Статистика рынка продуктов и маркетинг. Источники статистической информации о рынке продуктов
Развитие современного рынка неотделимо от понятия маркетинга. Под маркетингом понимают деятельность по доведению продукта от сферы производства до сферы потребления, ориентированную на удовлетворение потребностей покупателей. Маркетинг ставит своей целью упорядочение рыночной деятельности, внедрение в нее научных принципов распределения (дистрибьюции) и товародвижения, направленную на снижение уровня стихийности, введения конкурентной борьбы в определенные рамки, обеспечения «прозрачности» рынка и предсказуемости его развития. Маркетинг представляет собой систему, включающую функции планомерного стратегического и оперативного управления деятельностью рыночных структур; функции регулирования ряда рыночных процессов и функции изучения рынка.
В маркетинговом исследовании выделяются четыре последовательных этапа (рис. 38.6).
Рис. 38.6
Маркетинговое исследование призвано обеспечить информационно-аналитические потребности маркетинга. С позиции методологии оно представляет собой сложный сплав статистики и эконометрии, со-циометрии и квалиметрии, бихевиоризма и дескриптивного анализа. Статистические методы имеют огромное значение для решения многих маркетинговых задач. В частности, на теории статистического наблюдения базируется основная часть информационной базы маркетинга. Статистические методы анализа тенденций, вариации и цикличности являются основой конъюнктурного анализа рынка. Группировки применяются при сегментации рынка, корреляционно-регрессионный анализ — при характеристике влияния окружающей среды маркетинга на деятельность фирм. В маркетинговом анализе находят место оценки, базирующиеся на моделях теории очередей (теории массового обслуживания). Рыночный риск оценивается с помощью вероятностного анализа, с использованием выводов теории риска (теории принятия решений). Для характеристики развития и состояния фирмы применяют индексный метод, средние и относительные величины и т.д.
Статистические характеристики необходимы и в процессе оценки выполнения рыночными партнерами своих договорных обязательств. В частности, индексы физического объема позволяют исключить влияние изменения цен после заключения контракта, индекс влияния структурных сдвигов отразит изменения ассортимента товаров и т.д. Коэффициент вариации позволяет исследовать степень равномерности поставки товаров. Сезонные и другие цикличные колебания спроса и предложения можно выявить с помощью индексов сезонности, гармоники Фурье и других моделей, улавливающих регулярные колебания рыночных пропорций.
Маркетинговая информация широко использует статистическую отчетность и статистические публикации, применяет методы выборки, различные виды опросов, экспертные оценки типа Дельфи-метода. Некоторые теоретики маркетинга говорят о статистическом банке маркетинга, имея в виду набор статистических методик, используемых в маркетинговом исследовании.