Уклонение от уплаты налогов 3 страница
в) о маршрутах, способах перевозки, транспортных
средствах, видах грузов, почтовых и иных отправлениях,
которые используются при перемещении наркотиков,
капиталов и контрабанды;
г) о методах сокрытия, применяемых при транспорти
ровке и распространении наркотиков и контрабанды;
д) о видах наркотиков, технологиях их производства и
применяемых при этом химических веществах (прекур
сорах);
е) о научно-технических разработках в области борь
бы с незаконным международным оборотом наркотиков,
незаконной экономической и финансовой деятельностью
и контрабандой;
ж) по другим вопросам, представляющим взаимный
интерес.
В практике взаимодействия правоохранительных органов стран СНГ долгое время недостаточно внимания уделялось методическому обеспечению раскрытия и расследования преступлений, совершаемых межнациональными организованными преступными сообществами, а также подготовке кадров для соответствующих подразделений. Работники практических и научно-исследовательских организаций стран Содружества обладают значительным объемом сведений, представляющих интерес для зарубежных коллег. Это, прежде всего данные о предполагаемых перемещениях за границу членов организованных групп, предстоящих сделках и контрактах за рубежом. При задержании граждан за границей полезной будет информация о свойствах их личности и преступном опыте, в частности, об использовавшихся ими способах противодействия расследованию.1
1 Карагодин В. Н. Международные проблемы борьбы с организованной преступностью //Правовые проблемы борьбы с организованной преступностью.: Материалы Республиканской научной конференции — Екатеринбург: Свердловский юридический институт. — 1992. — С. 8— 10.
Таким образом, налицо тенденция к тому, чтобы основные практические вопросы международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью решать в рамках двусторонних соглашении. В этом плане материалами соглашений между Российской Федерацией и Азербайджанской республикой представляют определенный интерес. В то же время вопросы методического обеспечения этой деятельности легче решаются на уровне многосторонних отношений.
В настоящее время образован научно-методический центр при Координационном Совете Генеральных прокуроров государств СНГ деятельность которого определяется специальным Положением. Центр образуется в составе полномочных представителей Генеральных прокуратур — по одному представителю от каждого участника соглашения. Центр осуществляет разработку и рассмотрение проектов ежегодных планов совместных научно-исследовательских работ и вносит их на утверждение Координационного Совета Генеральных прокуроров, а также дает рекомендации по вопросам взаимодействия при проведении исследований.
Приоритетными направлениями исследований являются:
—сравнительный анализ состояния и динамики пре
ступности в государствах СНГ, и особенно ее организо
ванных и транснациональных форм;
—исследование проблем прокурорского надзора, свя
занных с реализацией норм уголовного права и уголовно
го процесса, соблюдения прав человека в судопроизвод
стве;
—создание информационной базы данных по зако
нодательству, состоянию борьбы с преступностью и су
дебной практике;
— компьютеризация органов прокуратуры.
Центр также организует:
—обмен научной, методической литературой и ин
формационными материалами;
—взаимные консультации по проблемам сотрудниче
ства;
—подготовку и проведение в соответствии с планами
сотрудничества конференций, семинаров, совещаний,
иных научно-практических мероприятий.
Руководитель Научно-методического центра назначал ется Координационным Советом Генеральных прокуроЛ ров государств СНГ. Координационный Совет определяет место нахождения Центра и решает вопросы его материально-технического обеспечения. Центр осуществляет свою работу по утверждаемым им планам. Заседания
Центра проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.
При Центре на базе НИИ проблем укрепления законности и правопорядка создается постоянно действующая группа научно-информационного обеспечения. В эту группу могут делегироваться представители Генеральных прокуратур государств СНГ.
Основными задачами группы научно-информационного обеспечения являются:
— получение из Прокуратур (Генеральных прокуратур)
государств СНГ сведений: по вопросам соблюдения прав че
ловека и выполнения международно-правовых соглашений,
договоров, конвенций в этой области; об опыте работы орга
нов прокуратуры и других национальных правоохранитель
ных органов; о тенденциях в структуре и динамике преступ
ности, обусловливающих ее факторах; о состоянии следст
вия и дознания, раскрываемости преступлений;
— анализ и обобщение поступившей информации, в
том числе сводных аналитических обзоров, в Центр или в
Координационный Совет Генеральных прокуроров госу
дарств СНГ;
— подготовка предложений к проектам планов совме
стных научных исследований и информирование Центра
о результатах проведенных исследований;
— представление Центру информации о новой учеб
ной, научной и методической литературе.
