Предмет, методы исследования с-х рынков и задачи дисциплины

1. Предмет и задачи дисциплины с-х рынки. Связь с другими дисциплинами

2. Методы анализа с-х рынков. Информация для анализа. Методы получения и обработки маркетинговой информации

3. Развитие теории формирования и исследований рынка в трудах российских и зарубежных ученых

(1)

Современные товаропроизводители функционируют в условиях товарно- денежных отношений, Их деятельность связана с рынком и риском, т.е. вероятностью получения прибыли или убытка. Знания требований рынка, рыночных законов, особенностей формирования и развития рынков с-х продукции – необходимое условие функционирования любого товаропроизводителя на с-х рынках и получение прибыли.

Убыток – наказание за использование неэффективных методов производства или недостаточных знания законов и требований с-х рынка.

Предмет дисциплины – изучение научно – теоретических основ и закономерностей формирования и развития с-х рынков с целью выработки стратегии и тактики поведения субъектов рынка для достижения поставленных ими целей, а так же обоснование аграрной политики государства в сфере аграрной экономики и регулирования с-х рынков.

Цели дисциплины: дать знания студентам

· О закономерностях формирования с-х рынков и рыночных отношений

· О стратегии и тактики поведения с-х товаропроизводителей на различных типах с-х рынков

· Об особенностях ценообразования на с-х продукцию

· О методах государственного регулирования с- х рынков и рыночных отношений в России и за рубежом

· О роли общественного разделения труда, кооперации и агропромышленной интеграции формирование и развитие с-х рынков и рыночных отношений

Научить студентов:

ü Анализировать и давать оценку развития отдельных видов с-х рынков

ü Прогнозировать развитие с-х рынков при изменении на них различных факторов и обосновывать управленческие решения

ü Стратегии и тактике функционирования на рынках факторов производства рынков с-х сырья и рынков готовой для потребления продукции (потребительских рынков)

В процессе изучения дисциплины необходимо решать следующие задачи:

§ Рассмотреть теоретические основы формирования и функционирования с-х рынков

§ Рассмотреть теоретические основы формирования и развития рынков факторов производства и их современное состояние

§ Рассмотреть инфраструктуру с-х рынков

§ Рассмотреть методы ценообразования факторы и особенности ценообразования на с-х рынках

§ Рассмотреть гос. Регулирование с-х рынков в России и за рубежом

§ Рассмотреть особенности формирования отдельных отраслевых(видовых) рынков и их современное состояние

§ Рассмотреть проблемы развития рынка аграрной продукции и рыночных отношений в том числе при вступлении России в ВТО

§ Рассмотреть роль и значение в развитии рынка с-х кооперации и агропромышленной интеграции

В результате изучения дисциплины студент должен уметь:

1. Провести маркетинговое исследование рынка с целью оценки реакции покупателей и предприятия на изменение рыночных факторов ( цены, спроса, конкуренции, предложения и др.)

2. Собрать необходимую информацию первичную или вторичную для анализа рынка

3. Уметь классифицировать рынки и уметь определять на каком виде рынка функционирует предприятие

4. Уметь применять различные методы ценообразования в зависимости от типа рынка

5. Оценить влияние изменения цены на денежную выручку при различной эластичности спроса

6. Оценить эластичность спроса

7. Определить наиболее эффективные каналы сбыта с-х продукции и прогнозировать сбыт

8. Уметь обосновать объем предложения и производства продукции для достижения безубыточности сбыта

9. Уметь применять методы анализа и методики расссчета показателей для оценки развития рынка на основе вторичной информации

10. Спрогнозировать цену на с-х продукцию на конкретном типе рынка и объем продаж

Студент должен владеть:

§ Специальной терминологией и современными аналитическими инструментами данной дисциплины

§ Методами анализа рынка и методов ценообразования

§ Навыками самостоятельного овладения новыми знаниями по дисциплине

§ Законодательной нормативной и методической базой

Дисциплина с-х рынки тесно связана с другими дисциплинами: микроэкономика, макроэкономика, экономика с-х, экономика АПК, цены и ценообразование, методика экономических исследований, рынок ценных бумаг, экономическая оценка инвестиций, анализ рисков, маркетинг, математика, статистика, психология, социология, соц. Экономика и управление.

(2)

При аналице и исследовании с-х ранков используется разнообразные методы экономических исследований:

§ Статистико – экономечский

§ Монографический

§ Абстрактно – логический

§ Балансовый

§ Экономико - математический

§ расчетно –конструктивный

§ Экспериментальный

Сюда же можно отнести комплексный системный подход который является методологической основой исследований, экономический анализ спроса.

