Изучение рынка потребительских товаров.

Реализация торговой отраслью ее миссии напрямую зависит принимаемых на разных уровнях решений, а они в свою очередь, от степени их соответствия реальной ситуации в сфере потребительского рынка. Информационное обеспечение отрасли теснейшим образом связано с изучением рынка потребительских товаров.

Исследование потребительского рынка тем нужнее, чем глубже про­цесс демократизации управления производством и реализацией товаров и услуг, экономикой в целом; активнее вовлечены в его механизм товарно-денежные отношения и экономические методы, чем выше уровень благо­состояния людей, насыщенность товарных рынков и динамичнее требова­ния потребителей к ассортименту и качеству покупаемых товаров народ­ного потребления и производственно-технического назначения. Это обяза­тельное условие не только повышения эффективности управления эко­номикой каждого территориального подразделения (края, области, города, района и т. д.), но и создания условий и путей оптимизации хозяйственно­го комплекса в целом.

Концептуальная сущность и функциональное содержание изучения рынка в отечественной литературе раскрыты недостаточно. Между тем, это имеет первостепенную важность для ее организации, определения це­лей, задач и тенденций развития.

Изучение рынка - это комплекс научно-исследовательской и при­кладной хозяйственной деятельности по целенаправленному анализу, оценке и прогнозированию динамики и качественных изменений спроса и товарного предложения в их взаимосвязи между собой и с факторами, оп­ределяющими их формирование, развитие и соотношение.

Изучение рынка осуществляется в целях более эффективной орга­низации производства и реализации товаров и услуг в интересах насе­ления, предупреждения диспропорций между спросом и предложением и целенаправленного воздействия на рыночные явления и процессы с учетом решаемых задач.

Изучение рынка должно быть организовано как целостная система, способствующая достижению триединой цели. Это, во-первых, обеспече­ние комплексности в том смысле, что наблюдениями и анализом должны быть охвачены не отдельные его элементы или сегменты, а рынок как еди­ное целое: т.е. конъюнктуре рынка как обобщающее отражение рыночной

ситуации и проблем развития товарного рынка в определенный временной период.

Во-вторых, тесная интеграция изучения рынке с управленческой деятельностью. Вне этого условия изучение рынка теряет смысл, а управ­ленческая деятельность в текущем и плановом периодах не может дать по настоящему высоких результатов. В рыночной экономике товаропроизво­дители, выходя на рынок, оказываются в значительной мере а обстоятель­ствах неопределенности а отношении реакции потребителей, т.е. действу­ют в условиях коммерческого риска. При постановке дела изучение рынка уменьшает эту неопределенность, снижает коммерческий риск.

В-третьих, сочетание интересов общегосударственной экономи­ческой и социальной политики с интересами отраслей, территорий и про­изводственных комплексов. Это означает необходимость увязки ре­зультатов микро- и макроанализа рынка, для чего надо изучать отдельные товарные рынки в рамках наблюдений за региональными (территориаль­ными). Потребительский рынок страны находит свою реализацию посред­ством эффективного функционирования и развития региональных рынков.

Объективной предпосылкой создания региональных рынков является территориальное разделение труда между регионами. Место каждого ре­гиона в рыночном пространстве - объемом товарных ресурсов и для меж­регионального и межгосударственного товарообмена. При этом: регио­нальный товарный рынок определяется географическими границами: на­циональный (федеральный) - территорией России; региональный - рес­публикой, областью, крае и др.; местный (локальный) - территорией не­скольких административных районов, города, района горда, отдельного населенного пункта и другими территориями, на которых экономически целесообразно продавать и приобретать определенный вид товара.

Основной задачей исследования товарного рынка является изуче­ние соотношения, складывающегося между спросом и предложением, пос­кольку нормальный процесс общественного воспроизводства с объектив­ной необходимостью требует пропорционального (сбалансированного) развития спроса и предложения. Это соответствие должно обеспечиваться как по стоимости, так и по натурально-вещественной форме, как во време­ни так и э пространстве. Как существенная, прочная, устойчиво повто­ряющаяся связь сбалансированность между спросом и предложением яв­ляется экономическим законом товарного производства - законом спроса и предложения.

