Изучение рынка потребительских товаров.
Реализация торговой отраслью ее миссии напрямую зависит принимаемых на разных уровнях решений, а они в свою очередь, от степени их соответствия реальной ситуации в сфере потребительского рынка. Информационное обеспечение отрасли теснейшим образом связано с изучением рынка потребительских товаров.
Исследование потребительского рынка тем нужнее, чем глубже процесс демократизации управления производством и реализацией товаров и услуг, экономикой в целом; активнее вовлечены в его механизм товарно-денежные отношения и экономические методы, чем выше уровень благосостояния людей, насыщенность товарных рынков и динамичнее требования потребителей к ассортименту и качеству покупаемых товаров народного потребления и производственно-технического назначения. Это обязательное условие не только повышения эффективности управления экономикой каждого территориального подразделения (края, области, города, района и т. д.), но и создания условий и путей оптимизации хозяйственного комплекса в целом.
Концептуальная сущность и функциональное содержание изучения рынка в отечественной литературе раскрыты недостаточно. Между тем, это имеет первостепенную важность для ее организации, определения целей, задач и тенденций развития.
Изучение рынка - это комплекс научно-исследовательской и прикладной хозяйственной деятельности по целенаправленному анализу, оценке и прогнозированию динамики и качественных изменений спроса и товарного предложения в их взаимосвязи между собой и с факторами, определяющими их формирование, развитие и соотношение.
Изучение рынка осуществляется в целях более эффективной организации производства и реализации товаров и услуг в интересах населения, предупреждения диспропорций между спросом и предложением и целенаправленного воздействия на рыночные явления и процессы с учетом решаемых задач.
Изучение рынка должно быть организовано как целостная система, способствующая достижению триединой цели. Это, во-первых, обеспечение комплексности в том смысле, что наблюдениями и анализом должны быть охвачены не отдельные его элементы или сегменты, а рынок как единое целое: т.е. конъюнктуре рынка как обобщающее отражение рыночной
ситуации и проблем развития товарного рынка в определенный временной период.
Во-вторых, тесная интеграция изучения рынке с управленческой деятельностью. Вне этого условия изучение рынка теряет смысл, а управленческая деятельность в текущем и плановом периодах не может дать по настоящему высоких результатов. В рыночной экономике товаропроизводители, выходя на рынок, оказываются в значительной мере а обстоятельствах неопределенности а отношении реакции потребителей, т.е. действуют в условиях коммерческого риска. При постановке дела изучение рынка уменьшает эту неопределенность, снижает коммерческий риск.
В-третьих, сочетание интересов общегосударственной экономической и социальной политики с интересами отраслей, территорий и производственных комплексов. Это означает необходимость увязки результатов микро- и макроанализа рынка, для чего надо изучать отдельные товарные рынки в рамках наблюдений за региональными (территориальными). Потребительский рынок страны находит свою реализацию посредством эффективного функционирования и развития региональных рынков.
Объективной предпосылкой создания региональных рынков является территориальное разделение труда между регионами. Место каждого региона в рыночном пространстве - объемом товарных ресурсов и для межрегионального и межгосударственного товарообмена. При этом: региональный товарный рынок определяется географическими границами: национальный (федеральный) - территорией России; региональный - республикой, областью, крае и др.; местный (локальный) - территорией нескольких административных районов, города, района горда, отдельного населенного пункта и другими территориями, на которых экономически целесообразно продавать и приобретать определенный вид товара.
Основной задачей исследования товарного рынка является изучение соотношения, складывающегося между спросом и предложением, поскольку нормальный процесс общественного воспроизводства с объективной необходимостью требует пропорционального (сбалансированного) развития спроса и предложения. Это соответствие должно обеспечиваться как по стоимости, так и по натурально-вещественной форме, как во времени так и э пространстве. Как существенная, прочная, устойчиво повторяющаяся связь сбалансированность между спросом и предложением является экономическим законом товарного производства - законом спроса и предложения.