Для обеспечения работы научно-информационной группы Генеральные прокуроры государств СНГ направляют в Центр соответствующую аналитическую информацию. Финансирование расходов, связанных с функционированием Центра и группы научно-информационного обеспечения, производится за счет бюджета Координационного Совета Генеральных прокуроров государств СНГ и осуществляется через НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Большое внимание координации методического обеспечения взаимодействия правоохранительных органов при раскрытии и расследовании преступлений уделяется в специальных национальных планах Республики Казахстан и Российской Федерации.
Национальный план Российской Федерации по реализации межгосударственной программы совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств — участников Содружества Независимых Государств на период до 2000 года, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года № 1427 предусматривает существенное усиление взаимо-
5 9-136 129
действия в сфере научной, методической и учебной работе. Предусматривается:
—принять участие под эгидой Совета МВД в разра
ботке перечня статистических показателей, на основании
которых можно было бы проводить анализ состояния ор
ганизованной преступности и результатов борьбы с ней
на территории государств — участников СНГ;
—ежегодно представлять подготовленный с исполь
зованием указанных показателей анализ состояния пре
ступности Совету глав правительств государств — участ
ников СНГ;
—подготовить методические пособия для сотрудни
ков правоохранительных органов государств — участни
ков СНГ по вопросам выдачи, межгосударственного ро
зыска, расследования преступлений, связанных с неза
конным оборотом наркотических средств и психотроп
ных веществ (совместно с Республикой Узбекистан);
—принять участие под эгидой Совета МВД в проведе
нии совместных исследований актуальных проблем борь
бы с организованной преступностью и иными видами
опасных преступлений в целях подготовки предложений
по совершенствованию правовой базы для практической
деятельности правоохранительных органов, в том числе
по следующим темам:
—порядок изъятия и передачи угнанного и похищен
ного автотранспорта;
—сотрудничество в сфере борьбы с хищениями пред
метов старины и искусства, представляющих культурную
ценность;
—возврат похищенного имущества или возмеще
ние ущерба, причиненного преступными действиями
физических или юридических лиц государств — участ
ников СНГ;
—принять участие в проводимых ежегодно научно
практических конференциях по проблемам совершенст
вования работы правоохранительных органов госу
дарств — участников СНГ по борьбе с терроризмом, ор
ганизованной преступностью и иными видами опасных
преступлений;
—принять участие под эгидой Правового консульта
тивного совета государств — участников СНГ в обобще
нии практики привлечения к уголовной ответственности
лидеров, организаторов преступных группировок; инфор
мировать высшие законодательные и судебные инстан
ции государств — участников СНГ, а также готовить ре-\
комендации правоохранительным органам;
—обобщить материалы по фактам хищений в госу
дарствах-участниках денежных средств с использованием
информационно-вычислительной техники, подложных кредитных карточек и других платежных документов. Изучить вопрос о создании информационного банка данных о физических и юридических лицах, проходящих по материалам уголовных дел;
—принять участие в подготовке предложений руко
водителям средств массовой информации в государ
ствах — участниках СНГ о выделении в программах теле
радиопередач и в прессе специального раздела «Обще
ство и преступность», чтобы регулярно освещать резуль
таты работы правоохранительных органов и обществен
ных формирований по борьбе с преступностью и защите
граждан, их прав и свобод от преступных посягательств;
—принять участие в решении вопроса об издании
информационного бюллетеня по проблемам борьбы с
преступностью в государствах — участниках СНГ;
—организовать разработку комплекса организацион
но-технических мероприятий по созданию и эффектив
ному использованию современных и перспективных сис
тем связи и информационных технологий для обмена ин
формацией между правоохранительными органами го
сударств — участников СНГ.