Если спрос обозначить Д, а предложение S, то идеальная ситуация, предполагающая сбалансированность (равновесие) спроса и предложения имеет место, если:

Дt = St (t = t0 …, T)

Для каждого периода Т и каждого года t. для всех основных товар­ных групп и товаров:

Дjt = Sjt ( j = 1, 2 …, n)

Теоретически желательная ситуация может быть описана следующим образом:

Дt ≤ St (t = t0 …, T),

Дjt ≤ Sjt ( j = 1, 2 …, n)

St - Дt = Rt ,

Sjt - Дjt = R jt

где, Rt и R jt – нормальный запас, обеспечивающий возможность потребителю выбрать товар.

Конкретные задачи изучения рынка, пе-иашому-мнению, определя­ются исходя из тех проблем, которые решаются всей системой экономиче­ских и организационных мероприятий по его регулированию. Круг этих задач вытекает именно из необходимости обеспечить условия для опти­мизации рынка и сбалансирования спроса и предложения. Они определяют всю проблематику изучения рынка и сводятся к следующему;

а) исследование товарного предложения и спроса с количественной и качественной стороны и выявление перспектив их развития во времени и пространстве;

б) определение меры воздействия различных факторов на товарное предложение и спрос;

в) анализ соотношения между спросом и предложением и оценка влияния его сдвигов на производство и реализацию товаров в конкретных условиях хозяйственного развития на каждый данный момент;

г) установление для данного конкретного периода уровня и соот­ношения цен и их влияние на соотношение спроса и предложения;

д) выявление актуальных вопросов экономики и организации про­изводства и торговли, позволяющих улучшить состояние рынка;

е) разработка аналитических средств для решения названных проб­лем (методического аппарата изучения рынка).

Изучение рынка можно определить как комплекс деятельности, включающей в себя сбор, систематизацию, анализ, использование инфор­мации о развитии рынка и его элементов для научных и практических це­лей.

При действующей системе управления экономикой проблемы рынка должны решаться на различных уровнях. С этой точки зрения следует вы­делить два направления исследования рынка, которые связаны и ор­ганически дополняют друг друга, но все же имеют существенные разли­чия. Речь идет о макро- и микроанализе рынка.

Макроанализ - это изучение рынков отдельных товаров в масштабе общегосударственного или территориального хозяйственных комплексов . Цель макроанализа состоит в определении емкости рынка товаров кон­кретного вида в связи с изменениями глобальных экономических пока­зателей (производство товаров, доходы населения, сдвиги в личных по­требностях и т.д.). На основе макроанализа выдвигаются рекомендации о товарных ресурсах, необходимых для сбалансирования предложения и спроса, о возможных объемах продажи данного товара. При этом полу­ченные выводы могут служить для определения основных рычагов регу­лирования соотношения спроса и предложения на данном рынке а предсто­ящем периоде.

Микроанализ состоит в изучении отдельных рынков на уровне сред­него ила низового звена управления экономикой. Цель микроанализа - получить информацию о состоянии и перспективах развития отдельного структурно-пространственного элемента товарного рынка.

В рамках этих двух основных аспектов изучения рынка может осуществляться с различными целями, при этом различным должен быть и охват исследуемых вопросов и глубина их разработки, в связи с этим раз­личают комплексное и оперативное изучение рынка.

Комплексное изучение рынка направлено на выявление длительных тенденций, устойчивых, повторяющихся процессов и явлений и базируется на информации за достаточно продолжительный период времени. По сути - это исследование закономерностей развития данного рынка.

Оперативное изучение рынка состоит в систематическом наблюде­нии за конъюнктурой рынков, а также в единовременных исследованиях конъюнктуры отдельного рынка. Цель оперативного изучения рынка - по­лучить информацию о текущем состоянии рынка в ближайших (квартал, полгода-год) перспективах его развития для нужд оперативного управ­ления производством и обращением товаров в рамках региона или же для регулирования товарного рынка.

Как и всякое экономическое исследование, изучение рынка осущест­вляется с помощью специфических приемов, т.е. своеобразными методами. Выбор методов исследования рынка зависит от свойств и закономерностей изучаемого процесса. Поскольку купля-продажа товаров отражает весь комплекс социально-экономических отношений, поэтому изучение рынка целесообразно осуществлять по принципу органического сочетания эконо­мико-статистического и социологического анализа явлений и процессов, связанных с предложением товаров и спросом на них.

Экономико-статистический анализ рынка - это специфический при­ем исследования рыночных процессов и элементов, т.е. метод изучения рынка, применяемый для выявления присущих ему закономерностей раз­вития и характеризующих их внешних, конкретных явлений и процессов.

