Экономическая мысль Западного Средневековья
Экономическая мысль античности.
-Нашла своё отражение в трудах древних мыслителей Ксенофонта,
Платона, Аристотеля, впервые подвергших экономические явления
научному анализу и пытавшихся выявить закономерности развития
общества.
-Ввели термины «экономия», «экономика». Экономия- наука, с помощью
которой можно обогатить своё хозяйство
-Выдвинули идею о разделении труда
-Один из основных мыслителей – Платон (произведения «Государство» и
«законы»). По его мнению, причины возникновения государства – удовлетворение
повседневных потребностей населения и обмен.
Государство, согласно ему, может существовать только при условии
натурального хозяйства. Справедливое государство – такое, при котором
каждый занимается своим делом, к чему предрасположен. Одним из первых
поставил вопрос об основе и уровне цен и о том, что они должны регулироваться
государством.
-Рабовладение, частная собственность.
-Наличие мастерских с зачатками разделения труда.
-Товарное производство в начальной стадии развития.
-Противоречивость взглядов.(защита разделения труда, обмена и денег,
Одновременно выступали в защиту натурального хозяйства, рабовладельческого строя.
-античный полис очень отличается от империи восточных государств.
Экономические воззрения Аристотеля.
Греческий философ, политик, ученик Платона
-Кризис строя – Аристотель мог высказать более зрелые суждения,
чем его предшественники(в прошлом билете).
1. Проблемы рабства: преимущественно иноземцев показывало грекам,
что оно само по себе не несет угрозы для них.
2. Защитник частной собственности.
3. Натурализация хозяйства, переход к земледелию.
4. Запрет спекуляции и ростовщичества, ограничение крупной торговли.
5. Утверждал, что деньги возникают в результате соглашения людей
как средство обмена.
6. По его учению – экономика – естественный способ нажить состояние,
хрематистика - наживание состояния искусственным путём.
Однако экономика и хрематистика – две области одной деятельности.
7.Попытка обобщить все экономические положения античности.
8.Деньги – не богатство, а средство получения богатства.
Экономическая мысль Западного Средневековья.
-Раздел Римской Империи в 395 году, как следствие, отделение Запада от Востока.
475 год – падение Западной Римской Империи. Идея империи: строгая иерархия
сословий, общий порядок в политике и хозяйстве, централизация. Двойной процесс
– распад рабовладельческого хозяйства, унаследованного от древнего Рима и
разложение общинного строя германских и других народов. Экономическая мысль
средневековья во многом опиралась на взгляды Аристотеля (мысль о естественности
натурального хозяйства и в связи с этим производит деление богатства на естественное
(продукты натурального хозяйства) и искусственное (золото и серебро)).
-Решение вопроса о частной собственности – это необходимость. Неприятие чрезмерного
богатства. Стать очень богатым, оставаясь добродетельным, невозможно.
-Католичество – соединение светской и духовной власти.
-Главный мыслитель – Фома Аквинский. Учения о справедливой цене: христианин
может торговать и не погубить душу, он должен покупать и продавать по справедливой цене
. Справедливость – вознаграждение по усилиям. Человек должен стремиться именно к такому
богатству, которое соответствует его сословному положению.
-Папа – владыка своей области и глава всего клира, то есть всех епископов. Епископы – владельцы
земли, служители церкви и светские князья.
-Большое влияние оказало христианство. В связи с единобрачием и затруднением разводов
– преемственность власти и собственности. Католичество: соединение светской и духовной власти.
-Общины против землевладельцев. Существование коллективных свобод (вассал моего вассала
– не мой вассал).
-Двоемирие: телесный и духовный план мира, общества, человека.
-Символизм, как способ познания мира – телесное – символ духовного.
-Сословное деление общества. Светские правители – землевладельцы, духовенство, третье сословие.
Существует связь между земельной зависимостью и личной преданностью.
-Духовный кризис 13 века. Как жить в несовершенном мире? В ответ приводилось обоснование
роли разума в познании Бога. Рождение схоластики (школьной философии) – религиозного типа
философии, стремящегося дать рациональное обоснование религиозному мировоззрению.
-В целом материальная жизнь улучшилась, появлялись монашеские ордена.