ОПИСАНИЕ МЕСТА учебного предмета 2 страница

Класс

№ урока Наименование раздела и тем Характеристика видов деятельности учащихся Часы учебного време ни  
 
1.1 1. Родная страна. .     Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнять; различать государственные символы России, отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран; исполнять гимн Российской Федерации; анализировать информацию учебника о федеральном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; приводить примеры народов России; различать национальные языки и государственный язык России; обсуждать, почему народы России называются братскими; работать со взрослыми: извлекать из различных источников сведения о гербе своего региона и города, национальном составе населения региона, гербах других государств, представленных в рабочей тетради и сборнике текстов; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  
2.1 2. Город и село. Проект «Родной город (село)».   Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять; сравниватьс помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село; работать в паре: находить изображения города и села, осуществлять контрольи коррекцию; рассказыватьо своём городе (селе) по плану; работать в паре: сравнивать городской и сельский дома; описывать интерьер городской квартиры и сельского дома; оценивать преимущества и недостатки городских и сельских жилищ; рассказыватьо своём доме по плану; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оцениватьсвои достижения на уроке.  
3.1 3. Природа и рукотворный мир. Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять; различать объекты природы и предметы рукотворного мира; работать в паре: классифицироватьобъекты окружающего мира, осуществлять контрольи коррекцию; приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира, заполнять таблицу в рабочей тетради; работать в группе: обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру, отбирать из списка необходимые слова для характеристики отношения к миру, рассказывать о своём отношении к окружающему; обсуждатьназвание книги «Великан на поляне» и предисловие к ней; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  
4.1 4. Образовательное путешествие по разделу «Где мы живём». Оценка достижений. Проверка знаний и умений. Формиро­вание адекватной оценки своих дости­жений Выполнятьтестовые задания учебника; оценивать свои достижения и достижения других учащихся.  
5.1 5. Неживая и живая природа. Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнять; классифицировать объекты природы по существенным признакам; различать объекты живой и неживой природы; осуществлять контроль и коррекцию; приводить примеры объектов живой и неживой природы; заполнять таблицу в рабочих тетрадях; работать в паре: анализироватьсущественные признаки живых существ, обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку; устанавливать связи между живой и неживой природой; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  
6.1 6. Явления природы. . Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять; работать в паре: различатьобъекты и явления природы,рассказыватьоб изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях; приводить примеры явлений живой и неживой природы, сезонных явлений; анализировать иллюстрации учебника, определять сезон по характерным природным явлениям; рассказывать (по своим наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  
7.1 7 .Что такое погода. . Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять; наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса; характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; приводить примеры погодных явлений (дождь, гроза, метель и др.); работать в паре: составлять планрассказа о погодных явлениях и рассказывать по этому плану; сопоставлять научные и народные предсказания погоды; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; работать со взрослыми: вести наблюденияза погодой, фиксировать результаты в «Научном дневнике»; использовать для фиксации наблюдений метеорологические знаки; составлять сборник народных примет своего народа (своего региона) о погоде, используя дополнительную литературу и интервьюируя взрослых членов семьи.  
8.1 8. В гости к осени (экскурсия). Понимать учебные задачи экскурсии и стремиться их выполнять; наблюдать изменения в живой и неживой природе, устанавливать взаимозависимость между ними; определятьприродные объекты с помощью атласа-определителя «От земли до неба» (например, какому растению принадлежат опавшие листья, какие цветы цветут осенью, 1каких птиц ещё можно наблюдать в природе); оценивать результаты своих достижений на экскурсии.  
9.1 9. В гости к осени (урок).   Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять; работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе, выступать с сообщениями по изученному материалу; рассказыватьоб осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений); сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе; дополнять сведения учебника и экскурсии своими наблюдениями над осенним трудом человека; работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, подготовить фоторассказ или серию рисунков на тему «красота осени»; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  
10.1 10. Звездное небо. Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять; находить на рисунке знакомые созвездия; сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием созвездий; моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; знакомиться по учебнику с зодиакальными созвездиями, осуществлять само­проверку; работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо, находить на нём изучен­ные созвездия; пользоваться для поиска созвездий на небе атласом-определите­лем; находить информацию о зодиакальных созвездиях в дополнительной лите­ратуре, Интернете; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать свои достижения на уроке.  