Задача экономико-статистического анализа рынка заключается в установлении условий формирования и развития спроса и предложения. При этом количественная оценка - это лишь средство определить темпы и направления развития рыночных элементов и соотношений.

Экономико-статистический анализ рынка в конечном итоге сводится к процессу экономического моделирования рыночных явлений с целью выявить конкретные особенности, определить перспективы развития и ре­гулирования данного рынка.

Построить модель рынка - значит описать это явление в обобщенной форме, причем таким образом, чтобы модель, с одной стороны, воспроиз­водила его функции, а с другой - отражала внутреннюю структуру явле­ния.

Модель рынка - это отображение его реального существования в ви­де некоторой упрощенной, отдельной и более или менее наглядной сис­темы показателей, отражающей те многочисленные признаки, которые свойственны важнейшим элементам рынка.

В зависимости от задачи исследования, возможно, выделить сле­дующие модели рынка: описательные, модели развития, иммитационные.

Все три модели рынка важны для осуществления конкретных дейст­вий по оптимизации рынка, при этом каждая обеспечивает определенный качественный уровень управленческой деятельности.

Поскольку разработка прогнозных, а тем более иммитационных мо­делей требует значительных затрат труда и времени, в соответствии с до­говором, мы сосредоточим свое внимание на модели первого типа. По на­шему мнению, разработка описательной модели - важнейший, наиболее ответственный этап анализа рынка.

Описательная модель представляет собой итог экономического ана­лиза и количественной оценки, присущих данному рынку тенденций и причинно-следственных связей, она по сути характеризует конъюнктуру товарного рынка. Госкомстат РФ рекомендует для описания потребитель­ского рынка систему показателей представленную на рис.7.

Рис.7. Рекомендуемая система показателей для оценки конъюнктуры товарного рынка

Экономическая сущность приведенных показателей, методика их расчета и математическое выражение подробно рассматривается в курсе «Статистика рынка», «Экономика предприятий торговли» и других разде-

лов данного учебного пособия. Наряду с вышеприведенной методикой су­ществуют несколько других, предлагаемых разными авторами и вклю­чающих большое разнообразие показателей.

Сравнение показателей динамики цен и объема продажи позволяет осуществить градацию оценки состояния рынка. В мировой практике при­няты следующие: крепкий, сильный рынок (высокая деловая активность, рост цен и объема купли-продажи); вялый, слабый рынок (малая актив­ность заключения сделок, цены снижаются, незначительный объем купли-продажи); устойчивый рынок (достаточная активность, уровень цен прак­тически стабилен при значительном объеме купли-продажи); неустойчи­вый или неуверенный рынок (достаточная активность, беспорядочная ко­леблемость цен и неопределенная тенденция объемов купли-продажи); ле­нивый рынок (практическое отсутствие сделок). Имеется ряд промежуточ­ных и уточняющих оценок состояния рынка.

Основными методологическими проблемами, которые следует ре­шить в ходе экономико-статистического анализа рынка и построения его описательной модели являются:

- выбор периода времени для анализа;

- определение круга показателей, необходимых для всестороннего анализа развития данного рынка и определение его особенностей;

- способ числового выражения этих показателей;

- подбор наиболее эффективных методов анализа показателей, харак­теризующих развитие данного во времени и пространстве.

Ситуация на любом рынке потребительских товаров находится под воздействием множества факторов. При этом общие факторы влияют на конъюнктуру любого товарного рынка, а специфические воздействуют на ситуацию в сфере купли-продажи определенного товара.

Внутренние факторы обусловлены рыночными процессами, проис­ходящими на данном рынке, а внешние являются следствием макроэконо­мических процессов. Наиболее существенные факторы, формирующие конъюнктуру потребительского рынка представлены на рис.8.

Исследование рынка потребительских товаров, его конъюнктуры то­варов, формирующих его элементы и развитие объективно необходимы для торговли, действующей в сфере рынка и организующей его.

Контрольные вопросы.

1. Что такое информационные ресурсы, каковы их функции и задачи?

2. Каковы типы и виды отраслевой информации?

3. Какие источники поступления информации являются основными для управления отраслью?

4. Что входит в отраслевую информационную систему?

5. Как можно охарактеризовать качество информационной системы отрасли?

6. Какое значение для управления отраслью имеет изучение рынка?

7. Какие группы показателей характеризуют конъюнктуру товарного рынка?

8. В чем практическое значение исследования факторов, формирующих рыночную конъюнктуру?

ГЛАВА 7

Наши рекомендации