Если спрос обозначить Д, а предложение S, то идеальная ситуация, предполагающая сбалансированность (равновесие) спроса и предложения имеет место, если:
Дt = St (t = t0 …, T)
Для каждого периода Т и каждого года t. для всех основных товарных групп и товаров:
Дjt = Sjt ( j = 1, 2 …, n)
Теоретически желательная ситуация может быть описана следующим образом:
Дt ≤ St (t = t0 …, T),
Дjt ≤ Sjt ( j = 1, 2 …, n)
St - Дt = Rt ,
Sjt - Дjt = R jt
где, Rt и R jt – нормальный запас, обеспечивающий возможность потребителю выбрать товар.
Конкретные задачи изучения рынка, пе-иашому-мнению, определяются исходя из тех проблем, которые решаются всей системой экономических и организационных мероприятий по его регулированию. Круг этих задач вытекает именно из необходимости обеспечить условия для оптимизации рынка и сбалансирования спроса и предложения. Они определяют всю проблематику изучения рынка и сводятся к следующему;
а) исследование товарного предложения и спроса с количественной и качественной стороны и выявление перспектив их развития во времени и пространстве;
б) определение меры воздействия различных факторов на товарное предложение и спрос;
в) анализ соотношения между спросом и предложением и оценка влияния его сдвигов на производство и реализацию товаров в конкретных условиях хозяйственного развития на каждый данный момент;
г) установление для данного конкретного периода уровня и соотношения цен и их влияние на соотношение спроса и предложения;
д) выявление актуальных вопросов экономики и организации производства и торговли, позволяющих улучшить состояние рынка;
е) разработка аналитических средств для решения названных проблем (методического аппарата изучения рынка).
Изучение рынка можно определить как комплекс деятельности, включающей в себя сбор, систематизацию, анализ, использование информации о развитии рынка и его элементов для научных и практических целей.
При действующей системе управления экономикой проблемы рынка должны решаться на различных уровнях. С этой точки зрения следует выделить два направления исследования рынка, которые связаны и органически дополняют друг друга, но все же имеют существенные различия. Речь идет о макро- и микроанализе рынка.
Макроанализ - это изучение рынков отдельных товаров в масштабе общегосударственного или территориального хозяйственных комплексов . Цель макроанализа состоит в определении емкости рынка товаров конкретного вида в связи с изменениями глобальных экономических показателей (производство товаров, доходы населения, сдвиги в личных потребностях и т.д.). На основе макроанализа выдвигаются рекомендации о товарных ресурсах, необходимых для сбалансирования предложения и спроса, о возможных объемах продажи данного товара. При этом полученные выводы могут служить для определения основных рычагов регулирования соотношения спроса и предложения на данном рынке а предстоящем периоде.
Микроанализ состоит в изучении отдельных рынков на уровне среднего ила низового звена управления экономикой. Цель микроанализа - получить информацию о состоянии и перспективах развития отдельного структурно-пространственного элемента товарного рынка.
В рамках этих двух основных аспектов изучения рынка может осуществляться с различными целями, при этом различным должен быть и охват исследуемых вопросов и глубина их разработки, в связи с этим различают комплексное и оперативное изучение рынка.
Комплексное изучение рынка направлено на выявление длительных тенденций, устойчивых, повторяющихся процессов и явлений и базируется на информации за достаточно продолжительный период времени. По сути - это исследование закономерностей развития данного рынка.
Оперативное изучение рынка состоит в систематическом наблюдении за конъюнктурой рынков, а также в единовременных исследованиях конъюнктуры отдельного рынка. Цель оперативного изучения рынка - получить информацию о текущем состоянии рынка в ближайших (квартал, полгода-год) перспективах его развития для нужд оперативного управления производством и обращением товаров в рамках региона или же для регулирования товарного рынка.
Как и всякое экономическое исследование, изучение рынка осуществляется с помощью специфических приемов, т.е. своеобразными методами. Выбор методов исследования рынка зависит от свойств и закономерностей изучаемого процесса. Поскольку купля-продажа товаров отражает весь комплекс социально-экономических отношений, поэтому изучение рынка целесообразно осуществлять по принципу органического сочетания экономико-статистического и социологического анализа явлений и процессов, связанных с предложением товаров и спросом на них.
Экономико-статистический анализ рынка - это специфический прием исследования рыночных процессов и элементов, т.е. метод изучения рынка, применяемый для выявления присущих ему закономерностей развития и характеризующих их внешних, конкретных явлений и процессов.