11.1 11. Заглянем в кладовые земли. Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять; различать горные породы и минералы; работать в паре: с помощью атласа-определителя приводить примеры гор­ных пород и минералов, готовить краткие сообщения о них; читать и обсуждать отрывок из книги А.Е. Ферсмана («Моя коллекция»); формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать свои достижения на уроке  
12.1 13.2   12/13. Про воздух и про воду. Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека; работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загряз­нения воздуха и воды; описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека; наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности; работать со взрослыми: находить информацию об охране воздуха и воды в родном крае; наблюдать небо, водные пейзажи, описать свои впечатления; готовить фоторассказы о красоте неба и воды; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать свои достижения на уроке  
14.1 14. Какие бывают растения. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; устанавливать по схеме различия между группами растений; работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку; приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; определять растения с помощью атласа-определителя; оценивать эстетическое воздействие растений на человека; работать со взрослыми: наблюдать и готовить рассказ (фоторассказ) о кра­соте растений; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать свои достижения на уроке  
15.1 15. Какие бывают животные. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки; работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщениями; сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зе­лёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его об­раза жизни; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать свои достижения на уроке  
16.1 16. Контрольная работа№1 ( за 1 четверть). Невидимые нити. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; устанавливать взаимосвязи в природе: между неживой и живой природой, растениями и животными, различными животными; работать в паре: моделировать изучаемые взаимосвязи; выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; читать и обсуждать стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете», делать вывод о необходимости бережного отношения к природе и сохранения природ­ных связей; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать свои достижения на уроке  
17.1 1. Дикорастущие и культурные растения Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и кор­рекцию; работать в группе: приводить примеры дикорастущих и культурных расте­ний; классифицировать культурные растения по определённым признакам; находить новую информацию в текстах о растениях, обсуждать материалы книги «Великан на поляне»; сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культур­ном растении (по своему выбору); формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать свои достижения на уроке.  
18.1 2. Дикие и домашние животные. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сравнивать и различать диких и домашних животных, обозначать соответству­ющие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию: работать в группе: приводить примеры диких и домашних животных, мо­делировать значение домашних животных для человека, рассказывать о значе­нии домашних животных и уходе за ними; находить в тексте нужную информацию, обсуждать материалы книги «Зе­лёные страницы»; сочинять и рассказывать сказочную историю о диком или домашнем жи­вотном (по своему выбору); формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать свои достижения на уроке.  
19.1 3. Комнатные растения. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку; работать в паре: определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса, находить в атласе-определителе информацию о них; оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоро­вья человека; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать свои достижения на уроке.  
20.1 4. Животные живого уголка. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними; работать в паре: определять животных живого уголка с помощью атласа определителя и учебника; использовать информацию из атласа-определителя для подготовки сообщения; рассказывать о своем отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  
21.1 5. Про кошек и собак. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласом-определителем; приводить примеры пород собак с помощью атласа-определителя; обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благопри­ятной психологической атмосферы в доме, объяснять необходимость ответствен­ного отношения к домашнему питомцу; работать в группе: использовать тексты учебника как образец для выпол­нения заданий (составлять словесный портрет своего питомца, извлекать из дополнительной литературы нужную информацию, составлять общий план рас­сказа о домашнем питомце); формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения  
22.1 6. Красная книга. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране; работать в группе: читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; состав­лять общий план рассказа о редком растении и животном; рассказывать о ред­ких растениях и животных по составленному плану; работать со взрослыми: узнать, какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу; подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору); формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.  