В рамках кадрового обеспечения деятельности по борьбе с транснациональной преступностью в указанном национальном плане предусмотрено:
—продолжить на договорной основе сотрудничество с
государствами — участниками СНГ в подготовке кадров
правоохранительных органов;
—организовать взаимодействие в повышении квали
фикации сотрудников правоохранительных органов, в
том числе путем консультаций и стажировки в специали
зированных подразделениях по борьбе с организованной
преступностью и иными видами опасных преступлений;
—осуществлять обмен с соответствующими правоох
ранительными органами государств — участников СНГ
учебными планами, программами и другими методиче
скими материалами по подготовке и повышению квали
фикации кадров правоохранительных органов.
Нерешенность вопросов координации усилий государств — участников СНГ в борьбе с транснациональной преступностью вызывают повышенный интерес к этой проблеме со стороны научных работников. Однако их предложения порой достаточно далеки от реальных условий борьбы с организованной преступностью.
В настоящее время проводятся научные исследования, целью которых является формирование целостной системы взаимодействия правоохранительных органов различных стран в борьбе с транснациональной организо-
5* 131
ванной преступностью. Так, Г. А. Зорин и О. В. Танкевич предложили на обсуждение научной общественности проект «Договора (Конвенции) о транснациональных подразделениях быстрого реагирования».'
Основное предложение авторов проекта — создавать межнациональные подразделения быстрого реагирования для обеспечения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий на территории государств, имеющих общую границу, безусловно, заслуживает внимательного рассмотрения. Однако ссылка авторов на документы 68-го Пленарного заседания Генеральной Ассамблеи ООН вряд ли уместна, поскольку в указанных решениях ничего не говорится прямо о создании межнациональных подразделений.
Неудачный сам термин «транснациональные подразделения быстрого реагирования», явно заимствованный из военной доктрины США. Ситуация борьбы с транснациональными организованными преступными группировками зачастую, наоборот, требует длительной и кропотливой совместной работы с глубоким и постоянным анализом всей поступающей доказательственной и ориентирующей информации.
Авторы предлагают формировать такие транснациональные подразделения на территориях каждой из договаривающихся сторон из равного числа «оперативно-розыскных и следственных работников».2 Здесь следует отметить, что принцип суверенитета вовсе не связан с равным количеством сотрудников. Их может быть и меньше в той или иной стране в зависимости от оперативной обстановки.
При создании постоянно действующих межгосударственных структур правоохранительных органов стран СНГ может быть использован самый различный опыт организации такой работы, накопленный в конце 80-х начале 90-х годов.
1. Создание специальных подразделений центрального звена следственного аппарата, оперативных подразделений, органов прокуратуры для выезда в сопредельное государство по конкретным уголовным делам. Именно так в свое время было организовано специализированное подразделение Следственного комитета МВД РФ по Северному Кавказу. При этом оно состояло частично из следователей, постоянно работавших в Москве и следователей, работавших на местах (в отдельных областях, краях и
' Зорин Г. А, Танкевич О. В. Стратегия борьбы с траснациональной преступностью.— Гродно, 1997.- С. 50-65. 2Тамже.- С. 50-51.
республиках), но являвшихся по должности работниками центрального аппарата МВД. Такая организация работы позволила бы решать одновременно вопросы как на уровне центральных аппаратов правоохранительных органов стран СНГ, так и при расследовании преступлений в приграничных зонах.
2. В двух и многосторонних соглашениях между страна
ми СНГ можно предусмотреть возможность приема на рабо
ту в качестве работника межгосударственного подразделе
ния гражданина любой страны СНГ, постоянно проживаю
щего в той или иной области, в том или ином государстве.
3. Первые два варианта организации совместной дея
тельности правоохранительных органов государств СНГ
по борьбе с транснациональной преступностью можно
назвать «представительскими». Такая форма в настоящее
время широко применяется как в практике работы коор
динационных органов стран СНГ, так и других стран. Так,
например, ФБР США имеет по всему миру свои предста
вительства при посольствах в различных странах, в том
числе в Москве.
Другие спецслужбы США строят работу своих представительств по кустовому принципу (интересы Секретной Службы в Европе представляет представитель, находящийся в Париже).
