Механизм ценообразования, его структура и необходимость в современных условиях.
Система ценообразования включает систему цен и механизм ценообразования. Она призвана обеспечивать эквивалентный обмен результатами труда товаропроизводителей с учетом общественной потребности в их продукции и платежеспособного спроса потребителей на нее.
Механизм ценообразования — совокупность взаимосвязанных процессов формирования и изменения цен под воздействием множества экономических и иных факторов, протекающих с участием различных хозяйствующих субъектов, производителей, потребителей, посредников при регулирующей роли государства (общества).
Объектом регулирования в механизме ценообразования выступают система цен и отдельные ее виды, а также система методов, воздействующих на способ (тип) их формирования, уровни и соотношения.
Субъектами ценообразования в Республике Беларусь могут выступать юридические лица и предприниматели, республиканские органы государственного управления, областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы.
В ходе осуществления своей деятельности субъекты ценообразования должны соблюдать следующиепринципы ценообразования:
· определение основ государственной политики в области ценообразования;
· сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);
· разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению цен (тарифов);
· установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли, и осуществление других мер государственной поддержки;
· государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установление нормативов и регулируемых цен (тарифов).
Многообразие цен связано с многоукладностью, многосторонностью производственных решений, многофункциональным характером общественного производства, неравномерностью развития и сложной структурой рынка.
В рыночном механизме ценообразования можно выделить механизм государственно-общественного управления (регулирования) и свободно-конъюнктурного рыночного самоуправления и саморегулирования ценовых процессов. Суть государственно-общественного управления ценообразованием состоит в целенаправленном воздействии общества с помощью различных экономических и организационных рычагов на уровни и соотношения различных видов и типов цен, а через них — на интересы производителей и потребителей товаров для приведения структуры общественного производства в соответствие с общественными потребностями.
Механизм ценообразования в условиях рыночной экономики гибко реагирует на изменение параметров, определяющих денежное выражение общественной стоимости и ее движение: налогов, доходов, процентных ставок.
Между ценой и инфляцией существует двухсторонняя связь. Инфляция вызывает рост цен. Цены, в свою очередь, влияют на инфляцию. Они могут ее сдерживать или ускорять. Экономически обоснованная система цен является одним из условий предупреждения и замедления инфляции.
4.Объективный характер, цели и методы государственного регулирования цен. цели:1.Взаимоувязывание интересов субъектов рыночной экономики: производителя, покупателя и государства.2.Обеспечение экономической безопасности страны.3.Защита отечественного товаропроизводителя.4.Защита наименее обеспеченных слоев населения от необоснованного роста цен на товары первой необходимости.5.Создание условий для нормальной конкуренции.6.Государственное влияние на деятельность предприятий-монополистов.7.Ограничение инфляционного роста цен в результате возникновения товарного дефицита.8.Поддержание ценовых пропорций. Методы:1.государственные закупки товаров;2.деблокирование запасов;3.поощрение сбыта продукции на внешнем рынке;4.расширение импорта;5.кредитную политику;6.налоговую политику;7.политику в области рабочей силы. Воздействие на спрос:
1.пропагандистские компании;2.политика оплаты труда и налогообложение;3.пенсионная политика.Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики: усиливается в кризисных ситуациях и ослабевает по мере преодоления кризиса.Первичной формой государственного воздействия на цены является наблюдение за ценами, оно служит основой, на которой базируются все мероприятия государства по прямому или косвенному регулированию цен. Наблюдением занимаются статистические органы, научно-исследовательские центры. Главная цель наблюдений за ценами со стороны государственных органов и социальных партнеров – измерение стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы, пенсий, пособий, а также выяснение влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность.
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});