Изложение текстового материала

Оформление - одна из важнейших стадий работы над дипломным проектом. Придание соответствующей формы тексту дипломного проекта имеет принципиальное значение, поскольку дипломный проект - это формальное квалификационное сочинение и его оформление должно соответствовать общепринятым требованиям. Причем определенные элементы оформления нельзя откладывать «на потом» - на то время, когда текст в своей основе уже будет написан. Об оформлении нужно думать по ходу работы над темой, в процессе создания черновой рукописи. Ведь пояснительная записка дипломного проекта состоит не только из текстовой части, но включает в себя формулы, приложения, таблицы, диаграммы, графики, иллюстрации. Все эти виды материала должны быть представлены в дипломном проекте в соответствии с требованиями, предъявляемыми к работам, направляемым в печать.

Текстовой материал дипломного проекта обычно содержит числительные, буквенные обозначения, цитаты, ссылки, перечисления и т.п.

Количественные числительные записываются цифрами, если они являются многозначными, и словами, если они однозначны (например: десять автомобилей (не: 10 автомобилей)). Если при числительном даются в сокращенном обозначении единицы величины, то такое числительное (даже однозначное) записывается цифрами (например: 28 кг, 5 л и т.д.). После сокращений единиц меры, длины, массы, объема точка не ставится. При перечислении однородных величин и отношений сокращенное обозначение единицы величины ставится только после последнего числа.

Количественные числительные согласуются с именами существительными во всех падежных формах, кроме форм именительного и винительного падежей (например: до сорока метров (род. п.), к семидесяти тоннам (дат. п.) и т.д.). В формах именительного и винительного падежей количественные, числительные управляют существительными (например: имеется сто (им. п.) литров (род. п.), получить восемьдесят (вин. п.) рублей (род. п.)).

При количественных числительных, записанных арабскими цифрами, падежные окончания не пишутся, если числительные сопровождаются существительными (например: не 15-ти рублей, а 15 рублей).

Порядковые числительные пишутся словами (например: седьмой, двадцать пятый, двестипятидесятый). Порядковые числительные, обозначенные арабскими цифрами, не имеют падежных окончаний, если они стоят после существительного, к которому относятся (например: в гл. 11, на рис. 9, в табл. 6), и имеют падежные окончания, если они стоят перед существительным (например: 3-й раунд).

При перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание ставится только один раз (например: капитаны 1 и 2-го рангов).

Записанные римскими цифрами порядковые числительные падежных окончаний не имеют (например: IV курс, XX век (не: ХХ-й век)).

В дипломных проектах часто используются сокращения. При этом применяются три основных способа:

1) сохраняется только первая (начальная) буква слова (город - г.);

2) сохраняется часть слова, отбрасываются окончание и суффикс (медицинский - мед.);

3) пропускается несколько букв в середине слова, вместо которых ставится дефис (университет - ун-т). При этом сокращение должно оканчиваться на согласную и не должно оканчиваться на гласную (если она не начальная буква в слове), на букву «и», на мягкий и твердый знак.

Необходимо правильно оформлять общепринятые условные сокращения. После перечисления пишут т.е. (то есть), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие); при ссылках: см. (смотри), ср. (сравни); при цифровом обозначении веков и годов: в. (век), вв. (века), г. (год), гг. (годы).

Оформление цитат подчиняется следующим правилам. Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, она начинается с прописной (большой, буквы). Если цитата включена на правах части в предложение авторского текста, она пишется со строчной (маленькой) буквы. Если в цитату вошла только часть предложения цитируемого источника, то либо после кавычки ставится многоточие и цитата начинается с маленькой буквы, либо цитата начинается с большой буквы и заканчивается многоточием (например: Г. Спенсер считал явления общественной жизни «...следующими общим мировым законам, как и все другие естественные явления»).

Цитата начинается со строчной буквы и тогда, когда она органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике (например: П.А. Сорокин писал, что «уникальные условия революции дают возможность проверить многие социологические положения»).

Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка № (например: рис. 7, табл. 9, с. 73, гл. 6). Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать в тексте полностью, без сокращений (например: «рисунок иллюстрирует тезис о том, что...», «анализ данных таблицы позволяет сделать вывод о том, что...» и т.д).

Ссылку в тексте на отдельный раздел работы, не входящей в строй данной фразы, заключают в круглые скобки, и используют сокращение «см.» (например: (см. приложение 5)).

