Материалы текущего, промежуточного и итогового контроля
Семестр.
Текущий контроль.
Текущий контроль осуществляется на основе материалов, приведенных в разделе 3 настоящего УМК.
Промежуточный контроль.
Варианты контрольных работ для получения первой рейтинговой оценки. За каждый верный ответ выставляется 10 баллов, общее максимально возможное число баллов – 100.
1 вариант.
1. Исходное положение “Экономикс”: а) ограниченность рабочего времени общества ; б) ограниченность (редкость) ресурсов; в) наличие разделения труда.
2. Количество благ, которое люди хотели бы приобрести по данной цене характеризует: а) спрос; б) ценовую эластичность спроса; в) величину спроса.
3. Закон спроса характеризует: а) определение цены величиной спроса; б) обратную зависимость между ценой и величиной спроса; в) прямую зависимость между ценой и величиной спроса.
4. Спрос на какие товары более эластичен по цене: а) первой необходимости; б) предметы роскоши.
5. Экономическая прибыль это: обычная прибыль фирмы; балансовая прибыль: излишек совокупного дохода над суммой внешних и внутренних издержек.
6. Постоянные издержки: безусловные затраты фирмы, не зависящие от объема выпуска продукции; затраты на оборудование и сырье; затраты фирмы, не зависящие от объема производства в краткосрочном периоде.
7. Если цена меньше АТС, но больше АVС, то фирма минимизирует убытки: путем закрытия производства; продолжением производства.
8. Фирма достигает максимальной прибыли или минимальных убытков при таком объеме выпуска продукции, когда: АТС достигают минимальной величины; предельные издержки достигают величины предельного дохода.
9. В условиях несовершенной конкуренции предельный доход фирмы: меньше цены реализации; равен цене реализации; больше цены реализации.
10. Действует ли при монополии правило необходимости достижения фирмой равенства МС предельному доходу: да; нет; в зависимости от обстоятельств.
Вариант 2
1. Кривая производственных возможностей общества предполагает: максимально полное и эффективное использование производственных ресурсов; альтернативный характер удовлетворения потребностей; убывающую эффективность используемых ресурсов .
2. Количество благ, которое производители хотели бы произвести и реализовать по данной цене характеризует: предложение; ценовую эластичность предложения; величину предложения.
3. Закон предложения характеризует: обратную зависимость между предложением и рыночной ценой; ценовую эластичность предложения; прямую зависимость между рыночной ценой и величиной предложения.
4. В каком из предложенных временных периодов предложение максимально эластично по цене: в мгновенном; в краткосрочном; в долгосрочном.
5. К внутренним издержкам фирмы относятся: амортизация оборудования; рента с собственного земельного участка (на котором располагается фирма); обычная прибыль фирмы (предпринимателя).
6. Переменные издержки фирмы это: затраты на реализацию продукции; затраты, изменяющиеся в зависимости от объема выпуска продукции; сумма налогов.
7. Если рыночная цена меньше АVС, то фирма минимизирует убытки путем: продолжения производства; прекращения производства.
8. Предельные издержки это: минимальные издержки на единицу продукции; затраты, связанные с выпуском дополнительной единицы продукции; максимальные затраты на единицу продукции.
9. Монополист - это рынок: одного продавца и множества покупателей; рынок однородного продукта; рынок дифференцированного продукта.
10. Выгодно ли монополисту понижать цену на неэластичном участке кривой спроса: да, нет, в зависимости от обстоятельств.
Вариант 3
1. Вмешательство государства в частнохозяйственную деятельность вызвано: влиянием социалистических идей; интересами чиновников; несовершенством рынка как регулятора общественного производства.
2. Может ли изменение цены привести к изменению спроса: да; нет; в зависимости от обстоятельств.
3. Можно ли считать отсутствие субститутов (заменителей) фактором, увеличивающим ценовую эластичность товара: да; нет; в зависимости от обстоятельств.
4. В долгосрочном периоде рыночная цена определяется: спросом (полезностью); предложением (издержками); в равной степени и спросом и предложением.
5. Экономическая прибыль в условиях совершенной (чистой) конкуренции имеет место в условиях: краткосрочного периода; долгосрочного периода; обоих периодов.
6. Характеризует ли равенство предельных издержек и предельного дохода “точку безубыточности” в наращивании объема производства фирмы: да; нет; в зависимости от обстоятельств.
7. Для отрасли с ярко выраженным (длительным) действием эффекта отдачи от масштаба производства будет характерно: преобладание мелких фирм; устойчивое сосуществование мелких и крупных фирм; доминирование крупных производителей.
8. Монопольный рынок возникает как следствие: дифференциации продукта; действия эффекта отдачи от масштаба производства; технологической нецелесообразности наличия параллельных производственных мощностей.
9. Сохраняет ли силу для монопольного рынка условие максимизации прибыли (или минимизации убытков) в условиях совершенной конкуренции : да; нет; в зависимости от обстоятельств.
10. Могут ли фирмы в условиях свободной конкуренции повышать цены: да; нет; ни то, ни другое.
Тематика выступлений для получения второй рейтинговой оценки. Порядок оценки выступлений:
90 - 100 баллов – продолжительность выступления 7-10 минут; презентация (при наличии в аудитории технических средств); ответы на вопросы; раскрытие темы выступления;
75 – 89 баллов – продолжительность выступления больше или меньше 7-10 минут; даны ответы не на все вопросы; неполное раскрытие темы;
60 - 74 балла - продолжительность выступления больше или меньше 7-10 минут; не даны ответы на вопросы; тема практически не раскрыта;
Менее 60 баллов - продолжительность выступления больше или меньше 7-10 минут; не даны ответы на вопросы; тема не раскрыта.
Примерная тематика выступлений (может быть изменена по желанию студента при условии согласования новой темы с преподавателем)
1. Спрос, предложение и стратегия предприятия
2. Теория потребительского поведения.
3. Издержки производства: сущность, виды, аспекты практического применения.
4. Трансакционные издержки и институциональная трансформация фирмы.
5. Реклама в условиях рынков несовершенной конкуренции.
6. Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции.
7. Конкуренция и монополия: характеристика и сравнительный анализ.
8. Теория и практика общественного регулирования естественных монополий.
9. Антимонопольная политика в первом десятилетии ХХI века.
10. Механизм ценообразования в условиях совершенной конкуренции.
11. Поведение российских предприятий в первом десятилетии ХХI века.
12. Организационно - правовые формы предприятий.
13. Поведение российских предприятий в первом десятилетии ХХI века.
14. Ценовая война: сущность, типы.
15. Предпринимательство - как фактор экономического роста.
Итоговый контроль.