Задача экономико-статистического анализа рынка заключается в установлении условий формирования и развития спроса и предложения. При этом количественная оценка - это лишь средство определить темпы и направления развития рыночных элементов и соотношений.
Экономико-статистический анализ рынка в конечном итоге сводится к процессу экономического моделирования рыночных явлений с целью выявить конкретные особенности, определить перспективы развития и регулирования данного рынка.
Построить модель рынка - значит описать это явление в обобщенной форме, причем таким образом, чтобы модель, с одной стороны, воспроизводила его функции, а с другой - отражала внутреннюю структуру явления.
Модель рынка - это отображение его реального существования в виде некоторой упрощенной, отдельной и более или менее наглядной системы показателей, отражающей те многочисленные признаки, которые свойственны важнейшим элементам рынка.
В зависимости от задачи исследования, возможно, выделить следующие модели рынка: описательные, модели развития, иммитационные.
Все три модели рынка важны для осуществления конкретных действий по оптимизации рынка, при этом каждая обеспечивает определенный качественный уровень управленческой деятельности.
Поскольку разработка прогнозных, а тем более иммитационных моделей требует значительных затрат труда и времени, в соответствии с договором, мы сосредоточим свое внимание на модели первого типа. По нашему мнению, разработка описательной модели - важнейший, наиболее ответственный этап анализа рынка.
Описательная модель представляет собой итог экономического анализа и количественной оценки, присущих данному рынку тенденций и причинно-следственных связей, она по сути характеризует конъюнктуру товарного рынка. Госкомстат РФ рекомендует для описания потребительского рынка систему показателей представленную на рис.7.
Рис.7. Рекомендуемая система показателей для оценки конъюнктуры товарного рынка
Экономическая сущность приведенных показателей, методика их расчета и математическое выражение подробно рассматривается в курсе «Статистика рынка», «Экономика предприятий торговли» и других разде-
лов данного учебного пособия. Наряду с вышеприведенной методикой существуют несколько других, предлагаемых разными авторами и включающих большое разнообразие показателей.
Сравнение показателей динамики цен и объема продажи позволяет осуществить градацию оценки состояния рынка. В мировой практике приняты следующие: крепкий, сильный рынок (высокая деловая активность, рост цен и объема купли-продажи); вялый, слабый рынок (малая активность заключения сделок, цены снижаются, незначительный объем купли-продажи); устойчивый рынок (достаточная активность, уровень цен практически стабилен при значительном объеме купли-продажи); неустойчивый или неуверенный рынок (достаточная активность, беспорядочная колеблемость цен и неопределенная тенденция объемов купли-продажи); ленивый рынок (практическое отсутствие сделок). Имеется ряд промежуточных и уточняющих оценок состояния рынка.
Основными методологическими проблемами, которые следует решить в ходе экономико-статистического анализа рынка и построения его описательной модели являются:
- выбор периода времени для анализа;
- определение круга показателей, необходимых для всестороннего анализа развития данного рынка и определение его особенностей;
- способ числового выражения этих показателей;
- подбор наиболее эффективных методов анализа показателей, характеризующих развитие данного во времени и пространстве.
Ситуация на любом рынке потребительских товаров находится под воздействием множества факторов. При этом общие факторы влияют на конъюнктуру любого товарного рынка, а специфические воздействуют на ситуацию в сфере купли-продажи определенного товара.
Внутренние факторы обусловлены рыночными процессами, происходящими на данном рынке, а внешние являются следствием макроэкономических процессов. Наиболее существенные факторы, формирующие конъюнктуру потребительского рынка представлены на рис.8.
Исследование рынка потребительских товаров, его конъюнктуры товаров, формирующих его элементы и развитие объективно необходимы для торговли, действующей в сфере рынка и организующей его.
Контрольные вопросы.
1. Что такое информационные ресурсы, каковы их функции и задачи?
2. Каковы типы и виды отраслевой информации?
3. Какие источники поступления информации являются основными для управления отраслью?
4. Что входит в отраслевую информационную систему?
5. Как можно охарактеризовать качество информационной системы отрасли?
6. Какое значение для управления отраслью имеет изучение рынка?
7. Какие группы показателей характеризуют конъюнктуру товарного рынка?
8. В чем практическое значение исследования факторов, формирующих рыночную конъюнктуру?
ГЛАВА 7