Цели и задачи контрольной работы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филиал ФГБОУ ВО «УдГУ» в г. Воткинске
Кафедра финансов, учета и управления
Володина И.Г.
ЭКОНОМИКА
Методические указания по выполнению контрольной работы
для студентов
направления подготовки 21.03.01 - Нефтегазовое дело
заочная форма обучения
Методические указания обсуждены и одобрены на заседании кафедры финансов, учета и управления (протокол № __________ от «___»_________ 2016 г.).
Зав. кафедрой ФУиУ _______________ И.Г. Володина
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ | |
2 ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ | |
3 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ | |
4 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | |
ПРИЛОЖЕНИЕ |
ВВЕДЕНИЕ
Целями освоения дисциплины «Экономика» является усвоение студентами экономических знаний, формирование у них на этой базе научного экономического мировоззрения как предпосылки осмысления сущности процессов, происходящих в экономико-правовой сфере российского общества, осознанного участия в социально-экономической жизни, принятия квалифицированных и ответственных решений в будущей профессиональной деятельности, формирование современного экономического мышления и овладение экономической культурой
Задачи освоения дисциплины:
- изложить систему категориального аппарата науки;
- ознакомить студентов с закономерностями функционирования экономики, с методами экономического анализа и принятия эффективных хозяйственных решений;
- понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их
взаимосвязь с другими процессами, происходящими в обществе;
- научить правильно готовить устные выступления и письменные работы, аргументировано отстаивать свою позицию;
- заложить основы научного экономического мышления;
- способствовать развитию экономической и управленческой культуры.
В методических указаниях приводятся требования к выполняемым контрольным работам, тексты вариантов контрольных работ, а также требования по оформлению контрольной работы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа выполняется в процессе изучения дисциплины "Экономика".
Целью выполнения контрольной работы является проверка преподавателями степени усвоения студентами-заочниками учебного материала по курсу «Экономика» в соответствии с установочными лекциями, а также в процессе самостоятельной работы с основной учебной литературой.
Выполнение данной контрольной работы призвано стимулировать самостоятельную работу студентов по изучению курса «Экономика», направлено на формирование знаний основных категорий экономической теории, развитие навыков логического мышления, обобщения и умения делать верные выводы.
При выполнении работы студент должен показать умение самостоятельно формулировать выводы и комментировать необходимость расчета тех или иных показателей.
Задание состоит из теоретических вопросов и задачи, решение которых предполагает знание основ теории экономической теории; умение использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной и организационно-социальной деятельности; умение разрабатывать и обосновывать варианты эффективных организационно-управленческих решений; навыки критически переосмысливать накопленную информацию, вырабатывать собственное мнение; умение устно и письменно излагать результаты своей учебной и исследовательской работы.
Критерии оценки работы. Работа оценивается по полноте и качеству изложения теоретических вопросов, правильности решения задач. Полнота изложения предполагает, что должны быть раскрыты все аспекты рассматриваемой проблемы на основе современной информационной базы. Качество изложения предполагает, что теоретические вопросы должны быть написаны самостоятельно и содержать собственные выводы.
Подготовка к ответам на теоретические вопросы включает следующую последовательность действий: подбор и изучение необходимой литературы, написание и редактирование текста, формулировка основных выводов, оформление работы в соответствии с требованиями кафедры.
Задача должна содержать: условие и решение, которое следует сопровождать необходимыми формулами, развернутыми расчетами, графиками и экономическим анализом полученных результатов.
При правильном выполнении всех заданий контрольная работа считается зачтенной, а студент допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине.
В противном случае студент или выполняет работу заново, либо вносит исправления в соответствии с указанными замечаниями, и сдает работу на повторную проверку.
ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Каждый студент выполняет только один из десяти вариантов контрольной работы. Выбор варианта осуществляется согласно первой букве фамилии студента.
Номер варианта | Начальные буквы фамилий студентов |
А, Л, Х | |
Б, М, Ц | |
В, Н, Ч | |
Г, О, Ш | |
Д, П, Щ | |
Е, Р, Э | |
Ж, С, Ю | |
З, Т, Я | |
И, У, | |
К, Ф, |
В каждом варианте предлагается два теоретических вопроса и одно практическое задание.
ВАРИАНТ 1.
1. Покажите структуру банковской системы. Раскройте функции Центрального и коммерческих банков. Каково назначение обязательных резервов?
2. Раскройте функции рынка. Дайте понятие структуры рынка.
