Условия первоначального накопления капитала в россии
В России процесс первоначального накопления капитала начался лишь в XVII в. и продолжался, по некоторым оценкам, вплоть до 70-х гг. XIX вв. Он характеризовался рядом особенностей, обусловленных своеобразным социально-экономическим развитием страны.
Особенности первоначального накопления капитала в России:
1. Господство феодальной собственности на землю.
2. Большая роль внутренней торговли, государственных премий и субсидий.
3. Неравномерность и незавершенность процесса.
4. Сохранение крепостного права.
5. Одновременное появление мануфактур.
Процесс первоначального капитала в России был связан с деятельностью прежде всего купечества на внутреннем и внешнем рынках. Источники купеческих прибылей были весьма разнообразны: спекуляция и кредитное дело; неэквивалентный обмен (купцы широко использовали колебания цен во времени и в пространстве); ростовщические операции; казенные поставки и винные откупа.
Важную роль сыграли и колониальные источники получения прибыли, подкрепленные правами торговой и промышленной монополии и протекционизма. Можно сослаться в этом отношении на пример монополии Персидской компании на поставку шелка в Россию, установленной в конце 50-х гг. XVIII в. Уже в 1760 г. в Москве наблюдалось повышение цен на шелк-сырец, т. к. компания временно прекратила его доставку, а другим купцам было запрещено участвовать в столь прибыльном деле.
Особое значение для развития первоначального накопления капитала в стране имело зарождение крестьянской буржуазии.
Факторы, способствующие развитию крестьянской буржуазии в России:
· существование относительно свободных государственных крестьян, сыгравших роль, подобную английским фригольдерам;
· сохранение и расширение оброков и их коммутация;
· расширение кустарных промыслов крестьян в городах;
· отсутствие в городах полностью монополизированного производства и торговли;
· широкие масштабы земледельческой колонизации;
· общие сдвиги в экономике России XVII-XVIII вв. (формирование всероссийского рынка, развитие транзитной торговли, появление мануфактур и т.д.).
Наличие этих факторов сказалось и на формировании рынка рабочей силы.
Отличным от западной модели было и участие государства в рассматриваемом процессе. Так, система государственных долгов, ставшая одним из источников первоначального накопления капитала в Голландии и Англии, в России заняла более скромное место. Определялось это тем, что русский абсолютизм ориентировался больше на прямые налоги и откупа, а сама экономика продолжала носить натуральный характер. Вместе с тем более значимой оказалась земельная политика государства, широко использовавшего аграрные резервы страны, неведомые Западной Европе. Поощрительные мероприятия абсолютизма, связанные с раздачей земель и дарового труда крепостных, ускорили мобилизацию капитала и рабочей силы на политической основе.
52. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЛИТИКИ «ВОЕННОГО КОММУНИЗМА»
"Военный коммунизм"– внутренняя политика Советского государства в условиях гражданской войны, направленная на преодоление экономического кризиса и опирающаяся на теоретические представления о возможности непосредственного введения коммунизма.
Основные черты политики "военного коммунизма":
· национализация всей крупной и средней промышленности и большей части мелких предприятий;
· продовольственная диктатура;
· продразверстка;
· прямой продуктообмен между городом и деревней;
· карточная система распределения продуктов;
· натурализация хозяйственных отношений;
· всеобщая трудовая повинность;
· уравнительность в оплате труда;
· военно-приказная система руководства всей жизнью общества.
В основе системы управления, созданной при "военном коммунизме", лежал ресурсно-распределительный принцип. Это выражалось в господстве в хозяйственном руководстве ведомств и учреждений, которые занимались распределением того или иного материального ресурса, соответственно Наркомата продовольствия, Комиссии использования, Главного топливного комитета и Главного комитета по проведению трудовой повинности. Следствием такой политики стало доминирование отраслевого принципа управления. Созданный в декабре 1917 г. для регулирования экономической жизни страны в целом ВСНХ постепенно превратился в Наркомат промышленности. Решение всех экономических вопросов, непосредственно не относящихся к промышленности, в том числе оперативных, сосредоточивалось в Совнаркоме, Политбюро ЦК РКП (б), хозяйственных наркоматах (продовольствия, труда, финансов).