Тема 3.6. Управление внешнеэкономическими отношениями
За годы рыночных реформ в России был создан либерализованный торговый режим, осуществляемый на основе принятых в мире рыночных принципов. В настоящее время участником внешнеторговой деятельности может быть любое российское юридическое или физическое лицо.
Реализация целей внешнеэкономической политики России, основным направлением которой является дальнейшая интеграция страны в мирохозяйственные связи, сопровождается внесением серьезных изменений в одну из важнейших составных ее частей – государственное регулирование. Осуществление в рамках экономической реформы мер по либерализации внешнеэкономической деятельности, переход от административных методов управления к экономическим позволили перевести регулирование внешнеэкономического комплекса на рыночные принципы, которые нашли свое отражение в принятом в 1995 г. Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».
В настоящее время складывается новая организационная структура регулирования в данной области, которая включает основные ветви федеральной власти, местные органы власти, загранаппарат и обеспечивает, хотя и не в полной мере, необходимы условия для деятельности отечественных субъектов во внешнеэкономической сфере, защиты их интересов в условиях перехода к формированию рыночных отношений.
В целом действующий в настоящее время механизм внешнеторговой деятельности характеризуется отменой административных ограничений, резким сокращением числа квотируемых и лицензируемых товаров. Указанные меры осуществлялись параллельно с мерами по защите отечественного производителя, во внешнеэкономическом плане работа велась по трем основным направлениям – стимулирование промышленного экспорта, обеспечение благоприятных условий для продвижения российских товаров на внешние рынки, защита внутреннего рынка и экономической безопасности страны. В импортных операциях таможенный тариф становится основным инструментом торговой политики и государственного регулирования. Одновременно с этим совершенствуются методы таможенного контроля, механизмы применения технических и санитарных требований и стандартов на российском рынке, дополнительные тарифные меры в случае недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных фирм.
Следует отметить, что в сфере регулирования внешнеторговой деятельности в РФ происходит определенное усиление контрольных функций государства. С введением в действие совместных документов Центрального банка РФ и Государственного таможенного комитета с начала 1994 г. стала действовать система таможенно-банковского валютного контроля над экспортными, а с начала 1996 г. – над импортными операциями. Введение данной системы позволило объединить основные субъекты и звенья внешнеэкономической деятельности: предприятия – экспортеры и импортеры, уполномоченные банки как агенты валютного контроля, таможенные органы.
Последние годы характерны бурным развитием международных экономических отношений, между различными государствами, регионами, экономическими союзами. Резко активизировались они и на уровне отдельных компаний, предприятий. У многих российских фирм внешнеэкономические связи быстро растут. Особенно это относится к государствам-членам СНГ. Все чаще российский бизнес становится международным – в нем принимают совместное участие фирмы разных государств и в нем используется международный капитал.
Переход деловых взаимоотношений в сферу международных контактов привел к существенным изменениям в практике менеджмента. Совершенно очевидно, что в этом случае все управленческие акции должны осуществляться на основе стандартов, принятых на международных рынках. Тот российский менеджер, который намерен развивать деловое партнерство с контрагентами в других странах, просто вынужден действовать на основе правовых, этических, моральных и иных норм, принятых в этих государствах.
В сфере международных экономических отношений имеет место определенная трансформация содержания понятия менеджмент. Применительно к внешнеэкономической деятельности фирмы под ним можно понимать управленческую деятельность, направленную на разработку и активное осуществление эффективной хозяйственной политики на внешнем рынке, а также на перестройку всей внутренней среды предприятия в соответствии с изменившимися требованиями и представлениями.
Международный менеджмент призван в полной мере учитывать различную экономическую, культурную, правовую среду каждого национального рынка. Международный менеджмент более сложен, чем внутренний, в силу самых различных рисков, связанных с расчетами в иностранной валюте, с ценовым, транспортным риском, риском при неуплате или несоблюдении условий о поставке товара. Не исключены сложности, связанные с таможенными формальностями и другими факторами, действующими в мировой торговле-
При этом разработка комплекса мероприятий по реализации товаров и услуг на внешнем рынке представляет собой управленческий процесс, включающий в себя следующие этапы: анализа, планирования, организации и контроля за рыночной деятельностью.
Внешнеэкономический контракт представляет собой юридическую базу построения взаимоотношений сторон при внешнеэкономической деятельности. Их структура и содержание должны соответствовать как национальным законодательства, так и унифицированным международным («Инкотермс»).
Составление юридически грамотного контракта, детально регламентирующего все взаимоотношения сторон при внешнеторговых сделках, является как ключом к устойчивому сотрудничеству с партнером, так и базой для предъявления судебных претензий.
В свете этого, работа менеджера при заключении внешнеэкономических контрактов должна учитывать специфику международного права и особенности национальной юриспруденции.
Усвоение изложенного элемента позволит российским коммерсантам осознанно подходить к формированию платежных условий договоров международной купли-продажи, подряда, мены, лизинга и др. Договоренность по условиям платежей должна достигаться между сторонами до согласования цен на товары, поскольку эти условия чисто влияют на уровень цен.
Изучение этого элемента целесообразно для поставщиков экспортных и заказчиков импортных товаров, действующих через российских внешнеторговых посредников, поскольку от них зависит гарантия получения валютной выручки от реализации импортируемых товаров.
Следует также учитывать, что изложенные принципы расчетов неотвратимо будут внедряться в практику внутрироссийской торговли по мере выхода экономики из платежного кризиса.