23.1 7. Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту» Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре: по схеме в учебнике анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них; знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками, до­говариваться о соблюдении этих правил; предлагать аналогичные правила, рисовать условные знаки к ним; читать и обсуждать рассказ Ю. Аракчеева «Сидел в траве кузнечик»; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать свои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: распределять обязанности по выполнению проекта; извлекать информацию из различных источников; готовить рисунки и фотографии (слайды мультимедийной презентации); составлять собственную Красную книгу; презентовать Красную книгу с использованием подготовленных наглядных материалов; оценивать свои достижения в выполнении проекта.  
24.1 8. Образовательное путешествие по разделу «Природа». Оценка достижений. Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; оценивать бережное или потребительское отношение к природе; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.  
25.1 9. Что такое экономика. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану; работать в паре: анализировать взаимосвязи отраслей экономики при про­изводстве определённых продуктов; моделировать взаимосвязи отраслей эконо­мики самостоятельно предложенным способом; извлекать из различных источ­ников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего го­рода (села) и готовить сообщения; читать предложенный текст, находить в нём ответы на поставленные вопро­сы, формулировать собственные вопросы к тексту, оценивать ответы однокласников; определять по фотографии деньги разных стран; работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе информа­цию о деньгах разных стран, готовить сообщение; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать свои достижения на уроке  
26.1 10. Из чего что сделано. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; классифицировать предметы по характеру материала, обозначать соответству­ющие иллюстрации цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; работать в группе: по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ, приводить другие примеры использования природных материалов для производства изделий; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать свои достижения на уроке  
27.1 11. Как построить новый дом. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассказывать (по своим наблюдениям) о строительстве городского и сель­ского домов; работать в паре: сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; узнавать на иллюстрациях учебника строительные машины и строительные материалы, объяснять их назначение, проводить самопро­верку, рассказывать о строительных объектах в своём городе (селе);читать текст учебника, находить названные в нём машины на рисунке, рас­сказывать о строительных машинах, пользуясь информацией учебника, пред­лагать вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать свои достижения на уроке  
28.1 12. Какой бывает транспорт. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре: классифицировать средства транспорта (предлагать вари­анты классификации, анализировать схемы и выделять основания для класси­фикации, приводить примеры транспортных средств каждого вида);узнавать по фотографиям транспорт служб экстренного вызова, соотносить его с номерами телефонов экстренного вызова, обозначать соответствие стрел­ками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию; запомнить но­мера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03;работать в группе: рассказывать об истории водного и воздушного транс­порта, используя информацию из учебника и дополнительных источников, со­ставлять общий план рассказа об истории различных видов транспорта;  
29.1 13. Контрольная работа № 2   Культура и образование. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; различать учреждения культуры и образования, узнавать их по фотографиям, приводить примерыучреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе; извлекать из текста учебника нужную информацию, предлагать вопросы к тексту, отвечать на вопросы одноклассников; обсуждать роль учреждений культуры и образования в нашей жизни; работать со взрослыми: посещать музеи и рассказывать о них; с помощью Интернета совершать виртуальную экскурсию в любой музей (по своему выбору); формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать свои достижения на уроке  
30.1 14. Все профессии важны. Проект «Профессии». Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи, о том, кем бы детям хотелось стать; работать в паре: определять названия профессий по характеру деятельности и находить их представителей на фотографиях; обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни; читать и обсуждать рассказ «Кто сделал хлеб», устанавливать взаимосвязь труда людей разных профессий; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать свои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: распределять обязанности по подготовке проекта (кто о какой профессии будет собирать материал); интервьюировать респондентов об особенностях их профессий; подбирать фотографии из семейных архивов; составлять рассказы о профессиях родных и знакомых; собирать материал в «Большую книгу профессий»; презентовать работы; оценивать результаты выполнения проекта  
31.1 15. Образовательное путешествие по теме «Жизнь города и села». Оценка достижений. Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами  
