преимущественно за счет средств туристов, которых притягивают аттракторы. При этом важная роль принадлежит инфраструктуре обслуживания туристов.
Под инфраструктурой туризма в регионе понимается система, которая включает в себя как объекты, характерные только для обслуживания туристов, так и обеспечивающую и поддерживающую инфраструктуру региона.
Инфраструктура туризма имеет территориальную привязку, образуя так называемую туристскую дестинацию. Термин «дестинация» (в переводе с английского обозначает «местонахождение») был введен Лейпером в середине 80-х гг. и определялся как географическая территория, имеющая определенные границы со «всевозможными» удобствами, средствами обслуживания и услугами для обеспечения всевозможных нужд туристов.
Целиком завися от природы и характера туристского развития и территориальных аспектов, дестинация может быть региональной по масштабу, охватывая множество рекреационных территорий и городов, либо она может быть локальной. Для обозначения дестинации также часто используется термин "территория туристского развития". Например, дестинацией, или территорией туристского развития, является Анталия в Турции, включающая в себя семь деревень и три древних города. Примерами отечественных дестинаций могут служить территории Арабатской стрелки, охватывающие почти все побережье Азовского моря.
Вне зависимости от территориального размера дестинации ее ключевой характеристикой является то, что она представляет собой комплексное пространство, включающее в себя достаточное количество средств размещения и туристских достопримечательностей, туристскую инфраструктуру, а также туристскую общественность, способную обеспечить необходимую занятость населения в сфере туризма и необходимые транспортные связи внутри дестинации.
Принципы формирования, устойчивого функционирования и развития туристских дестинаций:
1. Принцип комплексного ландшафтного строительства и компактного размещения туристских предприятий.
2. Принцип функциональной интеграции.
3. Принцип дополнительности.
4. Принцип комплексирования коммуникаций и вариантности использования объектов.
5. Принцип информатизации
6. Принцип экологичности инфраструктуры туризма.
7. Принцип опережения или предупреждения.
Туризм является составной частью региональной социально-экономической системы. Развиваясь, туризм оказывает прямое и косвенное воздействие на экономику региона. При прямом влиянии расходы туристов непосредственно формируют доходы предприятий сферы туризма, а при косвенном – прямое воздействие туризма генерирует рост спроса в сопряженных отраслях.
Прямое воздействие туризма в основном проявляется на национальном уровне через госбюджет, платежный баланс и характеризуется такими показателями, как доля туристских расходов и доля налоговых поступлений от туризма в ВВП. На региональном уровне больше заметен косвенный эффект который, как правило, оценивается посредством мультипликатора.