Необходимо одновременно рассматривать и возможность организационного объединения сотрудников правоохранительных органов двух или более стран для решения различных совместных задач. Для этого необходимо решение целого ряда правовых и организационных проблем:
—назначение специального прокурора решением
высших руководителей двух или нескольких стран СНГ,
в обязанность которого входило бы обеспечение соблю
дения законодательства нескольких государств в зависи
мости от места совершения преступления и места рассле
дования; его функции должны сохраняться до тех пор,
пока иное не решит хотя бы одна из сторон;
—процессуальные решения специального прокурора
должны признаваться всеми правоохранительными орга
нами каждой из стран участников соглашения;
—коллизии между специальным прокурором и Гене
ральным прокурором одной из сторон должны разре
шаться высшей судебной инстанцией по месту возник
шего спора;
—указания специального прокурора должны быть
обязательны для работников правоохранительных орга
нов любой из сторон, участвующих в работе совместного
подразделения;
—доказательства, собранные в соответствии с зако
нодательством одной из сторон, должны признаваться в
качестве таковых органами расследования и судами дру
гих сторон;
—процессуальные решения, принимаемые на терри
тории одной из сторон в рамках работы совместной груп
пы, должны сохранять преемственность (в том числе по
срокам) на территории другой стороны;
—решение о направлении и выделении уголовных дел
принимает специальный прокурор;
—организационными формами совместной деятель
ности по борьбе с транснациональными преступными
группировками могут быть:
а) постоянно действующие оперативные совещания
руководителей правоохранительных органов сопредель
ных регионов стран СНГ;
б) постоянные совместные подразделения по борьбе с
транснациональной преступностью, образуемые совме
стными приказами соответствующих руководителей пра
воохранительных органов;
в) разовые следственно-оперативные группы, созда
ваемые для расследования на территории нескольких го
сударств одного или нескольких взаимосвязанных уго
ловных дел;
г) постоянно действующих (в том числе межведомст
венных) следственно-оперативных групп для осуществле
ния оперативного выявления участников транснацио
нальных преступных структур и всего крута планируемых
ими и уже совершенных преступлений.
При организации работы совместных подразделений целесообразно решить целый ряд технологических проблем, прежде всего уголовно-процессуального характера.
1. Следственные действия и оперативно-розыскные ме
роприятия работником межгосударственного подразделе
ния (следственно-оперативной группы) должны произво
диться с согласия специального прокурора с последующим
уведомлением прокурора по месту проведения следственно
го действия или оперативно-розыскного мероприятия;
2. Принудительные следственные действия должны
производиться при обязательном участии представителя
правоохранительных органов страны пребывания.
3. Оперативно-розыскные мероприятия с участием
негласных сотрудников и штатных работников правоох
ранительных органов, работающих «под прикрытием» в
рамках работы совместных подразделений могут действо
вать в интересах раскрытия и расследования преступле
ний на территории нескольких стран СНГ — участников
соглашения.
4. Руководитель совместного подразделения, получая
информацию о результатах следственных действий и
оперативно-розыскных мероприятий от работников на
циональных правоохранительных органов вправе исполь
зовать ее в работе межнационального полицейского под
разделения, но не вправе передавать ее представителям
правоохранительных органов других стран. Об этом чле
ны международного подразделения должны специально
предупреждаться вплоть до возможного привлечения к
уголовной ответственности.
5. Очень важный аспект совместной деятельности по
борьбе с транснациональной преступностью — использо
вание специальных познаний. Если использование специ
альных познаний при производстве следственных дейст
вий, оперативно-розыскных мероприятий, специальных
исследований, при консультативно-справочной деятель
ности сведущих лиц и непосредственном применении
специальных познаний самими работниками межгосу
дарственных подразделений не вызовет особой сложно
сти, то вопросы проведения судебных экспертиз нужда
ются в самостоятельном разрешении. Дело в том, что при
расследовании некоторых категорий преступлений при
меняются достаточно тонкие и сложные методики экс
пертных исследований с использованием аппаратуры и
расходных материалов, которыми далеко не всегда распо
лагают все страны-участники совместной деятельности по
борьбе с транснациональной преступностью.