32.1 16. В гости к зиме (экскурсия). Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить; наблюдать над зимними погодными явлениями; обсуждать зимние явления в неживой природе в прошедшие дни; исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов; определять деревья по их силуэтам и описаниям в атласе-определителе «От земли до неба»; распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных; наблюдать поведение зимующих птиц; формулировать выводы по материалу экскурсии;оценивать свои достижения и поведение во время экскурсии  
33. 1 1.В гости к зиме (урок). Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий и в предшествующие дни зимы; работать в группе: знакомиться по материалам учебника с изменениями в неживой и живой природе зимой, готовить сообщения и выступать с ними; формулировать правила безопасного поведения на улице зимой; обсуждать правила охраны природы зимой по материалам книги «Великан на поляне»; работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, фиксировать их в «Научном дневнике», готовить фоторассказ или серию рисунков на тему «Кра­сота зимы»; подкармливать зимующих птиц; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать свои достижения на уроке  
34.1 2.Презентация проектов «Родной город, село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии». Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядны­ми материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся  
35.1 3.Строение тела человека. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: называть и показывать внешние части тела человека; определять на рисунке учебника или на муляже положение внутренних органов человека; моделировать внутреннее строение тела человека; работа в паре: извлекать из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека, предлагать вопросы по содержанию текста, оценивать ответы одноклассников; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать свои достижения на уроке  
36.1 4.Если хочешь быть здоров. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассказывать о своём режиме дня; составлять рациональный режим дня школьника; обсуждать сбалансированное питание школьника; работать в паре: различать продукты растительного и животного проис­хождения, осуществлять самопроверку; формулировать правила личной гигиены; характеризовать назначение предметов гигиены, выделять среди них те, которые у каждого человека должны быть собственными; демонстрировать умения чистить зубы, полученные в 1 классе, на основе текста учебника дополнять правила ухода за зубами; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать свои достижения на уроке  
37.1 38.2 Берегись автомобиля! Школа пешехода. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах; работа в паре: соотносить изображения и названия дорожных знаков, обо­значать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию; выбирать и отмечать фишками дорожные знаки, встречающиеся на пути в школу; формулировать, пользуясь рисунком учебника, правила движения по заго­родной дороге, осуществлять самопроверку; работа в группе: формулировать правила безопасности на основе прочитан­ных рассказов; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать свои достижения на уроке оценивать свои достижения на уроке  
39.1   Домашние опасности. Пожар. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций; работать в группе: на основе текста учебника формулировать правила без­опасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков, уз­навать («расшифровывать») правила по предложенным в учебнике знакам, сравнивать свои знаки с представленными в учебнике; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать свои достижения на уроке характеризовать пожароопасные предметы (раскалённые предметы, вос­пламеняющиеся вещества, открытый огонь); запомнить правила предупреждения пожара; моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону, по номеру МЧС; работать в паре: рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; читать и обсуждать рассказ «Горит костёр» в книге «Великан на поляне»; работать со взрослыми: находить в Интернете информацию о работе по­жарных, готовить сообщение; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать свои достижения на уроке  
40.1   На воде и в лесу. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу; запомнить правила поведения во время купания; работать в паре: различать съедобные и ядовитые грибы, обозначать их на рисунке фишками разного цвета, осуществлять контроль и коррекцию: находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы» (рассказ «Ко­варные двойники»); определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых, осущест­влять самопроверку;формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать свои достижения на уроке  
41.1   Опасные незнакомцы. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми (с опорой на иллюстрации учебника); предлагать и обсуждать вари­анты поведения в подобных ситуациях, запомнить правила поведения при кон­тактах с незнакомцами; моделировать звонок по телефону (обычному и мобильному) в милицию и МЧС; работать в группе: по материалам учебника осваивать правила поведения в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных, моделировать их в ходе ролевых игр;работать со взрослыми: обсуждать другие опасные ситуации, связанные с незнакомыми людьми, сочинять об этом рассказ по аналогии с рассказами в учебнике;формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать свои достижения на уроке  
42.1   Образовательное путешествие по разделу «Здоровье и безопасность». Оценка достижений.Проверка знаний и умений. Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами  
43.1   11. Наша дружная семья. Понимать учебные задачи при изучении материала раздела «Общение» и данного урока и стремиться её выполнить; рассказывать по рисунку и фотографиям учебника о семейных взаимоотно­шениях, о семейной атмосфере, общих занятиях; формулировать понятие «культура общения»; обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи; моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать свои достижения на уроке  