3. Уровень безработицы в стране составляет 6,5 %, а численность занятых равна 45 млн. чел. Определить численность рабочей силы в этой стране.
ВАРИАНТ 2.
1. Раскройте сущность кредита, его источники, принципы и формы.
2. Раскройте сущность, основные элементы и функции инфраструктуры рынка.
3. В таблице приведены индексы цен по годам:
Годы | Индекс цен (%%) |
123,8 | |
125,6 | |
143,5 | |
152,9 |
Рассчитайте темп инфляции для каждого года.
ВАРИАНТ 3.
1. Дайте характеристику фондовой биржи: понятие, функции, назначение. Что называется листингом?
2. Раскройте существо рыночного равновесия, равновесной цены и равновесного количества. Когда возникает ситуация избыточного предложения и каким образом происходит коррекция цены в условиях стабильного равновесия?
3. Реальный ВНП 2013 г. составил 2800 млрд. долл. Номинальный ВНП 2014 г. равен 3450 млрд. долл., а дефлятор ВНП 2014 г. = 1,12. Определите темп экономического роста, темп прироста и фазу цикла.
ВАРИАНТ 4.
1. Раскройте сущность налогов, их функции и элементы. Покажите отличие прямых налогов от косвенных.
2. Раскройте содержание понятия «эластичность спроса по цене». Охарактеризуйте степень эластичности спроса эластичный, неэластичный, спрос с единичной эластичностью, совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос).
3. Номинальный ВНП 2012 г. был равен 5600 млрд. руб., дефлятор ВНП = 1,38. Темп экономического прироста этого года составил 3%. Определите реальный ВНП 2011 г.
ВАРИАНТ 5.
1. Раскройте понятие бюджетного дефицита и его причины. Что понимается под государственным долгом? Каковы последствия и способы выхода из него?
2. Раскройте содержание предельной полезности товара. Покажите ее отличие от общей полезности и сформулируйте закон убывающей предельной полезности. Объясните правило максимизации полезности. Каково общее условие потребительского поведения?
3. Рассчитать темпы роста и прироста ВНП по следующим данным:
Годы | Номинальный ВНП (млрд. долл.) | Индекс уровня цен (%%) |
ВАРИАНТ 6.
1. Объясните существо фискальной политики правительства, ее роль в различные периоды экономического цикла.
2. Объясните сущность естественной монополии, искусственной монополии. Почему монополии практикуют ценовую дискриминацию? Какие условия делают ее возможной?
3. Если предложение денег увеличивается на 6%, уровень цен — на 4%, а реальный выпуск — на 3%, то как в соответствии с уравнением количественной теории денег меняется скорость обращения денег?
ВАРИАНТ 7.
1. Раскройте сущность торгового и платежного баланса.
2. Покажите, как взаимодействие фирм в условиях олигополии влияет на установление цен и объемов выпуска. Раскройте содержание основных моделей поведения фирмы на олигополистическом рынке.
3. Уровень безработицы в стране составляет 6,5 %, а численность занятых равна 45 млн. чел. Определить численность рабочей силы в этой стране.
ВАРИАНТ 8.
1. Дайте характеристику валютного рынка, валютного курса. Раскройте сущность различных валютных курсов.
2. Объясните, как решается проблема минимизации издержек производства и оптимального сочетания факторов производства. От чего зависит спрос на факторы производства?
3. Население страны составляет 120 млн.человек. Численность занятых = 55% от всего населения. В качестве безработных зарегистрировано 7,6% от занятых. Численность нетрудоспособных и обучающихся с отрывом от производства = 40 млн. чел. Численность неработающих и не желающих по каким-либо причинам работать составила 5 млн. чел. Определите уровень безработицы в стране.
ВАРИАНТ 9.
1. Раскройте сущность мирового хозяйства, международного разделения труда и принципа сравнительного преимущества.
2. Дайте понятие основного и оборотного капитала, физического и морального износа. Каковы преимущества политики ускоренной амортизации?
3. Если номинальная ставка процента равна 6%, а темп инфляции равен 3%, то чему равна реальная ставка процента?
ВАРИАНТ 10.
1. Определите сущность экономического цикла, его структуру и виды колебаний.
2. Покажите, какие факторы влияют на предложение земли. Выявите условия, определяющие возникновение экономической ренты. Как определить цену земли?
3. Что можно сказать об изменении скорости обращения денег, если денежная масса выросла на 5%, объем производства упал на 10%, а индекс цен составил 1,4?