Динамика численности населения
ПРЕДИСЛОВИЕ
Включение курса «Демография» в учебный план подготовки студентов-социологов на факультете социологии обусловлено необходимостью углубления и расширения базовых социально-экономических и гуманитарных знаний и умений студентов. На современном этапе, когда региональные демографические процессы и характеристики диктуют жесткие условия политике, экономике и бизнесу, заставляя их приспосабливаться к новым реалиям, выпускники должны владеть основами демографической грамотности.
Проблемы демографического развития и его влияние на общественный прогресс в последние десятилетия приобрели все большее значение. Актуальность демографических проблем обусловлено несколькими причинами. Во-первых, развитием демографической революции и связанным с ней «демографическим взрывом», характерным для развивающихся государств. Если в 1995-2000 гг. среднегодовые темпы прироста народонаселения мира составили 1,3%, то ежегодный прирост населения развивающихся стран к концу ХХ в. составил 1,6%. Такие темпы роста населения опережают темпы развития экономики большинства развивающихся стран и вызывают снижение и без того низкого жизненного уровня. С другой стороны, эволюции демографических процессов и структур в развитых странах мира присущи противоположные тенденции - замедление темпов роста населения. За 1995-2000 гг. ежегодный прирост населения составил 0,4%. В этих странах снижается рождаемость, повышается смертность, растет средняя продолжительность жизни, происходят негативные сдвиги в возрастной структуре населения, нарастают процессы депопуляции. Последнее характерно и для населения России, численность которого за 2000-2006 гг. ежегодно сокращается на 0,4%. Неслучайно, что демографическая проблема признана одной из глобальных проблем существования современной цивилизации.
Во-вторых, демографическая политика является составной частью социально-экономической политики государств. Это приводит к необходимости изучения и осмысления социально-экономических последствий протекания современных демографических процессов, определения путей дальнейшего демографического развития. В связи с этим в настоящее время «демографический аспект» исследования многих насущных проблем современности приобретает особую актуальность. Важное место в таких исследованиях занимает демография, занимающаяся познанием закономерностей воспроизводства населения в их общественно-исторической обусловленности.
Разработки занятий построены по единому плану: вначале даются вопросы теоретического характера, нацеливающие студентов на основательную и систематическую подготовку к занятиям, затем предлагаются задания по теме. Умения и навыки студентов, формируемые на практических занятиях, включают:
- обработку статистических данных;
- работу по графической интерпретации информации;
- расчетные задачи;
- работу по сопоставлению статистических показателей и отбору среди них необходимых, наиболее ярко характеризующих специфику демографических или иных процессов и явлений;
- работу с научной, учебно-методической литературой и материалами периодической печати.
Статистические таблицы, представленные в пособии, составлены на основе официальных публикаций Росстата, статистического комитета при ООН, комитета государственной статистики по Свердловской области.
Занятие 1
ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Вопросы для подготовки и собеседования:
1. Показатели абсолютной численности населения, их виды и методика расчета. Основные компоненты изменения численности населения.
2. Динамика численности населения мира. Периоды удвоения численности населения.
3. Динамика численности населения России и факторы, ее определяющие.
Задания для работы в аудитории:
1. По данным табл. 1 изучите динамику численности населения Земли и рассчитайте периоды удвоения численности населения мира за известный отрезок демографической истории. Объясните полученные результаты.
Таблица 1