44.1     12.Проект «Родословная». В ходе выполнения проекта дети учатся: интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их име­нах, отчествах, фамилиях; отбирать фотографии из семейного архива (желательно отсканировать в еди­ном формате); составлять родословное древо семьи; презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа; оценивать свои достижения  
45.1 13. В школе. Правила вежливости. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе; обсуждать вопрос о культуре общения в школе; формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её; оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах; моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать свои достижения на уроке формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной; моделировать ситуации общения в различных ситуациях; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать свои достижения на уроке  
46.1   14. Мы - зрители и пассажиры. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре, консерватории) и фор­мулировать их, возражая Советам Попугая; обсуждать правила поведения в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвае, метро) и формулировать их на основе иллюстраций учебника; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать свои достижения на уроке    
47.1     Контрольная работа Ты и твои друзья. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц на­родов России; обсуждать проблему подарка в день рождения друга; обсуждать правила поведения за столом; моделировать правила поведения за столом (практическая работа); формулировать правила этикета в гостях; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать свои достижения на уроке  
48.1 Образовательное путешествие по теме «Общение». Оценка достижений. Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов: формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами  
49.1 Посмотри вокруг. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; работать в паре: находить на схеме и называть указанные стороны гори­зонта, моделировать стороны горизонта; анализировать текст учебника, на его основе объяснять различия внешнего вида нашей планеты, сопоставлять вид Земли с самолёта (аэрофотосъёмка) с видом Земли из космоса, формулировать вывод о форме Земли;   формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке  
50.1   Ориентирование на местности. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре: находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём городе (селе); формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать свои достижения на уроке  
51.1 Формы земной поверхности. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных при­знаков этих форм земной поверхности; анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе; работать в паре: сравнивать по схеме холм и гору, осуществлять самопро­верку с помощью текста учебника; характеризовать (на основе наблюдений) поверхность своего края; описывать красоту гор (на основе фотографий в учебнике, рассказа Н. И. Сладкова, личных впечатлений); работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота гор»; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке  
52.1 Водные богатства. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узна­вать их по описанию; работать в паре: анализировать схему частей реки, рассказывать о частях реки по схеме, осуществлять самопроверку: на основе наблюдений рассказы­вать о водных богатствах своего края; обсуждать эстетическое воздействие моря на человека (по рассказу К. Д. Ушинского, фотографиям в учебнике, личным впечатлениям); работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота моря»; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке  
53.1 В гости к весне (экскурсия). Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить; наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цвете­нием растений, появлением первых птиц и т.д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»; формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуж­дения природы на человека; оценивать свои достижения на экскурсии  
54.1 В гости к весне (урок). Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края; работать в группе: знакомиться по учебнику с изменениями в неживой и живой природе весной; находить в книге «Зелёные страницы» информацию на заданную тему, различать известную и новую для себя информацию; узнавать перелётных птиц на рисунке, осуществлять самопроверку: выступать с сообщениями в классе; моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; работать со взрослыми: наблюдать весенние явления в природе, фиксиро­вать результаты наблюдений в рабочей тетради («Мой научный дневник»), со­ставлять фоторассказ или выполнять серию рисунков на тему «Красота весны»; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке  
55.1 Россия на карте. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сравнивать изображение России на глобусе и карте; работать в паре: соотносить пейзажи России на фотографиях учебника с место­положением их на физической карте России, обозначать их фишками с соответству­ющими номерами; осваивать приемы чтения карты (определение сторон горизонта, форм земной поверхности, других объектов с помощью условных знаков); учиться правильно показывать объекты на настенной карте (по инструкции учебника); формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке  