Подстрочные ссылки (сноски) печатают с абзацного отступа арабскими цифрами без скобки и размещают выше текста строки. От основного текста сноска отделяется сплошной короткой чертой. Нумерация ссылок осуществляется в последовательном порядке в пределах каждой страницы. На каждой следующей странице нумерацию ссылок начинают с первой.

Перечисления, встречающиеся в тексте, рекомендуется оформлять следующим образом. Если перечисления состоят из отдельных слов или словосочетаний, то они пишутся в строчку и оформляются с помощью нумерации арабскими цифрами или латинскими буквами и запятых (например: В современной России можно выделить такие социальные слои: 1) верхний, 2) средний, 3) базовый, 4) нижний и 5) «социальное дно»).

Если перечисления состоят из развернутых фраз со своими знаками препинания, то части перечисления чаще всего пишутся с новой строки и отделяются друг от друга точкой с запятой (например:

Капиталистический строй характеризуется:

а) наличием буржуа и пролетариев;

б) ломкой старых социальных связей;

в) усиленной национальной интеграцией).

Все элементы перечисления в целом должны грамматически подчиняться вводному предложению, которое предшествует перечислению (например: согласно 3. Фрейду, личность характеризуется следующими элементами:

1) это, или Я;

2) подсознанием, или «оно»;

3) суперэго, или «сверх-я»).

Последний лист дипломного проекта выполняется по установленному образцу (прил. 6)

2.5.4. Использование и оформление ссылок

Библиографическая ссылка - совокупность библиографических сведений о цитируемом или упоминаемом в тексте другом документе, которые необходимы для его идентификации и поиска[3]. Их также следует оформлять по правилам.

Форма ссылок не регламентируется. Это могут быть ссылки непосредственно по тексту, сноски, примечания, указания на используемую литературу, приводимую в конце дипломного проекта. Наиболее употребительными являются ссылки непосредственно по тексту. Оформляются ссылки в соответствии с ГОСТ Р 7.05-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

При оформлении ссылок допустимы некоторые отклонения от общих правил библиографического описания источников. Так, если ссылка включена в текст, то на нее распространяются правила оформления текста, а не библиографического описания. Например, в тексте названия книг даются в кавычках, а в библиографическом списке - без кавычек, инициалы авторов в ссылке должны идти перед фамилией, а в списке - вслед за фамилией. Между областями описания знак «точка и тире» можно заменять точкой, допускается использование формы краткого описания.

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или по иному документу, то ссылку следует начинать так: «Цит. по:» либо «Цит. по кн.:» или «Цит. по ст.:». Если невозможен плавный логический переход к ссылке от текста, к которому она относится, то пользуются начальными словами «См.», «См. об этом». Когда надо подчеркнуть, что источник, на который дается ссылка. - лишь один из многих, где подтверждается или высказывается, или иллюстрируется положение основного текста, то в таких случаях пишут: «См., например,», «См., в частности». Когда нужно показать, что ссылка представляет дополнительную литературу, указывают «См. также:».

По месту расположения относительно основного текста дипломного проекта библиографические ссылки бывают:

1) внутритекстовые, т.е. являющиеся неразрывной частью основного текста;

2) подстрочные, т.е. вынесенные из текста вниз страницы;

3) затекстовые, т.е. вынесенные за текст всего произведения или его части.

Внутритекстовые ссылки используют, когда значительная часть ссылки вошла в основной текст дипломного проекта так органично, что изъять ее невозможно. Тогда в скобках указывают лишь выходные данные и номер страницы, на которой напечатано цитируемое место, или только выходные данные (если номер страницы указан в тексте), или только номер страницы (если ссылка повторная).

Подстрочные ссылки на источники дают в тексте дипломного проекта, если ссылки нужны по ходу чтения, а внутри текста их разместить невозможно или нежелательно.

Если ссылки приводят в конце каждой страницы в виде подстрочных ссылок, для связи их с текстом используют знаки сносок в виде цифры.

Если несколько ссылок на один тот же источник размещается на одной странице, то в сносках пишут «Там же» и номер страницы, на которую дается ссылка.

Существует несколько способов связи основного текста дипломного проекта с описанием источника. Обычно для этой цели служит порядковый номер источника, указанного в библиографическом списке, а в основном тексте этот номер берется в квадратные скобки. При указании в основном тексте на страницу источника последняя также заключается в квадратные скобки; например: [73. С. 62], что означает: источник в списке 73, страница 62.

Когда в основном тексте упомянуты фамилия автора и заглавие статьи, в подстрочной ссылке можно ограничиться описанием самого издания. В тех случаях, когда приходится оперировать большим числом источников, применяют затекстовые библиографические ссылки.

Наши рекомендации