Некоторые специфические организационные применения теории обучения
Использование лотереи для сокращения пропусков работы. Компания New York Life Insurance Co. использовала лотерею для поощрения работников, не пропускавших работу. Каждый квартал имена работников, не имевших пропусков работы, загружались в лотерейное колесо. (Около 4000 работников из общего числа 7500 работников компании). Первые 10 получают $200, следующие 20 - $100, 70 следующих – оплачиваемый выходной. По итогам года два работника получают $1000, 20 – пять дней отпуска.
Оплата за здоровье или за болезнь. Компании, использующие программы оплачиваемых отпусков по болезни имеют почти в два раза большее число пропусков работы по болезни, чем компании без таких программ. Такие программы подкрепляют неправильное поведение.
Есть методы поддержки здорового образа жизни. Так одна из фирм Среднего запада оплачивает бонус служащим, не имевшим пропусков по болезни в течение четырех недель, и только после этого оплачивает пропуск по болезни (после первых 8 часов отсутствия). Forbes magazine по итогам года выплачивает своим служащим двойную разницу между $500 и оплатой больничного. Здоровый в течение года служащий получает $1000.
Дисциплина служащих. В процессе работы каждый менеджер встречается с нарушениями дисциплины, грубостью, опозданиями, воровством и др. Эти нарушения наказываются устным внушением, письменными выговорами, штрафами и др. Наказания за нарушение дисциплины эффективны для предотвращения повторения нарушения, если проблема корректируется немедленно, если тяжесть наказания соответствует тяжести нарушения, если служащий видит связь между наказанием и неправильным поведением. Однако и при всех этих условиях служащий, понимая, что не надо делать, не видит, что делать надо. В этом слабое место борьбы за дисциплину. Менеджер, которы только наказывает, становится пугалом и служащий старается спрятаться от него. Злоупотребление борьбой за дисциплину ведет к увеличению пропусков работы и увеличению текучести кадров.
Разработка программ тренинга. Более 90% фирм регулярно проводят программы тренинга служащих. Теория социального обучения может в этом помочь. Программа тренинга должна содержать модель, привлекающую внимание обучаемых, обеспечивать мотивацию, позволять обучаемому сравнивать свои прошлые и текущие результаты, обеспечивать возможность применения новых навыков, обеспечивать награду за результаты.
Создание программ наставничества. Не встретишь высшего менеджера, который в начале своей карьеры не имел бы старшего наставника, который учил его правильным решениям, советовал, защищал, держал под крылом. То же можно сказать и про многие рабочие профессии. С точки зрения теории обучения наставник представляет собой ролевую модель, которой должен соответствовать обучаемый.
Самоменеджмент.
Самоменеджмент. | Техника обучения, которая позволяет индивидам управлять своим собственным поведением, в результате чего нужен меньший внешний управленческий контроль |
Восприятие и индивидуальное принятие решений.
Что такое восприятие и почему оно важно?
Восприятие | Процесс, посредством которого индивиду организуют и интерпретируют свои чувственные впечатления для того, чтобы понять свое окружение |
Мир, который воспринимается, важен с точки зрения поведения.
Факторы, влияющие на восприятие
Эти факторы можно подразделить на факторы, относящиеся к предмету восприятия, относящиеся к воспринимающему лицу и относящиеся к ситуации, в которой происходит восприятие.
· Воспринимающее лицо
· Отношение к предмету восприятия
· Мотивация.
· Интересы, влияющие на восприятие.
· Ожидания
· Опыт
· Принадлежность к какой-либо референтной группе
Предмет наблюдения
Характеристики предмета наблюдения влияют на то, как он воспринимается. Близко расположенные предметы связываются между собой. На изображении что-то может считаться фоном, что-то фигурой, но известны картинки, где фон и фигура могут меняться местами. Предметы, показанные друг за другом также связываются между собой.
Факторы, учитываемые при наблюдении: новизна, движение; звуки; размер; фон; близость; ситуация; время; рабочие установки; социальные установки; личное восприятие: создание суждения о других.
Теория атрибуции
Наше восприятие живых существ отличается восприятия неживых тем, что мы пытаемся предугадать их поведение.
Теория атрибуции | Когда индивиды наблюдают поведение, они стремятся определить, вызвано оно внешними или внутренними причинами |
Внутренние причины зависят от индивида, он способен ими управлять. Внешние – определяются внешней средой, индивид вынужден к ним подстраиваться.
Помимо этого различаются также:
· Различимость – индивид показывает разное поведение в разных ситуациях;
· согласие – одинаковая реакция на сходные ситуации;
· постоянство – меняется ли реакция со временем.
Основная ошибка атрибуции | Тенденция недооценивать внешние факторы и переоценивать влияние внутренних факторов при суждении о поведении других |
Предпочтение самому себе Предубеждение самооценки | Тенденция индивидов относить свои успехи за счет внутренних факторов, и объяснять неудачи и ошибки внешними факторами |
Всеобщий позитивный принцип (принцип Полианны) |
В качестве примера – поведение инвесторов рынка высоких технологий после его обрушения (на 70%) весной 2000 года. Они обвиняли аналитиков, Федеральный Резервный фонд и др.
Неизвестно, как этот механизм действует в других культурах. Так, вопреки предубеждению самооценки, корейский менеджер берет на себя ответственность за ошибку группы: «Это потому, что я неспособный лидер».