Одним из важных методов исследований является маркетинговое исследование рынка- важный и крупный раздел теории аграрного рынка. Однако маркетинговое исследование не решает всех задач по изучению рынка. Оно ограничивается вопросами сбыта и продвижения продукции на рынок, поведением субъектов рынка, вопросами ценообразования, разработкой методики сбора и обработки информации, а исследование рынка в целом предполагает наряду с этим и рассмотрение так же с-х рынков, как систему рынков аграрной продукции, рынков факторов производства, институциональной организации, гос. регулирования, системы отношений субъектов рынка.

Изучение любого рынка начинается прежде всего со сбора и анализа необходимой информации об основных его элементах: предложение продукции, цене, спросе, конкурентах и видов конкуренции. Данные о рынке необходимы любому товаропроизводителю иначе он не сможет выдержать конкуренцию и будет вынужден уйти с рынка.

Что бы составить прогноз на будущее надо дать оценку (количественную) прошлого, для этого нужна информация.

Информация – исторические данные, представленные в формализованном виде и подлежащие в соответствующей интерпретацией их пользователей.

Информация представляет интерес для 3 категорий пользователей:

· Менеджера предприятия, его финансово – экономической службы

· Для пользователей находящихся вне предприятия, имеющих в нем непосредственную финансовую заинтересованность (кредиторы, акционеры, деловые партнеры, инвесторы)

· Для пользователей находящихся вне предприятия и имеющих косвенную заинтересованность в такой информации (налоговые органы,биржы, профсоюзы, общественные организации)

По способу получения информацию подразделяют на вторичную и первичную. Вторичная информация базируется на уже имеющейся информацией ранее собранной для каких – то целей (годовые отчеты, статистические сборники). Исследование основанное на вторичной информации называются кабинетными.

Различают внешние и внутренние источники для вторичных исследований. В качестве внутренних источников информации могут быть такие как характеристика товарооборота объем сбыта объем распродаж импорт экспорт рекламации, данные о затратах по продукту, рекламе, продвижению, сбыту, коммуникациям, прочие данные (о производительности установок оборудования, прайс – листы на сырье и материал, характеристика системы складирования продукции карты потребителей и др.)

Внешние источники:

ü Публикации национальных и международных официальных организаций

ü Публикации гос. Органов, министерств, муниципальных комитетов и организаций

ü Публик. Торгово – промышленных палат и объединений

ü Ежегодники статистической информации

ü Отчеты и издения отраслевых фирм и совместных предприятий

ü Книги, сообщения в журналах и газетах

ü Публ. Учебных, научно – исследовательских, проектных институтов и общественно – научных организаций, симпозиумов, конференций

Достоинства вторичных исследований:

1. затраты на проведение кабинетных исследований меньше, чем на проведение таких же исследований с помощью полевых исследований.

2. Большей частью вполне достаточно только вторичной информации и поэтому первичные исследования становятся ненужными

В тех случаях если вторичные исследования не дает нужного результата проводят первичное или полевое исследование. Основными методами получнения первичных данных являются:

ü Опрос

ü Наблюдение

ü Эксперимент

ü Панель

Опросы могут быть одноразовыми или повторяющимися ( панель – вид непрерывной выборки).Позволяет зафиксировать изменение наблюдаемых величин и характеристик. Важнейшими формами панелей является панель потребителей и панель предпринимателей. Панельный опрос используют при изучении мнений потребителей определенной группы за какой – либо промежуток времени когда определяются их потребности привычки вкусы и рекламации.

В отличии от наблюдений и экспериментов опросы позволяют исследовать относительно широкую область проблем относящихся к маркетингу.

Цели опроса определяют стратегию и интерпретацию полученной информации.

Последнее время в связи с информатизацией маркетинговой деятельности стали применятся интерактивные методы моделирования маркетинговой информации. Полевые исследования могут сочетаться и с кабинетными исследованиями. Полевое исследование может быть полным или сплошным, если им охвачена вся группа интересующих исследователя респондентов, и частичным, если им охвачен определенный % респондентов. Сплошные исследования отличаются точностью и высокими затратами ресурсов и времени.

Сбор и обработка данных осуществляется методами, которые теория маркетинга заимствовала из математики, статистики, психологии, социологии и социальной экономики. Ф. Потлер в 1974 году описал развитие новых методов применяемых в маркетинговых исследованиям.

Наши рекомендации