Рассмотрим это на примере расследования террористических актов, которые могут быть совершены на территории нескольких государств и связаны с взрывами, поджогами, техногенными катастрофами и т. д. В России при расследовании этих категорий преступлений арсенал возможных исследований чрезвычайно велик. Достаточно лишь взглянуть на Перечень пожарно-технических и взрыво-технических экспертиз, выполняемых отделом № 18 Федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции России:'
— экспертиза пожароопасных, взрывчатых, а также
специальных физико-химических свойств веществ и ма
териалов;
— экспертиза пожароопасности грузов;
— экспертиза пожаровзрывоопасности технологиче
ского оборудования, его отдельных конструктивных узлов
и деталей;
' Попов И. А. Расследование пожаров: Правовое регулирование. Организация и методика: Учебное пособие.- М: Учебно-консульт. Центр «ЮрИнфоР».- 1998.-С. 277-278.
— экспертиза пожаровзрывоопасности оборудования
для сжатия (создания разрежения) и перемещения раз
личных сред по трубам (насосов, компрессоров, вентиля
торов, трубопроводов и др.);
— экспертиза пожаровзрывоопасности электропри
вода, силового и электроосветительного оборудования,
электротехнических установок (электродвигателей, элек
тропроводки, сварочных машин и др.), бытового электро
оборудования;
— экспертиза пожаровзрывоопасности оборудования
(устройств), производящего тепло за счет сжигания топ
лива для производственных и бытовых целей (печей, кот
лов, теплогенераторов, плит и др.);
— экспертиза пожаровзрывоопасности тепловых дви
гателей, двигателей внутреннего сгорания, реактивных
двигателей на твердом топливе, жидкостных ракетных
двигателей, паровых машин и др.;
— экспертиза пожаровзрывоопасности ядерных энер
гетических установок (атомных станций, судов, научно-
исследовательских центров);
— экспертиза КИП, средств автоматизации контроля
и управления, сигнализации и связи, электронных уст
ройств;
— экспертиза установок (устройств) и технологиче
ских приемов для защиты людей, оборудования, соору
жений, зданий, транспортных средств от пожаров и взры
вов, а также уменьшения их последствий;
— экспертиза пожаровзрывоопасности отдельных из
делий и устройств (спичек, зажигалок, баллонов с газом и
др.);
— экспертиза молниезащиты, электростатической
пожаровзрывоопасности производственных и бытовых
процессов (операций) и оборудования, пожаровзрыво
опасности блуждающих токов;
— экспертиза пожаровзрывоопасности производст
венных процессов, отдельных производственных опера
ций и видов бытовой деятельности;
— экспертиза пожаровзрывоопасности бытового обо
рудования, отдельных изделий, используемых при строи
тельстве, монтаже и ремонте различных объектов;
— экспертиза пожаровзрывоопасности зданий, по
мещений, надземных и надводных сооружений (ангаров,
доков, морских нефтегазодобывающих платформ и др.);
— экспертиза пожаровзрывоопасности подземной и
подводной части сооружений (шахт, рудников, вырабо
ток, метро, тоннелей и др.);
— экспертиза пожаровзрывоопасности регионов,
населенных пунктов, производственных территорий
(генплана), аэродромов, а также территорий, прилегающих к производственным и транспортным магистралям;
— экспертиза пожаровзрывоопасности автомобильного
и городского электрического транспорта (троллейбусов,
трамваев), самодвижущихся машин (тракторов) и др.;
— экспертиза пожаровзрывоопасности авиационного
транспорта, космических аппаратов;
— экспертиза пожаровзрывоопасности морских и
речных судов;
— экспертиза пожаровзрывоопасности специальных
зажигательных устройств, других средств и приемов под
жога и взрыва;
— экспертиза технического состояния объекта на мо
мент пожара (взрыва) и после них;
— экспертиза причин и условий возникновения, ха
рактера протекания пожаров (взрывов) и причин их по
следствий;
— экспертиза пожарной тактики и ее реализации при
тушении пожаров, а также ликвидации последствий по
жара (взрыва).
