Выбор организационной структуры фирмы
Особое внимание следует уделить выбору организационной структуры фирмы. Сама по себе организация управления мелкой фирмой большой роли не играет. В отличие от формализованных организационных структур крупных корпораций в мелких фирмах они просты и управленческие функции сосредоточены в руках небольшого числа лиц. Самая простая оргструктура включает в себя президента, начальника мастерской, специалиста по сбыту - всего 2-3 человека. По мере роста размера предприятия, увеличения объема продаж растет и его управленческий аппарат. Вот как, например, выглядит штат небольшой фирмы: управляющий (собственник), агент по снабжению, одновременно выполняющий функции технолога, конторский работник, мастер, в подчинении которого находятся несколько рабочих. Бухгалтер, как правило, приглашается для работы на временной основе. Бывает, что на начальном этапе глава фирмы сосредоточивает в своих руках все основные управленческие функции: бухгалтерский учет и ведение финансов, руководство сбытом и снабжением, контроль за ценами и рекламной деятельностью. Но рано или поздно, по мере роста фирмы, настает момент, когда один руководитель не сможет за всем уследить, и ему потребуется помощь в управлении фирмой. Поэтому по мере расширения дела ему придется передать часть своих функций, ответственности и полномочий. Важно заранее предусмотреть такой поворот событий и учитывать его при разработке схемы организационной структуры фирмы. Далее приводятся типичные схемы организации фирмы.
Изначально при выборе схемы управления обычно исходят из того, что на малом предприятии владелец и управляющий основную часть работы выполняет сам. В этом случае структура фирмы выглядит примерно так:
Президент компании (владелец-управляющий) |
|
|
|
Второй вариант:
Президент компании (владелец-управляющий) |
|
|
|
По мере расширения деятельности фирмы ее структура принимает следующий вид:
Мастер Руководитель
отдела материально-
технического снабжения
После построения организационной структуры фирмы необходимо распределить обязанности между сотрудниками. Можно расписать функциональные обязанности с указанием фамилий лиц, ответственных за их выполнение, или прибегнуть к обозначениям типа "работник №1". На одного и того же сотрудника может быть возложено выполнение нескольких функций.
Виды работ Фамилии
_________________ ___________________
Финансовый план
На этом этапе работы над бизнес-планом следует перейти к рассмотрению финансовой стороны дела. Прежде всего предстоит позаботиться об источниках пополнения денежных ресурсов. Помимо вложенного первоначального капитала можно рассчитывать на денежные поступления от продажи услуг предприятия. Кроме того следует определить, какой объем реализации планируется на ближайшие 12 месяцев?
Расходы. На основании запланированного объема реализации необходимо рассчитать величину предстоящих расходов. Но еще важнее определить, какова будет в конце года прибыль. Все время следует помнить, что прибыль - своего рода компенсация за риск. Чтобы поставить дело и вернуть средства, вложенные в фирму, необходимо иметь прибыль, величина которой должна из года в год расти. Для того, чтобы получить представление о величине предстоящих расходов, важно знать, что представляет из себя показатель себестоимости продаж.
Издержки освоения новой продукции. При открытии фирмы имеется ряд расходов, связанных с началом работы предприятия:
Принадлежности и оборудование* _____________________________
Начальные товарно-материальные запасы_______________________
Канцелярские товары_________________________________________
Реконструкция и отделка помещений____________________________
Установка оборудования______________________________________
Взносы за коммунальные услуги________________________________
Вознаграждение юристам и др. консультантам____________________
Лицензии и разрешения_______________________________________
Реклама по случаю открытия фирмы____________________________
Операционная наличность_____________________________________
Изъятия владельца в период подготовки к открытию фирмы________
Всего _________
Рабочая таблица расходов