56.1 Проект «Города России». В ходе работы над проектом дети учатся: распределять обязанности по выполнению проекта; в дополнительной литературе и Интернете находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города; составлять презентацию своего исследования, снабдив её фотографиями (открытками, слайдами); презентовать свои проекты (проекты, выполненные в паре, группе); оценивать достижения свои и товарищей; оформлять стенд «Города России»  
57.1 Путешествие по Москве. Понимать учебную задачу урока и стремиться сё выполнить; находить Москву на карте России; знакомиться с планом Москвы, находить на нём достопримечательности столицы; работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей Москвы с собственными наблюдениями, отмечать фишками знакомые объекты, описы­вать достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям; отличать герб Москвы от гербов других городов; работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Москве с по­мощью Интернета; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке  
58.1 Московский Кремль. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России; работать в паре: находить на фотографии в учебнике достопримечатель­ности Кремля, рассказывать о них по фотографии; извлекать из дополнитель­ной литературы информацию о достопримечательностях Кремля и готовить сообщения по предложенному плану; читать текст учебника, находить в нём сведения из истории Кремля в соот­ветствии с предложенными вопросами; сопоставлять современный облик Крем­ля с видами Кремля в прошлом на картинах А. Васнецова; рассказывать о Красной площади по фотографиям в учебнике и сво­им впечатлениям, описывать достопримечательности Красной площади по фотографиям; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке    
59.1 КОМПЛЕКСНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Выполнять тестовые задания ; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов: формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами  
60.1 Город на Неве. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; находить Санкт-Петербург на карте России; знакомиться с планом Санкт-Петербурга, находить на нём достопримечательности города; работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей Санкт-Петербурга с собственными наблюдениями, отмечать фишками знакомые объекты, описывать достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям; рассказывать по приведённому образцу об одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга с использованием (при необ­ходимости) дополнительной литературы; отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов;работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Санкт- Петербургу с помощью Интернета; читать рассказ об истории создания памятника Петру Первому, предлагать вопросы к рассказу, оценивать ответы одноклассников; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке  
61.1 Путешествие по Оке. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; прослеживать по схеме, какие старинные города расположены на Оке, перечислять их в направлении от истока реки к устью; рассказывать по фотографиям в учебнике о достопримечательностях городов на Оке; рассказывать по личным впечатлениям о городах России, в которых удалось побывать; работать в группе: готовить сообщение об одном или двух городах на Оке, пользуясь учебником и другими источниками информации; моделировать в виде схемы, чем знаменит каждый из городов на Оке; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке  
62.1 Путешествие по планете. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сравнивать глобус и карту мира; находить, называть и показывать на гло­бусе и карте мира океаны и материки; работать в паре: соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира, обозначать их фишками с со­ответствующими номерами;формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке  
63.1   Путешествие по материкам. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; находить материки на карте мира; работать в группе: знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; готовить сообщения и выступать с ними перед классом; предлагать вопросы по содержанию сообщений, оценивать ответы одно­классников; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке  
64.1 Страны мира. Проект «Страны мира». Понимать учебную задачу урока и стремиться сё выполнит; находить и показывать на политической карте мира территорию России, других стран; работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей отдель­ных стран с местоположением этих стран на политической карте, обозначать эти страны соответствующими фишками; рассказывать по фотографиям о том, что можно увидеть в разных странах; с помощью карты приводить примеры стран, расположенных на разных материках; пользуясь дополнительной литературой, определять, каким странам принад­лежат представленные флаги; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: распределять обязанности по выполнению проекта; готовить сообщения (индивидуальные, в парах, в группах) о выбранных странах; подбирать фотографии достопримечательностей (открытки, слайды); презентовать свои исследования с демонстрацией иллюстраций; оценивать свои достижения в выполнении проекта  
65.1   Впереди лето. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя «От земли до неба», осуществлять самопроверку; читать и обсуждать рассказ «Разговор в лесу» в книге «Великан на поляне», разыгрывать сценку по этому рассказу; приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям; работать со взрослыми: за лето подготовить фоторассказы или выполнить рисунки по темам «Красота лета», «Красота животных»;формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые во­просы и оценивать достижения на уроке  
66.1 Образовательное путешествие по разделу «Путешествия». Оценка достижений. Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами    
67.1-68.2 Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся.  

Наши рекомендации