На протяжении всей истории человечества ни одно государство не могло существовать без налогов, сборов, пошлин и обязательных отчислений (далее - налоги).

Налоги стали предметом международных соглашений, о чем свидетельствуют таможенные пошлины, согласованные в рамках ГАТТ. В интеграционных формированиях, как в ЕС, действует тенденция к сближению, гармонизации налоговых систем стран-участниц объединения.

Под налогом понимается обязательный взнос в бюджет или внебюджетные фонды на основе действующего законодательства.

Налог как экономическая категория выражает денежные отношения между государством, с одной стороны, и физическими, юридическими лицами - с другой, в процессе перераспределения ВНП с целью отчуждения части его стоимости в распоряжение государства в обязательном порядке. Налог в качестве инструмента формирования финансов возник с появлением государства, и имеет объективный характер.

Субъективную сторону налогов (их количество и виды, размер ставок, система льгот и т. д.) предопределяют конкретные факторы (уровень и цели социально-экономического развития, тип государственного устройства, традиции и т. п.). Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства страны.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, форм, методов и принципов их построения, а также система мер с целью выполнения налогового законодательства образуют налоговую систему.

Классификация налогов позволяет выявить роль каждого из них, определить целевую направленность налоговой системы. Принципы классификации налогов зависят от:

· объекта налогообложения - прямые и косвенные налоги;

· уровня взимания (звенья бюджетной системы) - федеральные, региональные и местные;

· субъекта уплаты - с физических и юридических лиц;

· целевого назначения - общие (их большинство) и целевые;

· источника уплаты - с доходов, прибыли и выручки от реализации (продаж);

· способа изъятия - у источника и с налоговой декларации.

При необходимости в аналитических и других целях каждая налоговая группа может быть детализирована. Например, в составе прямых налогов выделяют подоходные, поимущественные, ресурсные (рентные) и т. д.

Основные принципы налогообложения:

· принцип справедливости (равенства) налогообложения;

· определенность и точность (размер налогов, сроки и порядок исчисления и т. п.);

· удобство сроков и способов уплаты;

· экономичность (эффективность) налогов (сумма налогов в доход государства должна быть как можно больше сумм на расходы по их сбору).

Функции налогов:

Фискальная, на долю налогов приходится до 90% всех поступлений в бюджет.

Регулирующая (макроэкономическая).

Распределительная - поскольку налоги - инструмент распределения и перераспределения не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

Социальная - проявляется через механизм льгот тем или иным отраслям, регионам РФ, перераспределения средств с целью развития непроизводственной сферы (бесплатное образование и др.).

Стимулирующая функция действует через систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок налогов с целью активизации экономических интересов юридических и физических лиц. В РФ в настоящее время ее роль весьма ослаблена недостатками в налоговом законодательстве.

Контрольная функция налогов проявляется в обязательном исполнении всеми юридическими и физическими лицами налогового законодательства, в полноте и своевременности сбора платежей, в штрафных санкциях к нарушителям и тем самым определяет эффективность других функций. В настоящее время масштабы уклонения от уплаты налогов достигли критического уровня, что подрывает доходную базу как федерального, так и консолидированного бюджетов России.

Проведение бюджетной политики осложняется нарастанием в последние годы расходов бюджета, но обслуживанию государственного долга, что приведет к сокращению подлежащих распределению государством бюджетных средств на экономические, социальные цели.

Тема 7. Мировая экономика

План

Наши рекомендации