Такие достаточно сложные исследования могут производиться и по другим категориям уголовных дел.1 Результаты экспертного исследования по таким, достаточно сложным экспертизам должны, во-первых, признаваться судами всех стран СНГ — участников соглашений по борьбе с транснациональными преступными группировками, а, во-вторых, совместные подразделения правоохранительных органов стран СНГ должны иметь возможность назначать такие экспертизы в любой из стран бесплатно либо на тех же условиях, что и органы расследования страны пребывания. Однако здесь необходимо принятие и ряда судебных актов, касающихся правоприменительной деятельности. Мало назначить и провести экспертизу. Не менее важно добиться признания в судебном заседании одной страны результатов экспертизы, произведенной в другой.
Именно такие, понятные и сугубо практические решения должны лежать в основе принятия соглашений о наднациональных подразделениях по борьбе с организованной преступностью. Именно поэтому вызывают недоумение надуманные декларативные положения типа «Транснациональные подразделения быстрого реагирования должны встречатькриминальные
' Бменчук П. Д., Курко М. Н. Судов! експертизи в цив1льному, ap6iT-ражному i кримшальномупроцесь— Кшв,— 1998.— 52 с.
« 137
ситуации, опережая организованные преступные формирования во времени, в пространстве и круге лиц...» или «Необходимо провести первые допросыв оперативном исполнении, чтобы использовать фактор внезапности в реализации многонаправленных арестов и задержаний членов преступных групп».' При детальном ознакомлении с основными нормами уголовного процесса, действующими на территории стран СНГ, еще целый ряд положений вызывает сомнение. Авторы предлагают, в частности включать в содержание взаимной помощи «...содействие в предоставлении задержанных или других лиц для дачи свидетельских показаний или оказании помощи в проведении расследований..., предоставление оригиналов или заверенных копий соответствующих документов и материалов, включая банковские, финансовые, юридические и деловые документы».2
Создается ощущение, что авторы декларативных положений просто не подозревают о том, что «предоставлять задержанных» для дачи свидетельских показаний просто нельзя, тем более нельзя «предоставлять» иных, ни в чем не повинных лиц, что существует понятие банковской, деловой тайны, особым образом регламентирующей доступ к такой информации и т. д. Материалы данного исследования переполнены подобными «предложениями», прямо противоречащими национальному законодательству стран СНГ и межгосударственным соглашениям. Такие предложения о сотрудничестве способны нанести ощутимый вред общему делу борьбы с транснациональной организованной преступностью, поскольку играют на руку реальным и порой влиятельным противникам интеграции правоохранительных органов стран СНГ.
Методы раскрытия и расследования преступлений, совершаемых транснациональными преступными сообществами
Нет особой необходимости еще раз доказывать, что расследования преступлений, совершаемых участниками транснациональных преступных сообществ специфичны не только по типичным следственным ситуациям, но и по методам их решения. В какой-то степени уже можно ут-
1 Зорин Г. А., Танкевич О. В. Стратегия борьбы с транснациональной преступностью.- Гродно.- 1997.- С. 50-51. 3 Там же. - С. 52.
верЖАать" что начинает складываться интернациональная криминалистическая методика расследования этой категории преступлений. Но ее источниками, наряду с традиционными источниками методов расследования (научные рекомендации, нормы уголовного процесса, нормативные акты правоохранительных органов) являются международные соглашения.
Довольно сложно вывести общие положения этой международной криминалистической методики из-за того, что ее отдельные положения растворены в сотнях международных соглашений, многие из которых не соответствуют или даже противоречат друг другу. Мы постараемся систематизировать различные методы раскрытия и расследования преступлений, совершаемых участниками транснациональных преступных сообществ, содержащихся в международных соглашениях Украины, Казахстана и России с другими странами СНГ и странами дальнего зарубежья.
/. Методы информационно-аналитической работы
1.1. Создание и использование криминалистических
баз данных в рамках системы криминалистической реги
страции. В соответствии со ст. 7 Соглашения' Стороны
обязуются предоставлять необходимую информацию на
унифицированных носителях для пополнения межгосу
дарственных оперативно-справочных, дактилоскопиче
ских, криминалистических и иных учетов, находящихся в
ведении МВД Российской Федерации. Стороны пользу
ются этой информацией на безвозмездной основе. Со
держание такого информационного банка осуществляет
ся на долевом участии. Размеры долевого участия будут
определены по согласованию Сторон.