Модель кругооборота продукта, расходов и доходов
Тема 1.
Материалы к лекции 2- семинару 2
Модель кругооборота продукта, расходов и доходов
Взаимодействие экономических агентов друг с другом на товарном, ресурсном, финансовом и валютном рынках можно рассмотреть с помощью модели кругооборота продукта, доходов и расходов. Эта модель дает представление о том, как функционирует экономическая система.
Сектор домохозяйств и сфера производства (фирмы) составляют основу экономики. Поэтому рассматривать функционирование всей системы следует начать с анализа взаимоотношений этих двух групп субъектов.
Двухсекторная модель экономики состоит только из двух макроэкономических агентов – домохозяйств и фирм - и двух рынков – рынка товаров и услуг и рынка экономических ресурсов.
Домохозяйства покупают (предъявляют спрос на) товары и услуги, которые производят фирмы (обеспечивают предложение) и поставляют на рынок товаров и услуг. Чтобы производить товары и услуги, фирмы закупают (предъявляют спрос на) экономические ресурсы – труд, землю, капитал и предпринимательские способности - (т.е. предъявляют спрос на экономические ресурсы), собственниками которых являются домохозяйства (обеспечивают предложение экономических ресурсов). Материальные потоки должны быть опосредованы денежными потоками. Покупая товары и услуги, домохозяйства за них платят.
Расходы домохозяйств на покупку товаров и услуг носят название потребительских расходов. Фирмы, продавая свою продукцию домохозяйствам, получают выручку от продаж, из которой выплачивают домохозяйствам плату за экономические ресурсы, что для фирм представляет собой издержки, а для домохозяйств – факторные доходы. Полученные доходы домохозяйства тратят на покупку товаров и услуг. Доходы и расходы движутся по кругу. Доход каждого экономического агента расходуется, создавая доход другому экономическому агенту, что, в свою очередь, служит основой для его расходов. Увеличение расходов ведет к росту дохода, а рост дохода является предпосылкой для дальнейшего увеличения расходов. Поэтому схема получила название модели кругооборота.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод: совокупные доходы экономических агентов тождественно равны их совокупным расходам на товарном рынке, т.е. рыночной стоимости произведенного продукта.
Поскольку домохозяйства действуют рационально, то они тратят на потребление не весь свой доход. Часть дохода они сберегают, причем сбережения должны приносить доход. Сбережения представляют собой изъятия из экономики. Изъятия – это все, что сокращает поток расходов и, следовательно, доходов.
Фирмы же испытывают потребность в дополнительных средствах для обеспечения и расширения производства. Инвестиции представляют собой инъекции в экономику. Под инъекциями понимается все, что увеличивает поток расходов и, следовательно, доходов (за исключением потребительских расходов, которые не относятся ни к инъекциям, ни к изъятиям).
Рост сбережений сокращает совокупные расходы и может привести к сокращению производства. Рост инвестиций увеличивает совокупные расходы (совокупный спрос), обеспечивает дополнительные доходы производителям, служит стимулом для увеличения национального продукта (выпуска).
Наличие сбережений домохозяйств и потребность в инвестициях со стороны фирм приводит к необходимости появления финансового рынка, на котором сбережения домохозяйств превращаются в инвестиционные ресурсы фирм.
Это происходит двумя путями:
1. Домохозяйства предоставляют свои сбережения финансовым посредникам (в первую очередь, банкам), у которых фирмы берут кредиты. В этом случае связь между домохозяйствами и фирмами устанавливается опосредованно – через денежный рынок.
2. Домохозяйства тратят свои сбережения на покупку ценных бумаг, выпускаемых фирмами, напрямую обеспечивая их инвестиционными ресурсами. В этом случае связь между домохозяйствами и фирмами устанавливается непосредственно – через рынок ценных бумаг.
Полученные на финансовом рынке средства фирмы тратят на покупку инвестиционных товаров, в первую очередь, оборудования. Потребительские расходы домохозяйств дополняются инвестиционными расходами фирм.